Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
СВЯТЫЕ БЛАЖЕННЫЕ КНЯЗЬЯ КОНСТАНТИН И СЫНОВЬЯ ЕГО МИХАИЛ И ФЕОДОР МУРОМСКИЕ 03.06.2013

СВЯТЫЕ БЛАЖЕННЫЕ КНЯЗЬЯ КОНСТАНТИН И СЫНОВЬЯ ЕГО МИХАИЛ И ФЕОДОР МУРОМСКИЕ

В 1097 году на съезде князей в Любече Муром был передан в удел сыну Святослава Черниговского Ярославу. Затем, после того, как Ярослав принял монашеский постриг, в языческий Муром прибыл на княжение Константин Святославович с женой Ириной, сыновьями Михаилом и Феодором, епископом Василием и иконой Божией Матери, впоследствии названной «Муромской».

Благоверный великий князь Константин (Ярослав) Святославович происходил из рода святого равноапостольного великого князя Владимира, крестившего землю Русскую. Он был младшим сыном Святослава Ярославича, сначала князя Черниговского, а затем великого князя Киевского (1073 - 1077), то есть внуком Ярослава Мудрого и правнуком святого Владимира.

Ревнуя об утверждении христианства на Руси, князь Константин хотел иметь своим уделом город Муром, населенный язычниками, чтобы просветить его жителей светом христианской веры. Родственник князя Константина, сын великого князя Владимира благоверный князь Глеб, которому был назначен во владение город Муром, употребил много усилий, чтобы овладеть им и склонить его жителей к принятию Святого Крещения. Но не удалось ему это сделать. После того как святой Глеб был убит, Муром долго оставался без христианского князя, и язычество в городе набирало все большую силу. Между тем соседи, болгары, исповедовавшие мусульманство, старались распространить свое влияние на Муром. «Князь Константин, слыша о Муроме, яко велик и славен, и множеством людей живущих в нем, и богатством всяким кипящий», испросил у своего отца Святослава этот город себе в удел. Отец не хотел отпускать Константина, сильно опасаясь за его жизнь. Но Константин решился на все ради святой веры.

И в 1092 году святой князь Константин вместе со своими сыновьями, князьями Михаилом и Феодором, и супругой Ириной, с духовенством, воинами и слугами из славного города Киева пришел на Рязанскую землю к городу Мурому. Чтобы войти в город с миром, Святой благоверный князь Константин послал сына своего Михаила убедить муромцев принять его без сопротивления. Неизвестно, услышали ли муромцы из уст Михаила проповедь христианства, но, несомненно, что проповедью христианства было самопожертвование молодого князя. Князь Константин уподобился в этом случае Богу-Отцу, пославшему Сына примирителем. Михаил был убит ради спасения других людей. Упорные язычники убили посланника, бросили его тело за город и стали готовиться к бою. Когда же князь подошел к городу со своей большой дружиной, жители смирились и согласились принять его, но заменить свое язычество на православную веру не пожелали. По другой версии, изложенной святителем Димитрием Ростовским, благоверный князь Константин с сыновьями и бывшей при нем дружиной вступил в битву с муромцами под самым городом и одержал победу. Но в этом сражении был убит его сын Михаил.

Перед силой княжеской дружины муромцы отворили ворота города. Не принуждая язычников силой к принятию веры Христовой, князь Константин не оставил, однако, мысли об их просвещении. Над могилой сына Константин построил храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а вскоре воздвиг и другую церковь во имя святых Бориса и Глеба. Он не раз призывал к себе старейшин города и убеждал их переменить веру. Но язычество сопротивлялось.

С проповедью о Христе обращалось к муромцам и духовенство, прибывшее с князем. Однажды толпа язычников, недовольная князем, подступила к его дому, грозя смертью. Горожане поклялись убить или выгнать князя, но христианства не принимать. Святой Константин с сыном Феодором и княгиней Ириной заперлись в Благовещенском храме и усердно молились, пока не услышали голос: «Константине! Услышана молитва твоя, дерзай, не бойся. Аз есмь с тобою». Князь вышел с Муромской иконой Божией Матери к мятежникам. Чудесное сияние лилось от иконы. Пораженные Божественным сиянием, мятежники согласились принять Святое Крещение. «И тако крестишася вся люди града Мурома во имя Отца и Сына и Святого Духа, радующеся и славяще Бога», – повествует летописец. Этот двор находился на Старом Вышнем Городище, где сейчас стоят Свято-Троицкий и Благовещенский монастыри. Первый епископ Мурома Василий крестил муромцев в водах Оки.

Торжественно было крещение муромцев, и, как некогда Днепр, река Ока стала купелью для многих жителей города. Благоверный князь осыпал детей Божиих разными подарками, одних – одеждой, других – деньгами, а лучших – и вотчинами. Так благоверный князь Константин в городе Муроме «веру утверди» и жителей «от прелести идольския избави». Сын Феодор был ему ревностным помощником в деле утверждения Православия на муромской земле.

После крещения муромцев надлежало позаботится об умножении храмов. Святой Константин «заповеда ставити церкви в городе и в селах и монастыри мужские и женские», и учредил в епископскую кафедру. Согласно летописи, в 1096 году в Муроме уже был построен Спасский монастырь.

Скончался святой князь в 1129 году, пройдя жизненный путь в истинной вере и непорочности, помогал бедным, защищал сирот. Его кончина причинила великую скорбь народу. Все оплакивали его, как отца. Похоронили у построенной им Благовещенской церкви, рядом с сыновьями Михаилом и Феодором.

В 1345 году потомок святого князя Константина, благоверный князь Георгий Ярославич, восстановил первоначальную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. С того времени Господь прославил святых князей Константина и его сыновей, так как у гробов их стали совершаться чудеса. В 1547 году на Соборе, созванном святителем Макарием, Митрополитом Московским, святые благоверные князья Константин, Михаил и Феодор были прославлены в лике святых. В Муроме местно чтилась и память княгини Ирины, супруги князя Константина.

За годы правления Константина Муромское княжество укрепилось не только как восточный оборонительный форпост Руси, но и как важный центр торговли с южными и восточными народами. Князь Константин преставился в один год со своим сыном Феодором. Они были похоронены в Благовещенской церкви, на том же месте лежат их святые мощи и теперь – в Благовещенском соборе Благовещенского мужского монастыря.

По преданию, около 1290 года старице Варсонофии в ночном видении явилась Божия Матерь со святым князем Константином и его сыновьями и сказала: «Иди и скажи жителям Мурома, что в церкви Благовещения почивают нетленно мощи святых благоверных князей Константина и чад его, которые подают исцеления». После того, как видение повторилось, старица пошла к епископу. Исцеления от мощей святых князей совершаются и теперь.

В 1553 году царь Иоанн Васильевич Грозный, идя в поход против татар к городу Казани, зашел в город Муром и пробыл там две недели. Совершив молебен у гробов святых чудотворцев, он дал обещание построить монастырь, если возвратится из похода с победой. С Божией помощью он взял Казань и, возвратившись в Москву, повелел у гробов святых чудотворцев построить каменную церковь. Когда стали копать рвы для этой церкви, нашли мощи святых князей целыми и невредимыми. По окончании постройки церкви в нише церковной стены было устроено особое место, где и положили святые мощи. Царь Иоанн Васильевич повелел рязанскому епископу Гурию освятить новопостроенный храм и прислал к его освящению различную церковную утварь. Храм был освящен, и при нем устроен монастырь.

 

Троицкий паломник


<-назад в раздел

Русский календарь