УЧИЛ СОБСТВЕННЫМ ПРИМЕРОМ. Житие преподобного Пахомия Великого
...Множество людей приходило в обитель к преподобному Пахомию отовсюду, чтобы навсегда оставить свою волю, но жить только по воле Божией, слушаясь во всем Преподобного. Число монахов в Тавенниси настолько возросло, что тесно стали в обители святой. По внушению Божию, святой Пахомий пошел искать еще одно, другое место, удобное для создания новой обители. И пришлось ему по душе место к северу от Тавенниси, недалеко от прежнего монастыря. Место это называлось Певоу. Здесь и был устроен новый монастырь, очень обширный, который и стал вскоре средоточием всего общежития.
Монастырь этот был обнесен оградою. Епископ области Диоспольской благосклонно относился к монахам. По егопредложению, преподобный Пахомий устроил здесь и церковь.
Теперь появилась возможность принимать в общежитие всех, желавших поселиться в святом месте навсегда. Из старого монастыря в новый Пахомий переселил много монахов, притом именно таких, которые хорошо привыкли к порядкам общежития и могли быть опытными руководителями и служить добрым примером для новой братии. И здесь были назначены свой начальник, эконом и братия для исполнения различных послушаний. Все с усердием должны были исполнять законы общежития.
Прошло некоторое время, и уже и два монастыря не могли вмещать всех желавших здесь подвизаться. Так постепенно устроилось еще семь монастырей. Количество иноков в Тавеннисийском общежитии дошло до семи тысяч человек. Конечно, одни монастыри были более населены, другие – менее. И все это множество иноков, рассеянных по многим обителям, было единым иноческим братством.
Святой Пахомий часто посещал все монастыри. Сам он стал жить в монастыре Певоу, где сосредоточивалось общее управление всех монастырей. Этот монастырь был самым многолюдным. Отсюда иноки других обителей получали все необходимое. Эконому этого монастыря все давали отчет в работах. Сюда иноки всех монастырей собирались дважды в год, принимали участие в молитвах и слушании поучений и получали благословение преподобного Пахомия на свои подвиги.
В монастыре Певоу совершали и крещение оглашенных во дни святой Четыредесятницы. Тогда оглашенных приводили сюда из всех монастырей. Таким образом, были между иноками люди, еще не принявшие святого Крещения, но готовившиеся к нему, были оглашенные. В Певоу их приводили для Крещения вероятно потому, что там были священники, а в других монастырях не было священников. Конечно, это общение всех монастырей было в высшей степени полезно для монахов: оно связывало всех иноков Пахомиевых обителей самыми тесными узами духовной любви, оно ободряло малодушных, возбуждало ревность в ослабевших, а для усердных и преуспевших подвижников было очень важно, что они видели высокие образцы подвижнической жизни и научались соревновать им и скромно смотреть на свои подвиги.
Но всего важнее были эти путешествия в Певоу тем, что они давали возможность всем инокам видеть обычную жизнь святого Пахомия и слушать его наставления. И во время своих путешествий для обзора обителей святой Пахомий учил монахов не только словом, но и примером. Он готов был повиноваться всякому, смирялся пред низшими и с удовольствием бы принял урок от самого юного члена общежития.
Вот один из множества подобных случаев. Однажды святому Пахомию пришлось зайти в монастырь, где иноки были заражены еретическими воззрениями. Здесь монахи передали Пахомиевым ученикам, что их начальник предлагает Пахомию вместе перейти через реку, чтобы показать, кто из них прав, кто более угоден Богу. Когда ученики сказали об этом Пахомию, он очень опечалился тем, что его монахи выслушали и передают такое поручение. Пахомий сказал им строго: «Еретик может перейти через реку по поверхности воды, как проходят по суше, по попущению Божию и при помощи сатаны, желающего утвердить еретика в его нечестивом веровании и других склонить к этому верованию. Теперь идите и скажите этим людям: “Служитель Божий Пахомий говорит: мои труды и заботы направлены не к тому, чтобы перейти через реку пешеходом, но к тому, чтобы избежать наказаний Божиих и перейти через ту огненную реку, через которую мы все, люди, должны перейти перед престолом Господа нашего Иисуса Христа. Сверх того Евангелие говорит: Не искушай Господа Бога твоего ” ».
Святой Пахомий учил иноков и словом, и примером. Тем сильнее действовало его слово, что иноки видели в нем пример всех добродетелей. Постоянное молитвенное настроение Пахомия, его глубокое смирение, строгость к себе самому, строгость даже во время болезни, его любовь ко всем, проницательность и мудрость – все это привлекало сердца братии к нему, заставляло всех без рассуждения подчиняться его слову, принимать его советы.
Жития Святых Дмитрия Ростовского