ЖИТИЕ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА, ВО СВЯТОМ КРЕЩЕНИИ ВАСИЛИЯ
Все это делало их предрасположенными к христианству. Несколько раз проникало оно в Русскую землю. В 860 г. русские напали в ладьях на Константинополь, но греки погрузили в море ризу Пресвятой Богородицы. Море взволновалось, и корабли руссов были разметаны, и они отступили. После этого они прислали в Константинополь посольство просить крещения. Это было первое крещение Руси. В том же 860 г. св. Кирилл, просветитель славян, крестил в южнорусских степях 200 семейств. Он нашел у них Евангелие и Псалтирь своего же перевода. Для обращенных был послан митрополит Михаил, и князь руссов собрал народ и призвал его принять крещение Старейшины соглашались, но потребовали чуда, а именно чтобы Евангелие было брошено в огонь и не сгорело. Евангелие было брошено, и чудо совершилось. Народ крестился. Это было второе крещение Руси. Третье было при св. княгине Ольге, к тому времени в Киеве было уже немало христиан и была церковь Св. пророка Илии. После кончины св. Ольги христианство временно заглохло, но ненадолго. Настали дни св. князя Владимира.
В то время Киев был большим торговым городом. Там встречались купцы со всего мира и проповедники всех вероисповеданий. Послы Владимира, вернувшиеся из Византии, говорили ему, что, стоя в церкви, они не знали, "на земле они или на небе". Расположен был Киев на "великом водном пути из варяг в греки", то есть из Скандинавии в Грецию. И близость православной Греции сказывалась. Память о христианстве, недавно уничтоженном Святославом, была жива. По словам писателя XI в. Иакова Мниха, на молодого князя Владимира влиял и пример его великой бабки, равноапостольной княгини Ольги, "мудрейшей из людей", как ее называли современники; не мог не влиять и пример матери его, христианки княгини Малуши, и, наконец, героическая смерть свв. первомучеников Феодора и Иоанна (память их 12 июля).
Тем не менее князь Владимир был язычником, держался языческих обычаев и имел 5 жен. Что именно привело его ко Христу, как совершилось его обращение – это остается его духовной тайной, скрытой в глубине его сердца.
Между тем по воле Божией сами внешние события вели св. князя Владимира к осуществлению его желания. Греческие императоры Константин и Василий (из Македонской династии) обратились к Владимиру с просьбой помочь им усмирить бунт воеводы Фоки. Владимир согласился, но поставил условием руку сестры их, царевны Анны, и присылку духовенства со священной утварью для крещения Руси. Императоры согласились, но, когда Владимир Фоку победил, обязательства своего не выполнили. Тогда Владимир взял Корсунь и этим заставил императоров исполнить обещание. Корсунь он вернул грекам как выкуп за невесту (древнерусское "вено"). Дружину свою он крестил и, согласно "Повести о Крещении Руси", крестился сам. Это было в 988 г. Летопись говорит, что перед крещением он ослеп и прозрел, когда вышел из купели.
Когда князь Владимир вернулся в Киев, то пришедшие с ним православные священники - родом, очевидно, болгары (Болгария была тогда подвластна Греции) – крестили киевлян при впадении речки, названной потом Крещатик, в Днепр.
По мере того как Русь крестилась, идолы повсюду сокрушались. Князю Владимиру в год крещения Руси было 25 лет. Со всем пылом своей юности стал он осуществлять заветы Христовы, особенно о помощи бедным, больным и обездоленным. Помощь эту оказывали широко. По всей Руси бедных отыскивали и снабжали всем необходимым, больных лечили. Государство в княжение св. Владимира служило народу.
Празднование св. Владимиру было установлено св. Александром Невским (память его 23 нояб.) после того, как 15 мая 1240 г. – помощью и заступничеством св. Владимира – была одержана знаменитая Невская победа над крестоносцами. Церковное почитание на Руси св. князя началось значительно раньше: в "Слове о Законе и Благодати" святителя Илариона († 1053) святой князь назван "во владыках апостолом", "подобником" св. Константина и сравнивается его апостольское благовесте Русской земле с благовестием святых апостолов.
Жития русских святых