02.06.2013
<-назад в раздел
БЕСЕДА В НЕДЕЛЮ (5-Ю ПО ПАСХЕ) О САМАРЯНЫНЕ.
В читанном сегодня Евангелии заключается повествование о том, что Господь Иисус Христос, томимый жаждою, просил у жены самарянской напиться воды из колодца, к которому пришла эта женщина с почерпалом. За эту воду Господь обещал ей дать и, действительно, дал воду живую, текущую в жизнь вечную. В этом событии обращает на себя внимание любознательность женщины, любознательность на этот раз похвальная. Видя в Собеседнике не простого Иудея, а пророка, знающего тайны ее жизни, она обращается к нему с просьбою разрешить ей религиозный вопросы где богоугодное поклоняться Богу: здесь ли на горе, где стоял храм самарянский, или в Иерусалиме?
Заслуживает внимание в этом повествовании любознательность самарянки, как черта, особенно свойственная женщин нашего времени – по преимуществу. В силу этой любознательности, современная женщина усиленно стремится к высшему образованию и служебной деятельности наравне и совместно с мужчиной. Такое стремление современной женщины обратило на себя внимание читающей, рассуждающей и пишущей части нашего общества.
Так как вопрос о женском образовании, о правах и обязанностях женщины обсуждался с разных сторон, то нам прилично осветить его с религиозной стороны и дать соответствующее по нему заключение.
Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор. 6). Это изречете Апостола языков нужно иметь в виду при решение вопроса о правах, обязанностях и образовании женщины.
Все, что врождено человеку, что естественно, то позволительно. Но не все, что возможно, в то же время и полезно. Есть вещи возможные, но не полезные. Даже и в Эдемe, где все создания были добры зело, нашлось НЕЧТО такое, что прародителям нашим было запрещено употреблять. Это было запретное древо познания, притом познания не одного зла, но и добра. Знаем, какие печальные послдствия были по нарушении заповеди о запретном древе.
Да извлекут из этого урок для себя люди, стремящиеся к познанию разного рода, без разбора. Заслуживает при этом внимания в истории первозданных людей то обстоятельство, что первый нарушительницей заповеди о древ познания явилась жена. Да послужит это назиданием для современной женщины, стремящейся к высшему образованию, соединенному с познанием не только добра, но и зла, и увлекающейся иногда больше злом, чем добром, боле отрицательным, чем положительным направлением науки.
Позволительно изучать разного рода науки, но не полезно изучать те из НИХ, который отводят от познания Бога, от веры в Него.
Позволительно приобретать знания, полезные для жизни и доброй нравственности, но не полезно, ради любопытства, узнавать то, чем можно вредить себе и другим, что составляет запрещенный плод для юноши или девицы.
Муж науки, позволяющий себе глумиться над верой простых людей, над религией вообще, разорвавши союз с Церковью, возглавляемою Христом, не заслуживает почетного названия мужа ученого; ибо истинные ученые мужи были в то же время людьми верующими, богобоязненными. Безбожие есть плод неразвитости, недомыслия, безумия. Только безумец говорит в сердце своем: несть Бог. Безбожники выходят из среды развращенных и недоучек. Истинная же наука приводить к Богу.
Если неприятно видеть безбожие, как плод легкомыслия и маломыслия в муже науки, то женщина образованная и в то же время безбожная и легкомысленная возбуждает к себе отвращение. От женщины без веры, без Бога веет холодом, как от статуи, по виду прекрасной, но лишенной жизни.
Когда мы видим пьяного мужчину, то относимся к нему довольно снисходительно, как к чему-то обычному. Но пьяная женщина возбуждает к себе глубокое сожаление, переходящее иногда в отвращение. Отчего что? Оттого, что этот порок ей мене свойствен, и притом такая женщина приносить больше вреда, как для себя самой, так и для других, чем мужчина. При решении вопроса о женском образовании, о правах и обязанностях женщины, нужно иметь в виду существующий во всей природе закон целесообразности. Все в мире имеет свое назначение, и каждому созданию даны средства для достижения такого назначения. Всякая вещь хороша на своем месте. Мужчина имеет свое назначение, как супруг, отец и глава семьи, и женщине дано свое назначение, как супруге, матери и помощнице мужа.
Уклонение мужа или жены от своего семейного назначения сперва порождает взаимное между супругами недовольство; недовольство приводить к разладу; разладь приводить к расстройству; расстройство – к разрушению; разрушение – к страданию, несчастию и гибели.
Назначение женщины в семействе – не господственное, а подчинение. К мужу твоему стремление твое, сказано было первой жене, и он будет господствовать над тобою (Быт. 3). Ея поле деятельности, прежде всего, в доме. А власть в семье принадлежит мужу. Но его деятельность, по преимуществу, вне дома, вполне, на государственной, общественной и военной службе.
Современная женщина стремится освободиться от подчиненного положения; ей хочется перенести свою деятельность из семейного очага на службу общественную и государственную. Напрасное стремление! Как противная ее призванию, служба ее вне дома не принесет ей счастья. Жена, освободившись от власти мужа, в общественной или государственной службе подпадает под более жестокую власть начальника. Дочь, освободившись от власти родительской, легко может сделаться рабой страстей и наследовать себе позор. Вышедши из-под власти отца и матери, девица попадает под власть начальника службы, под власть холодную, немилостивую, требовательную.
Да и нет надобности женщине домогаться полной свободы и независимости; ведь, не в этом ее счастье. Всегда было и есть весьма много женщин, настолько счастливых в семейной жизни, что они даже и не замечаюсь своего подчиненного положения. Находясь в состоянии подчинения, они сумели так устроить свою семейную жизнь, что казалось, не они были подчинены, а им все подчинено. Муж такой жены отнюдь не желает заявлять ей о своих преимуществах, не только грубым образом, но и тонким намеком. Счастливая таким положением в семье женщина чужда всякого желания выступить на поприще общественной, а тем менее государственной службы.
Впрочем, если бы женщина, оставаясь одинокою, или при муже, но с согласия последнего, захотела избрать себе службу на общественном поле деятельности, то она могла бы найти для себя такого рода деятельность, которая для нее будет вполне прилична, неблазненна, безгрешна и многополезна. Это, во-первых, учительство, и учительство по преимуществу в низшей и средней школе. Детоучительство составляет неотъемлемую принадлежность женщины. Женщина является первой учительницей в семье. Она преподает первые уроки детям по всем предметам детского понимания. Ея первые материнские уроки служат основой для всех последующих знаний. Женщине всего приличнее вести и дальнейшее школьное образование детей. Это наиболее сподручная работа для девицы до ее замужества, если она желает и может посвятить себя такого рода общественной деятельности.
Кроме учительства, можно указать еще некоторые виды общественной деятельности, наиболее свойственные женщинам. Жизнь христианок апостольских и последующих времен может служить примером в этом отношении для современной женщины. Так, некоторые жены и девы разделяли проповеднические труды апостолов. Равноапостольная Нина была просветительницей Грузии. Было особенное сословие диаконисс, посвящавших себя на служение церкви, свойственное для женщины. И в наши времена, в иноверных странах и в нашей православной Руси, многие женщины посвящают себя на служение миссионерское, как среди язычников, так и среди христиан, находящихся под властью нехристианских правительств, например, в Палестине.
Какой великий подвиг, какая честь была бы для нашей образованной женщины, если бы она посвятила себя на столь высокое и плодотворное служение миссионерское среди разноплеменных и разноверных инородцев, обитающих в пределах нашего обширного отечества!
Есть и еще благотворный и весьма похвальный вид общественной деятельности для образованной женщины. Это – разного рода благотворительность. Примеры для этого представляет та же христианская древность. «Какие у христиан жены!» восклицали язычники, при виде разнообразной благотворительной деятельности благочестивых христианок, – «они посещают в темницах страдальцев за веру, обмывают раны мучеников; они подбирают больных и умирающих, брошенных язычниками во время эпидемических болезней, закрывают глаза умирающих и погребают их, делаясь иногда сами жертвами своего человеколюбивого подвига. И все это делается во имя Христово, из любви ко Христу». Для такого рода благотворительности во имя Христово подавали прекрасный пример для других женщины высшего класса тогдашнего современного общества. Нельзя сказать, что современные нам женщины не занимаются делами благотворения. Но, к сожалению, велика разница между древней и современной благотворительностью. Прежде, занимались делами благотворения, как делом любви христианской, во имя Христово; а ныне благотворят ради моды, из приличия: нельзя де отставать от других. Прежде жертвовали своим, ныне жертвуют чужим; прежде творили милостыню ради Христа, а ныне стыдятся помянуть имя Христово, жертвуют для своей славы и для своего удовольствия. Не такова желательна благотворительность от истинно-образованной и благовоспитанной женщины.
Наконец, напомним еще об одном виде общественной деятельности, также весьма приличной для женщины. Это – лечение и уход за больными. Женщина-врач для лица своего пола, женщина-акушерка, женщина-сиделка у одра больных – все это такого рода деятельность, которая наиболее свойственна женщине, а в некоторых случаях исключительно ей принадлежащая.
Этих трудов служения обществу для женщины было бы весьма довольно. Такого рода служение обществу доставить ей истинную славу и послужить наилучшим ее украшением. Напрасно женщина стала бы искать себе больших правь, чем какие ей дарованы. Не в том ее счастье, чего она теперь добивается. Ея благо, ее честь – быть под охраной мужа и в то же время быть его охраной; ее счастье – быть сокровищем для своего мужа и в то же время быть хранительницей его сокровища. Она должна быть царицей дома, когда муж оставляет дом, и признавать его господство, когда он возвращается в дом; их счастье – в единении, в верности друг другу; их счастье – в разделении труда: муж – вне дома, жена – в доме; муж – в народе, жена – среди семьи; у мужа – разного рода орудия; у жены – домашняя обстановка; у мужа – отцовская строгость, у жены – материнская нежность. Довольно для каждого своего дела и своих способностей! А для незамужней женщины наиболее ей свойственной и приличной деятельностью может служить: среди семьи – помощь родителям по домохозяйству, обучении и воспитании младших членов семьи; а вне дома – разные виды учительства и благотворительности.
Вот идеал истинной образованной женщины; вот предмет для удовлетворения ее любознательности; вот права и обязанности, могущие сделать ей деятельность богоугодною, для людей вожделенною, для нее самой отрадною и достославною!
Заслуживает внимание в этом повествовании любознательность самарянки, как черта, особенно свойственная женщин нашего времени – по преимуществу. В силу этой любознательности, современная женщина усиленно стремится к высшему образованию и служебной деятельности наравне и совместно с мужчиной. Такое стремление современной женщины обратило на себя внимание читающей, рассуждающей и пишущей части нашего общества.
Так как вопрос о женском образовании, о правах и обязанностях женщины обсуждался с разных сторон, то нам прилично осветить его с религиозной стороны и дать соответствующее по нему заключение.
Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор. 6). Это изречете Апостола языков нужно иметь в виду при решение вопроса о правах, обязанностях и образовании женщины.
Все, что врождено человеку, что естественно, то позволительно. Но не все, что возможно, в то же время и полезно. Есть вещи возможные, но не полезные. Даже и в Эдемe, где все создания были добры зело, нашлось НЕЧТО такое, что прародителям нашим было запрещено употреблять. Это было запретное древо познания, притом познания не одного зла, но и добра. Знаем, какие печальные послдствия были по нарушении заповеди о запретном древе.
Да извлекут из этого урок для себя люди, стремящиеся к познанию разного рода, без разбора. Заслуживает при этом внимания в истории первозданных людей то обстоятельство, что первый нарушительницей заповеди о древ познания явилась жена. Да послужит это назиданием для современной женщины, стремящейся к высшему образованию, соединенному с познанием не только добра, но и зла, и увлекающейся иногда больше злом, чем добром, боле отрицательным, чем положительным направлением науки.
Позволительно изучать разного рода науки, но не полезно изучать те из НИХ, который отводят от познания Бога, от веры в Него.
Позволительно приобретать знания, полезные для жизни и доброй нравственности, но не полезно, ради любопытства, узнавать то, чем можно вредить себе и другим, что составляет запрещенный плод для юноши или девицы.
Муж науки, позволяющий себе глумиться над верой простых людей, над религией вообще, разорвавши союз с Церковью, возглавляемою Христом, не заслуживает почетного названия мужа ученого; ибо истинные ученые мужи были в то же время людьми верующими, богобоязненными. Безбожие есть плод неразвитости, недомыслия, безумия. Только безумец говорит в сердце своем: несть Бог. Безбожники выходят из среды развращенных и недоучек. Истинная же наука приводить к Богу.
Если неприятно видеть безбожие, как плод легкомыслия и маломыслия в муже науки, то женщина образованная и в то же время безбожная и легкомысленная возбуждает к себе отвращение. От женщины без веры, без Бога веет холодом, как от статуи, по виду прекрасной, но лишенной жизни.
Когда мы видим пьяного мужчину, то относимся к нему довольно снисходительно, как к чему-то обычному. Но пьяная женщина возбуждает к себе глубокое сожаление, переходящее иногда в отвращение. Отчего что? Оттого, что этот порок ей мене свойствен, и притом такая женщина приносить больше вреда, как для себя самой, так и для других, чем мужчина. При решении вопроса о женском образовании, о правах и обязанностях женщины, нужно иметь в виду существующий во всей природе закон целесообразности. Все в мире имеет свое назначение, и каждому созданию даны средства для достижения такого назначения. Всякая вещь хороша на своем месте. Мужчина имеет свое назначение, как супруг, отец и глава семьи, и женщине дано свое назначение, как супруге, матери и помощнице мужа.
Уклонение мужа или жены от своего семейного назначения сперва порождает взаимное между супругами недовольство; недовольство приводить к разладу; разладь приводить к расстройству; расстройство – к разрушению; разрушение – к страданию, несчастию и гибели.
Назначение женщины в семействе – не господственное, а подчинение. К мужу твоему стремление твое, сказано было первой жене, и он будет господствовать над тобою (Быт. 3). Ея поле деятельности, прежде всего, в доме. А власть в семье принадлежит мужу. Но его деятельность, по преимуществу, вне дома, вполне, на государственной, общественной и военной службе.
Современная женщина стремится освободиться от подчиненного положения; ей хочется перенести свою деятельность из семейного очага на службу общественную и государственную. Напрасное стремление! Как противная ее призванию, служба ее вне дома не принесет ей счастья. Жена, освободившись от власти мужа, в общественной или государственной службе подпадает под более жестокую власть начальника. Дочь, освободившись от власти родительской, легко может сделаться рабой страстей и наследовать себе позор. Вышедши из-под власти отца и матери, девица попадает под власть начальника службы, под власть холодную, немилостивую, требовательную.
Да и нет надобности женщине домогаться полной свободы и независимости; ведь, не в этом ее счастье. Всегда было и есть весьма много женщин, настолько счастливых в семейной жизни, что они даже и не замечаюсь своего подчиненного положения. Находясь в состоянии подчинения, они сумели так устроить свою семейную жизнь, что казалось, не они были подчинены, а им все подчинено. Муж такой жены отнюдь не желает заявлять ей о своих преимуществах, не только грубым образом, но и тонким намеком. Счастливая таким положением в семье женщина чужда всякого желания выступить на поприще общественной, а тем менее государственной службы.
Впрочем, если бы женщина, оставаясь одинокою, или при муже, но с согласия последнего, захотела избрать себе службу на общественном поле деятельности, то она могла бы найти для себя такого рода деятельность, которая для нее будет вполне прилична, неблазненна, безгрешна и многополезна. Это, во-первых, учительство, и учительство по преимуществу в низшей и средней школе. Детоучительство составляет неотъемлемую принадлежность женщины. Женщина является первой учительницей в семье. Она преподает первые уроки детям по всем предметам детского понимания. Ея первые материнские уроки служат основой для всех последующих знаний. Женщине всего приличнее вести и дальнейшее школьное образование детей. Это наиболее сподручная работа для девицы до ее замужества, если она желает и может посвятить себя такого рода общественной деятельности.
Кроме учительства, можно указать еще некоторые виды общественной деятельности, наиболее свойственные женщинам. Жизнь христианок апостольских и последующих времен может служить примером в этом отношении для современной женщины. Так, некоторые жены и девы разделяли проповеднические труды апостолов. Равноапостольная Нина была просветительницей Грузии. Было особенное сословие диаконисс, посвящавших себя на служение церкви, свойственное для женщины. И в наши времена, в иноверных странах и в нашей православной Руси, многие женщины посвящают себя на служение миссионерское, как среди язычников, так и среди христиан, находящихся под властью нехристианских правительств, например, в Палестине.
Какой великий подвиг, какая честь была бы для нашей образованной женщины, если бы она посвятила себя на столь высокое и плодотворное служение миссионерское среди разноплеменных и разноверных инородцев, обитающих в пределах нашего обширного отечества!
Есть и еще благотворный и весьма похвальный вид общественной деятельности для образованной женщины. Это – разного рода благотворительность. Примеры для этого представляет та же христианская древность. «Какие у христиан жены!» восклицали язычники, при виде разнообразной благотворительной деятельности благочестивых христианок, – «они посещают в темницах страдальцев за веру, обмывают раны мучеников; они подбирают больных и умирающих, брошенных язычниками во время эпидемических болезней, закрывают глаза умирающих и погребают их, делаясь иногда сами жертвами своего человеколюбивого подвига. И все это делается во имя Христово, из любви ко Христу». Для такого рода благотворительности во имя Христово подавали прекрасный пример для других женщины высшего класса тогдашнего современного общества. Нельзя сказать, что современные нам женщины не занимаются делами благотворения. Но, к сожалению, велика разница между древней и современной благотворительностью. Прежде, занимались делами благотворения, как делом любви христианской, во имя Христово; а ныне благотворят ради моды, из приличия: нельзя де отставать от других. Прежде жертвовали своим, ныне жертвуют чужим; прежде творили милостыню ради Христа, а ныне стыдятся помянуть имя Христово, жертвуют для своей славы и для своего удовольствия. Не такова желательна благотворительность от истинно-образованной и благовоспитанной женщины.
Наконец, напомним еще об одном виде общественной деятельности, также весьма приличной для женщины. Это – лечение и уход за больными. Женщина-врач для лица своего пола, женщина-акушерка, женщина-сиделка у одра больных – все это такого рода деятельность, которая наиболее свойственна женщине, а в некоторых случаях исключительно ей принадлежащая.
Этих трудов служения обществу для женщины было бы весьма довольно. Такого рода служение обществу доставить ей истинную славу и послужить наилучшим ее украшением. Напрасно женщина стала бы искать себе больших правь, чем какие ей дарованы. Не в том ее счастье, чего она теперь добивается. Ея благо, ее честь – быть под охраной мужа и в то же время быть его охраной; ее счастье – быть сокровищем для своего мужа и в то же время быть хранительницей его сокровища. Она должна быть царицей дома, когда муж оставляет дом, и признавать его господство, когда он возвращается в дом; их счастье – в единении, в верности друг другу; их счастье – в разделении труда: муж – вне дома, жена – в доме; муж – в народе, жена – среди семьи; у мужа – разного рода орудия; у жены – домашняя обстановка; у мужа – отцовская строгость, у жены – материнская нежность. Довольно для каждого своего дела и своих способностей! А для незамужней женщины наиболее ей свойственной и приличной деятельностью может служить: среди семьи – помощь родителям по домохозяйству, обучении и воспитании младших членов семьи; а вне дома – разные виды учительства и благотворительности.
Вот идеал истинной образованной женщины; вот предмет для удовлетворения ее любознательности; вот права и обязанности, могущие сделать ей деятельность богоугодною, для людей вожделенною, для нее самой отрадною и достославною!
Митрополит Макарий Московский, Апостол Алтайский