09.05.2013
<-назад в раздел
ПАМЯТЬ СВТ. СТЕФАНА ПЕРМСКОГО
Святой Стефан, будущий святитель Пермский, с детства хранил целомудрие и возлюбил Господа всем сердцем. Ничто временное и суетное не привлекало его, и он стал иноком. В монастыре он не только подвизался в добродетелях, как остальная братия, но прочитал много душеполезных книг и сделался не просто совершенным христианином, но и ученым мужем.
Со временем Стефана поставили во священника. Тогда же он узнал, что Пермская земля, издавна подвластная Московскому государству, не просвещена еще святым Крещением (XIV век). Мысль о множестве людей, погибающих во тьме идолослужения, потрясла св. Стефана, и в сердце его родилось желание возвестить пермякам об Истинном Боге и Спасителе Иисусе Христе.
Желание это было от Бога, но прежде, чем идти в Пермскую землю, нужно было основательно подготовиться к этому поприщу. Тут св. Стефану пригодились те знания и способность к учению, которые он приобрел в юные годы. Первым делом св. Стефан изучил пермский язык и составил подходящий для него алфавит, а затем перевел для пермяков богослужебные книги и частично Священное Писание. Только после этого, получив благословение митрополита и охранные грамоты от великого князя, он вышел на свой апостольский подвиг, уповая на милость Божию и любовь Его ко всем людям.
По-разному встречали пермяки св. Стефана. Немногие сразу, всем сердцем восприняли благовестие о Христе. Большинство не только не хотели слушать Святого, но ругали и обижали его; не раз нападали с дубинами, хотели сжечь. Но Господь защищал Своего раба от всех напастей, дабы совершилось просвещение Пермской земли.
Окрестив и наставив в вере нескольких пермяков, Стефан выстроил для них первую церковь и в ней днем и ночью молился Богу о спасении заблудших людей. Сам же он, хотели его слушать или не хотели, неустанно и безбоязненно проповедовал Христа; капища идольские разрушал, хотя знал, что этим весьма раздражает ревностных язычников.
И сила Божия превозмогла. Слыша непрестанные слезные молитвы Своего Угодника, видя его труды и терпение, человеколюбивый Господь, хотящий спасения всем людям, ниспослал пермскому народу дух веры и любви, и они во множестве стали приходить к Стефану целыми семьями и селениями. И всех он встречал с великой радостью, как отец – детей. Господь же открыл им ум к пониманию Христова учения, а Стефан их крестил во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Таким образом, благодатью Божией и трудами и молитвами преподобного Стефана просвещена была Пермская земля. Пермяки уничтожали своих прежних идолов, стоявших в домах и на улицах, при дорогах, в лесах и рощах, разоряли капища. И св. Стефан повсюду рубил топором идолов, сжигая их вместе с посвященными им дарами, никому из христиан не позволяя брать что-либо из этих даров. Своему же помощнику Матфею – пермяку, которого сам крестил, приказывал делать из посвященных бесам дорогих тканей портянки, ради безчестия языческих богов. Поскольку число христиан с каждым днем увеличивалось, Стефан выстроил еще две церкви и при них основал духовные училища для детей и юношей, в которых стал учить грамоте и духовным книгам, чтобы готовить из пермяков клириков и священнослужителей .
В это время против веры Христовой выступил главный служитель бесов во всей Пермской земле по имени Пама. Сперва он стал клеветать среди народа на Стефана, стараясь совратить новопросвещенных пермяков к идолопоклонству. Но те не захотели разговаривать с Памой и направили его к Стефану. Тогда Пама еще больше озлобился и пытался погубить Святого с помощью бесов, но Господь хранил Своего угодника.
Нередко Пама приходил и спорил со Стефаном о вере и всегда был побеждаем, однако не сдавался и в конце концов предложил делом испытать веру каждого. Надеясь, что Стефан испугается, Пама потребовал, чтобы они вдвоем, взявшись за руки, вошли в горящую избу. И за тем, кто из них в огне не сгорит, последует народ, так как вера его – истинная. Собравшиеся одобрили это предложение, Стефан же сказал Паме: «Ты захотел того, что превосходит мои смиренные силы, но я надеюсь на щедроты и милость всесильного Бога, ищущего спасения всех. Он ради славы святого Имени Своего может сохранить меня невредимым в огне. Да утвердится этим чудом в вере предстоящий народ, а ты посрамишься со своими бесами, на которых надеешься».
Когда же подожгли стоявшую поблизости пустую хижину, Пама испугался и сознался в своем безсилии, однако во Христа не уверовал и креститься не захотел. Тогда возмущенные пермяки решили убить его, но Стефан не допустил этого, и Паму без вреда отпустили, запретив появляться в Пермской земле.
Вскоре для новопросвещенного народа появилась нужда в епископе, ибо Пермь стоит очень далеко от Москвы. Поэтому св. Стефан поехал в столицу к митрополиту Пимену и великому князю Димитрию Донскому с просьбой поставить епископа для Пермской земли. Те же, обсудив эту просьбу с другими архиереями, решили поставить епископом самого св. Стефана. Так и сделали. С тех пор пермская Церковь стала все более укрепляться и расширяться. Умножилось число храмов, в которых служили на пермском языке священники-пермяки, возникли монашеские обители. Милостивый святитель Стефан заботился о нищих и убогих, одевал нагих, утешал плачущих, давал приют странникам.
Теперь по делам епархии ему часто приходилось ездить в Москву, и очень хотелось Святому повидаться и побеседовать с преподобным Сергием Радонежским, но из-за недостатка времени такой возможности никак не предоставлялось. И однажды, когда он проезжал в 10 километрах от Сергиевой обители, то, помолившись, обратился в ее сторону и с поклоном сказал: «Мир тебе, духовный брат!» Преподобный Сергий, который в это время сидел вместе с иноками за трапезой, также встал, помолился и, поклонившись в ту сторону, где проезжал Святитель, ответил: «Радуйся и ты, пастырь стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобою». Такова была прозорливость этих святых.
Многолетние труды расшатали крепкое от природы здоровье св. Стефана, и во время одной из следующих поездок в Москву он преставился от жизни земной к небесной и был погребен в Спасской на Бору церкви в Кремле. А душу его святые ангелы вознесли к престолу благодати на вечное упокоение и радость.
Со временем Стефана поставили во священника. Тогда же он узнал, что Пермская земля, издавна подвластная Московскому государству, не просвещена еще святым Крещением (XIV век). Мысль о множестве людей, погибающих во тьме идолослужения, потрясла св. Стефана, и в сердце его родилось желание возвестить пермякам об Истинном Боге и Спасителе Иисусе Христе.
Желание это было от Бога, но прежде, чем идти в Пермскую землю, нужно было основательно подготовиться к этому поприщу. Тут св. Стефану пригодились те знания и способность к учению, которые он приобрел в юные годы. Первым делом св. Стефан изучил пермский язык и составил подходящий для него алфавит, а затем перевел для пермяков богослужебные книги и частично Священное Писание. Только после этого, получив благословение митрополита и охранные грамоты от великого князя, он вышел на свой апостольский подвиг, уповая на милость Божию и любовь Его ко всем людям.
По-разному встречали пермяки св. Стефана. Немногие сразу, всем сердцем восприняли благовестие о Христе. Большинство не только не хотели слушать Святого, но ругали и обижали его; не раз нападали с дубинами, хотели сжечь. Но Господь защищал Своего раба от всех напастей, дабы совершилось просвещение Пермской земли.
Окрестив и наставив в вере нескольких пермяков, Стефан выстроил для них первую церковь и в ней днем и ночью молился Богу о спасении заблудших людей. Сам же он, хотели его слушать или не хотели, неустанно и безбоязненно проповедовал Христа; капища идольские разрушал, хотя знал, что этим весьма раздражает ревностных язычников.
И сила Божия превозмогла. Слыша непрестанные слезные молитвы Своего Угодника, видя его труды и терпение, человеколюбивый Господь, хотящий спасения всем людям, ниспослал пермскому народу дух веры и любви, и они во множестве стали приходить к Стефану целыми семьями и селениями. И всех он встречал с великой радостью, как отец – детей. Господь же открыл им ум к пониманию Христова учения, а Стефан их крестил во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Таким образом, благодатью Божией и трудами и молитвами преподобного Стефана просвещена была Пермская земля. Пермяки уничтожали своих прежних идолов, стоявших в домах и на улицах, при дорогах, в лесах и рощах, разоряли капища. И св. Стефан повсюду рубил топором идолов, сжигая их вместе с посвященными им дарами, никому из христиан не позволяя брать что-либо из этих даров. Своему же помощнику Матфею – пермяку, которого сам крестил, приказывал делать из посвященных бесам дорогих тканей портянки, ради безчестия языческих богов. Поскольку число христиан с каждым днем увеличивалось, Стефан выстроил еще две церкви и при них основал духовные училища для детей и юношей, в которых стал учить грамоте и духовным книгам, чтобы готовить из пермяков клириков и священнослужителей .
В это время против веры Христовой выступил главный служитель бесов во всей Пермской земле по имени Пама. Сперва он стал клеветать среди народа на Стефана, стараясь совратить новопросвещенных пермяков к идолопоклонству. Но те не захотели разговаривать с Памой и направили его к Стефану. Тогда Пама еще больше озлобился и пытался погубить Святого с помощью бесов, но Господь хранил Своего угодника.
Нередко Пама приходил и спорил со Стефаном о вере и всегда был побеждаем, однако не сдавался и в конце концов предложил делом испытать веру каждого. Надеясь, что Стефан испугается, Пама потребовал, чтобы они вдвоем, взявшись за руки, вошли в горящую избу. И за тем, кто из них в огне не сгорит, последует народ, так как вера его – истинная. Собравшиеся одобрили это предложение, Стефан же сказал Паме: «Ты захотел того, что превосходит мои смиренные силы, но я надеюсь на щедроты и милость всесильного Бога, ищущего спасения всех. Он ради славы святого Имени Своего может сохранить меня невредимым в огне. Да утвердится этим чудом в вере предстоящий народ, а ты посрамишься со своими бесами, на которых надеешься».
Когда же подожгли стоявшую поблизости пустую хижину, Пама испугался и сознался в своем безсилии, однако во Христа не уверовал и креститься не захотел. Тогда возмущенные пермяки решили убить его, но Стефан не допустил этого, и Паму без вреда отпустили, запретив появляться в Пермской земле.
Вскоре для новопросвещенного народа появилась нужда в епископе, ибо Пермь стоит очень далеко от Москвы. Поэтому св. Стефан поехал в столицу к митрополиту Пимену и великому князю Димитрию Донскому с просьбой поставить епископа для Пермской земли. Те же, обсудив эту просьбу с другими архиереями, решили поставить епископом самого св. Стефана. Так и сделали. С тех пор пермская Церковь стала все более укрепляться и расширяться. Умножилось число храмов, в которых служили на пермском языке священники-пермяки, возникли монашеские обители. Милостивый святитель Стефан заботился о нищих и убогих, одевал нагих, утешал плачущих, давал приют странникам.
Теперь по делам епархии ему часто приходилось ездить в Москву, и очень хотелось Святому повидаться и побеседовать с преподобным Сергием Радонежским, но из-за недостатка времени такой возможности никак не предоставлялось. И однажды, когда он проезжал в 10 километрах от Сергиевой обители, то, помолившись, обратился в ее сторону и с поклоном сказал: «Мир тебе, духовный брат!» Преподобный Сергий, который в это время сидел вместе с иноками за трапезой, также встал, помолился и, поклонившись в ту сторону, где проезжал Святитель, ответил: «Радуйся и ты, пастырь стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобою». Такова была прозорливость этих святых.
Многолетние труды расшатали крепкое от природы здоровье св. Стефана, и во время одной из следующих поездок в Москву он преставился от жизни земной к небесной и был погребен в Спасской на Бору церкви в Кремле. А душу его святые ангелы вознесли к престолу благодати на вечное упокоение и радость.
Православный календарь