10.05.2013
<-назад в раздел
КРЕСТНЫЙ ПУТЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ПАВЛА.
В монастырях так же, как и раньше, молились, в храмах – служили, и внешне ничто не предвещало перемен. А в это время в сердцах безбожных властителей вынашивался коварный план уничтожения Церкви. Но дела у безбожников шли нелегко, и надо было много стараться, чтобы непрестанно толкать людей к разрушению, к ограблению храмов и монастырей.
Второго января 1922 года советская власть издала декрет об изъятии музейного имущества – разграблении культурного наследия, собранного народами России за тысячу лет. Но и этого было большевикам недостаточно. Наступивший голод позволил им восстановить порядки гражданской войны с ограблением храмов и убийствами священнослужителей.
Ленин, давая наставления по проведению этого мероприятия, писал: «Мы должны дать самое решительное и безпощадное сражение духовенству с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение десятилетий. Чем больше духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше».
Одной из первых жертв этой кампании стал священник города Шуи Владимирской губернии
Павел Михайлович Светозаров родился в 1866 году в семье диакона, служившего в сельском храме Владимирской губернии. Он с детства хотел стать священником и по окончании Киевской Духовной академии имел намерение принять монашество. Однако настоятель шуйского собора уговорил его жениться на своей дочери и принять настоятельство. Но через некоторое время жена отца Павла умерла, оставив на его попечении восьмерых малолетних детей. До переворота 1917 года священник преподавал Закон Божий в шуйской гимназии, когда же преподавание было запрещено, перенес уроки в собор.
Протоиерей Павел Светозаров был одним из самых известных священников в городе. Он написал книгу «Описание города Шуи и шуйских церквей» и, будучи автором многих публикаций во «Владимирских губернских ведомостях», считался родоначальником церковного краеведения. Новая власть видела авторитет и влияние священника и искала повод для его ареста. Протоиерея Павла Светозарова арестовывали четыре раза: в 1918 году – за уроки Закона Божия, в 1921 году дважды – «для профилактики», затем – за проповедь. Четвертый арест оказался последним…
Когда 11 марта 1922 года в собор явилась грабительская комиссия с пьяным председателем во главе, отец Павел отказался сам отдать имеющие богослужебное значение церковные предметы, так как считал это святотатством и нарушением церковных канонов. Но силового сопротивления правительственной комиссии священник не оказывал. Верующим объявил, что после ухода комиссии храм будет заново освящен и в нем возобновится служение.
Вооруженная комиссия нагло прошла в алтарь, не обращая внимания на возмущение прихожан, настроенных отстаивать церковное имущество. Для разгона собравшихся у храма верующих была вызвана милиция и красноармейцы. Они стали избивать нагайками женщин и детей. Кто-то плакал, иные усердно молились, некоторые говорили: «Все равно умирать – так умрем за Божию Матерь!»
Потом подъехали автомобили с пулеметами, и началась стрельба. Стреляли сначала поверх голов, а потом и по толпе. Стрельбой, нагайками, лошадьми толпу перед храмом разогнали. Трупы убитых верующих положили на паперть, к ним никого не допускали.
Отца Павла арестовали. Изъятие ценностей из собора происходило уже после, без него. Священнику было предъявлено обвинение в сопротивлении изъятию церковных ценностей. Его приговорили к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 10 мая 1922 года в 2 часа ночи.
Рассказывают, что последняя молитва отца Павла была об остающихся сиротах. И Бог услышал молитву священника: всю жизнь дети его прожили под благодатным Божиим покровом. Младшая дочь скончалась в преклонном возрасте в конце 1980-х годов в родительском доме, из окна которого открывался вид на величественный собор, где отец всю жизнь прослужил священником и откуда в Великий Пост 1922 года начался его крестный путь на Голгофу.
Второго января 1922 года советская власть издала декрет об изъятии музейного имущества – разграблении культурного наследия, собранного народами России за тысячу лет. Но и этого было большевикам недостаточно. Наступивший голод позволил им восстановить порядки гражданской войны с ограблением храмов и убийствами священнослужителей.
Ленин, давая наставления по проведению этого мероприятия, писал: «Мы должны дать самое решительное и безпощадное сражение духовенству с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение десятилетий. Чем больше духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше».
Одной из первых жертв этой кампании стал священник города Шуи Владимирской губернии
Павел Михайлович Светозаров родился в 1866 году в семье диакона, служившего в сельском храме Владимирской губернии. Он с детства хотел стать священником и по окончании Киевской Духовной академии имел намерение принять монашество. Однако настоятель шуйского собора уговорил его жениться на своей дочери и принять настоятельство. Но через некоторое время жена отца Павла умерла, оставив на его попечении восьмерых малолетних детей. До переворота 1917 года священник преподавал Закон Божий в шуйской гимназии, когда же преподавание было запрещено, перенес уроки в собор.
Протоиерей Павел Светозаров был одним из самых известных священников в городе. Он написал книгу «Описание города Шуи и шуйских церквей» и, будучи автором многих публикаций во «Владимирских губернских ведомостях», считался родоначальником церковного краеведения. Новая власть видела авторитет и влияние священника и искала повод для его ареста. Протоиерея Павла Светозарова арестовывали четыре раза: в 1918 году – за уроки Закона Божия, в 1921 году дважды – «для профилактики», затем – за проповедь. Четвертый арест оказался последним…
Когда 11 марта 1922 года в собор явилась грабительская комиссия с пьяным председателем во главе, отец Павел отказался сам отдать имеющие богослужебное значение церковные предметы, так как считал это святотатством и нарушением церковных канонов. Но силового сопротивления правительственной комиссии священник не оказывал. Верующим объявил, что после ухода комиссии храм будет заново освящен и в нем возобновится служение.
Вооруженная комиссия нагло прошла в алтарь, не обращая внимания на возмущение прихожан, настроенных отстаивать церковное имущество. Для разгона собравшихся у храма верующих была вызвана милиция и красноармейцы. Они стали избивать нагайками женщин и детей. Кто-то плакал, иные усердно молились, некоторые говорили: «Все равно умирать – так умрем за Божию Матерь!»
Потом подъехали автомобили с пулеметами, и началась стрельба. Стреляли сначала поверх голов, а потом и по толпе. Стрельбой, нагайками, лошадьми толпу перед храмом разогнали. Трупы убитых верующих положили на паперть, к ним никого не допускали.
Отца Павла арестовали. Изъятие ценностей из собора происходило уже после, без него. Священнику было предъявлено обвинение в сопротивлении изъятию церковных ценностей. Его приговорили к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 10 мая 1922 года в 2 часа ночи.
Рассказывают, что последняя молитва отца Павла была об остающихся сиротах. И Бог услышал молитву священника: всю жизнь дети его прожили под благодатным Божиим покровом. Младшая дочь скончалась в преклонном возрасте в конце 1980-х годов в родительском доме, из окна которого открывался вид на величественный собор, где отец всю жизнь прослужил священником и откуда в Великий Пост 1922 года начался его крестный путь на Голгофу.
По материалам «Житий новомучеников и исповедников
Российских XX века»
иг. Дамаскина (ОРЛОВСКОГО
Российских XX века»
иг. Дамаскина (ОРЛОВСКОГО