ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНОЙ ЕЛЕНЫ ДИВЕЕВСКОЙ
Святые отцы Православной Церкви утверждают, что добродетель послушания представляет собой наиболее быстрый и легкий путь в Царствие Божие. Почему же стяжание этой добродетели является самым удобным путем ко спасению?
Как известно, началом всех зол в человеческой душе является гордость. Она справедливо считается матерью всех страстей, причиной всех падений. По учению Церкви, для того, чтобы искоренить из души какую–либо страсть, необходимо стремиться к приобретению добродетели, противоположной этой страсти. Добродетелью, противоположной богопротивной гордости является святое смирение. «Есть смирение – есть все, нет смирения – ничего нет», – писал преподобный Макарий, старец Оптинский. А наилучшим, самым эффективным способом к стяжанию смирения всеми святыми отцами согласно признано послушание. «От послушания рождается смирение, от смирения же безстрастие, ибо во смирении нашем помяну ны Господь и избавил ны есть от врагов наших (Пс. 135, 23–24). Посему никто не возбраняет сказать, что от послушания рождается безстрастие, которым совершается смирение», – сказано в «Лествице» преподобного Иоанна Лествичника. Таким образом, путь послушания является наиболее удобным путем в Царствие Небесное.
Послушание – это отсечение своей собственной воли, отречение от своих желаний, мыслей и чувств, как неугодных Богу, с целью во всем познавать и исполнять единственно полезную и спасительную волю Творца, выраженную в данных Им заповедях.
Сегодня Святая Церковь празднует память преподобной Елены Дивеевской (Мантуровой), духовной дочери преподобного Серафима Саровского, первой начальницы Мельничной общины, учрежденной великим старцем. Эта святая, почившая в возрасте 27 лет, всего 7 из которых она провела в монастыре, особенно преуспела в стяжании христоподражательного послушания. Она достигла высшей степени этой добродетели: умерла за послушание.
По словам батюшки Серафима, Христос во все времена остается неизменным, поэтому на Страшном Суде у нас не будет оправдания в том, что мы не смогли приобрести и малой доли такого послушания, какое имела преподобная Елена. Прочитав сегодня отрывок из ее жития, воздохнем сердечно и обратимся с молитвой к этой святой, чтобы в оставшиеся дни своей земной жизни избавиться от губительного нерадения, постараться встать на спасительный путь послушания заповедям Божиим и до конца проследовать этим путем, ведущим в жизнь вечную.
СМЕРТЬ ЗА ПОСЛУШАНИЕ
Михаил Васильевич Мантуров, духовный сын и помощник преподобного Серафима Саровского в устроении Дивеевской обители, заболел злокачественной лихорадкой и написал письмо сестре своей Елене Васильевне, поручая ей спросить батюшку Серафима, как ему спастись. Отец Серафим приказал разжевывать ему горячий мякиш хорошо испеченного ржаного хлеба и тем исцелил его. Но вскоре Преподобный призвал к себе Елену Васильевну и сказал ей: «Ты всегда меня слушала, радость моя, и вот теперь хочу я дать тебе одно послушание…Исполнишь ли его, матушка?» –– «Я всегда Вас слушала, –– ответила она, –– и всегда готова Вас слушать!» –– «Во, во, так, радость моя! – воскликнул старец и продолжал: –– Вот видишь ли, матушка, Михаил Васильевич, братец–то твой, болен у нас, и пришло время ему умирать…умереть надо ему, матушка, а он мне еще нужен для обители–то нашей, для сирот–то…Так вот и послушание тебе: умри ты за Михаила–то Васильевича, матушка!» –– «Благословите, батюшка!» –– ответила Елена Васильевна смиренно и как будто покойно. После этого старец долго беседовал с ней, услаждая ее сердце и касаясь вопроса смерти и будущей вечной жизни. В это время Елена Васильевна молчала, но вдруг смутилась и произнесла: «Батюшка! Я боюсь смерти!» –– «Что нам с тобой бояться смерти, радость моя?! – ответил отец Серафим. – Для нас с тобой будет лишь вечная радость!» После разговора с батюшкой монахиня Елена вернулась домой, тут же заболела, слегла в постель и сказала: «Теперь уже я более не встану». Ночью она увидела удивительный сон, в котором получила извещение о том, что ее призывает Царь Небесный.
Кончина Преподобной, по словам очевидцев, была замечательной. Перед смертью она исповедалась и приобщилась Святых Христовых Тайн. В самый час кончины келейница умоляла ее рассказать сон, виденный на днях: «Матушка…тогда…ночью–то я не посмела потревожить и спросить у Вас, а вот теперь Вы отходите…скажите мне, матушка, Господа ради скажите, Вы видели Господа?!» –– «Бога невозможно человекам видети, на Него же не смеют чины ангельские взирати…», –– тихо и сладко запела умирающая, но келейница продолжала настаивать и умолять. Тогда Елена Васильевна сказала: «Видела, и лицо ее сделалось восторженное, чудное, ясное, –– видела как неизреченный Огнь, а Царицу и ангелов видела просто…»
Преподобная Елена Дивеевская почила 28 мая 1832 года, накануне праздника Пятидесятницы, а на другой день, в самую Троицу, во время заупокойной Литургии и пения Херувимской песни воочию всех, предстоящих в храме, покойная как живая три раза радостно улыбнулась в своем гробу. Сестры, горячо любившие почившую праведницу, плакали о ней. Узнав об этом, преподобный Серафим недоумевал: «Какие вы глупые, радости мои! Ну что плакать–то?! Ведь это грех! Мы должны радоваться; ее душа вспорхнула как голубица, вознеслась ко Святой Троице. Пред нею расступились Херувимы и Серафимы и вся Небесная Сила, она теперь прислужница Матери Божьей, фрейлина Небесной Царицы! Лишь радоваться нам, а не плакать должно. Со временем ее мощи будут почивать открыто в обители, ибо она так угодила Господу, что удостоилась нетления». «Вот как важно послушание!» –– заключил преподобный Серафим. Очевидно, эти слова старца были обращены не только к дивеевским сестрам, но ко всем людям, которые искали, ныне ищут, и будут искать Царствия Небесного.
По материалам летописи Серафимо–Дивеевского монастыря