Житие cвященномученика Ермолая Никомидийского
Однажды святой Ермолай вышел навстречу юноше и попросил его зайти к нему в дом. В беседе святой Ермолай стал разъяснять своему гостю ложность, нечестие и суетность поклонения языческим божествам. С этого дня Пантолеон стал ежедневно заходить к святому Ермолаю и принял от него святое Крещение.
Когда совершался суд над святым великомучеником Пантелеимоном, были схвачены и святые Ермолай, Ермипп и Ермократ. Накануне святому Ермолаю явился Господь Иисус Христос и открыл ему, что на следующий день он пострадает за Него и примет мученический венец. После святого Ермолая были схвачены и приведены на судилище и святые Ермипп и Ермократ. Всем троим было предложено отречься от Христа и принести жертву идолам. Но они решительно отказались, исповедали свою веру в Господа Иисуса Христа и готовность с радостью умереть за Него. Язычники стали угрожать святым иереям муками и смертью. Внезапно началось сильное землетрясение, и идолы в капище упали и разбились. Об этом было доложено императору. Разгневанный Максимиан отдал святых мучеников на истязания и вынес им смертный приговор. Мужественно претерпев все мучения, святые иереи – мученики Ермолай, Ермипп и Ермократ были обезглавлены около 305 года.
* * *
Господь наш Иисус Христос сказал: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь; ибо велика ваша награда на небесах (Мф. 5, 11—12).
Некоторые могут подумать, что наставление Господа — не страшиться ненависти мира — не относится к ним и дано совсем не для наших времен и обстоятельств. Мы не живем ныне, скажут они, среди врагов и гонителей христианства, как жили первые последователи Христовы; мы, христиане, живем между христианами; мир, который некогда ненавидел христианский род, в продолжение времен сам переродился в мир христианский.
Выслушаем же, возлюбленные, неподражаемое слово по этому поводу великого святителя митрополита Московского Филарета. Так, говорит он, мир действительно побежден, однако не уничтожен; он еще жив и по-прежнему ненавидит тех, которые — Христовы или стараются быть таковыми. Мир, побежденный верою, плененный в ее послушание, неприметно внес в нее с собою и распространил в ней свой собственный дух; таким образом, сей враг Христа и христианства оказался в пределах самого христианства; прикрывшись именем христианского мира, он действует свободно и учреждает себе мирское христианство, старается обратно переродить сынов веры в сынов мира, сынов мира не допустить до возрождения в истинную жизнь христианскую, а на непокорных ему вооружается ненавистью, лукавством, злословием, клеветою, презрением и всяким оружием неправды.
Тем, которые истинно Христовы и желают убедиться, как ненавидит мир и ныне, всегда это можно испытать на себе. Чем они будут совершеннее и приметнее для мира, тем скорее возбудится ненависть. Пусть они обратятся к премудрым и разумным века сего, например, с учением о премудрости Божией, или о повреждении человеческого естества, или о внутреннем человеке, или о жизни созерцательной, или о действии Святого Духа; чем глубже они будут излагать это безконечно глубокое учение, тем менее будут разумные разуметь его и тем скорее вследствие уверенности в превосходстве своего ума они презрят их как опасных учителей. Пусть кто-либо из состоятельных отважится с полною христианскою решимостью отвергнуть пышность и роскошь, забавы и зрелища, раздать имение нищим, решится жить исключительно Церковью, — какими уязвляющими взорами будут люди преследовать этого беглеца. Сколько стрел остроумия или, справедливее, острого безумия на него посыплется! Нет сомнения, что найдутся люди, которые усомнятся в его здравомыслии потому только, что он решился мыслить и поступать по-христиански, не применяясь к миру и его ложным понятиям.
Но, может быть, ненависть мира не есть еще мученичество? В таком случае определим: что значит поносить за веру и верность Христу? Это значит: бранить, насмехаться, издеваться, как поносили Самого Христа, называя Его самарянином и беснующимся, и как смеялись над Ним, когда Он висел на Кресте для спасения людей. Что значит быть изгнанным за правду? Это значит: быть лишенным общения с людьми, преследованным, угнетенным. Под правдою надо разуметь всякую добродетель, а гонителями ее бывают люди, преданные греху и нечестию. Так как ревнители благочестия и добродетели служат им обличением, то они делаются нетерпимыми. Святой апостол Иоанн пишет, что всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы (Ин, 3, 20). Это ли не мученичество — подвергаться брани, насмешкам, издевательствам, быть лишенным общения с людьми, испытывать преследования, угнетения, лишаться средств к существованию, повергаться в нужды, беды, болезни? Это ли не медленная смерть, не терзание, которыми обусловливается мученичество? О существовании мученичества можно судить и по страху, который имеют некоторые люди к ненависти мира. Они угождают миру из малодушия и чтобы не подвергнуться этой ненависти. Люди, которые кажутся основательными и благоразумными, позволяют себе совершать дела легкомысленные и житейские; желающие быть честными допускают себя впадать в дела безчестия. Подчиненные, боясь потерять расположение начальников, подражают их дурным поступкам.
Чтобы понять, почему это так делается доныне, почему мученичество современно нам, надо вникнуть в вопрос: кто мучители? Действительно, кто может среди самого христианства воздвигать вражды, раздоры, смятения, ненависти, гонения? Тот, кто наполнил первые века христианскими мучениками. Тот, который не давал покойного дня в жизни столпам Православной Церкви: терзал Василия Великого, Григория Богослова, кто несколько раз изгонял Афанасия, заточил Златоуста. Кто же производил и производит такие ужасы, как не мир, некогда побежденный верою нашею, но потом — о горе и безславие христианству! — нередко побеждающий в нас веру нашу не по ее немощи, но по нашему расслаблению и малодушию...
Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы,— говорит святой апостол (2 Тим. 3, 12). Следовательно, гонимы будут все истинные христиане до скончания века, будут страдать от скорбей, печали, искушений, клеветы и бедствий. Мы не должны смущаться таким порядком вещей. Человеку, который борется со злом, говорит святой Иоанн Златоуст, невозможно не испытывать скорбей. Борцу нельзя предаваться неге, воину невозможно пиршествовать в сражении. Поэтому пусть никто из находящихся в борьбе не ищет покоя, не предается наслаждениям. Настоящее время есть время борьбы, сражения, скорбей, воздыханий, есть поприще подвигов. Время покоя будет после, а .теперь — время усилий и трудов. Праведники терпят бедствия для их испытания, а грешники — в наказание за свои грехи. Тот, кто знает Священное Писание, как должно знать, не соблазняется ничем случающимся, все переносит мужественно, иное принимает верою и приписывает непостижимому Промыслу Божию, а для иного видит основания и находит примеры в Писаниях.
Вражда, гонения, мученичество — дело не новое, а потому Христос и учит взирать на это равнодушно, без страха и смятения, и говорит нам: Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел (Ин. 15, 18).
Мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше, все надеющиеся на Господа! (Пс. 30, 25). Аминь.
Священномученик Серафим (Чичагов)