19.01.2013
<-назад в раздел
КРЕЩЕНИЕ
Как было во дни Ноя, во дни строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ спаслись от воды. Так и нас подобное сему образу Крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа (Лк. 17, 26; 1 Пет.3, 20,21).
I. Когда Крещение есть возрождение, и человек чрез него перерождается; когда оно есть пакибытие, новая жизнь, и человек чрез него вновь возрождается: ТО нечего удивляться, что человек таковый при всех (моих развратного естества склонностях становится добродетельным и святым.
Я не могу объяснить, каким образом сию чудесную перемену в душе человеческой производит Бог, гак как не могу сказать, каким образом при создании мира твари стали быть, как их прежде не было. Сие ведает один премудрый Художник, и несколько понимает святая душа: однако со всем тем верую и исповедую, что в час Крещения Дух Святой сходит на крещаемого, и сила Вышнего его осенив, производит в нем оную чудную перемену.
Для какой же цели уставлено Крещение и что подает?
1) Установил Крещение Христос на то, чтоб утвердить веру и засвидетельствовать истину Свою В том, что Он, по обещанию Своему, чрез употребление Крещения омывает нас Своею Кровию и Духом, то есть дает нам оставление всех грехов, освобождает от смерти и диавола, принимает в Свой запет, дарует Духа Святого, освящающего в жизнь вечную. Сия есть цель и плод святого Крещения! Отсюда явствует, почему Крещение не повторяется: потому, что Крещение есть тайна принятия благодати и договора Божия, который всегда для кающихся остается действителен. То есть обыкновенно делается, что ежели договор от одной стороны нарушается, то надобно, чтоб она то нарушение чем-нибудь исправила, а не чтоб новый делала договор. Посему хотя грехами нашими завет Божий нарушается, но покаянием снова в него принимаемся: еще и поэтому, что единожды только мы рождаемся; а Крещение есть духовное рождение, да к тому же и обрезание не повторялось.
II. 2) Чтоб было засвидетельствованием нашего долга перед Богом или обязательством нас к благодарности Церкви, то есть к вере и покаянию. К вере – чтоб единого Бога Отца и Сына и Святого Духа, в Чье имя крестимся, признавать за Истинного Бога, Его единого почитать, призывать, уповать и благодеяния Христовы верою принимать. К покаянию – чтоб во всю жизнь наше Крещение воспоминая, от благодарности нам во обновлении жизни ходить. Ибо для чего в нашем Крещении повелевается, чтоб мы отреклись мира и всего того, что в мире, и отца, и матери, и сродников, и самих себя? То есть крестившемуся верному надлежит предпочитать Христа прежде всего.
3) Чтоб означить христианские во искушениях подвиги и скорое от них успокоение, то есть что крещающиеся погружаются во искушения, но скоро из них выходят, поскольку мы, хотя погружаемся, но не потопляемся: для того беды называются крещением (Мф. 20, 22).
4) Чтоб означить единство веры. Один Господь, одна вера, одно Крещение (Еф. 4, 5). Ибо все мы одним Духом крестились (1 Кор. 12, 13).
Итак, будучи родом Божиим, постараемся стать подобными нас Родившему и знатное сие наше преимущество никакими пороками не обесчестить. Сие водится и в мире: от знатного родителя рожденный сын всегда в памяти держит высоту своего рода и тем часто от низких дел удерживается, опасаясь, чтоб своими пороками не умалить славу своей фамилии. Знатное нечто есть быть христианином, так как презренно и безчестно слыть неверным. Нет нам нужды до внешних овец, несущихся от двора сего, может призвать один только Христос: нам внимать надобно
Церкви Божией, искупленной Кровью Христовой. Неправедный, пишется во Апокалипсисе, пусть еще делает неправду, и нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святой да освящается еще (Откр. 22, И). Каждый из вас ближнему да угождает во благое к созиданию, как и Христос не Себе угождал. Смотрите, чтоб святая вас связывала любовь: потому что одна принимала нас купель, един действовал Божий Дух, одна всем подавалася Божия благодать, во едино тело крестилися, во единого Христа облеклися. Прочь несогласия и раздоры! Да бежит ненависть, любовь христианскую нарушающая; да будем хранить свою совесть в том, что нас от любви Христовой ни смерть, ни жизнь не разлучит. Таким образом, хранится крещения печать, не нарушается Божий завет; христианин, как град на горе поставленный, святиться будет.
I. Когда Крещение есть возрождение, и человек чрез него перерождается; когда оно есть пакибытие, новая жизнь, и человек чрез него вновь возрождается: ТО нечего удивляться, что человек таковый при всех (моих развратного естества склонностях становится добродетельным и святым.
Я не могу объяснить, каким образом сию чудесную перемену в душе человеческой производит Бог, гак как не могу сказать, каким образом при создании мира твари стали быть, как их прежде не было. Сие ведает один премудрый Художник, и несколько понимает святая душа: однако со всем тем верую и исповедую, что в час Крещения Дух Святой сходит на крещаемого, и сила Вышнего его осенив, производит в нем оную чудную перемену.
Для какой же цели уставлено Крещение и что подает?
1) Установил Крещение Христос на то, чтоб утвердить веру и засвидетельствовать истину Свою В том, что Он, по обещанию Своему, чрез употребление Крещения омывает нас Своею Кровию и Духом, то есть дает нам оставление всех грехов, освобождает от смерти и диавола, принимает в Свой запет, дарует Духа Святого, освящающего в жизнь вечную. Сия есть цель и плод святого Крещения! Отсюда явствует, почему Крещение не повторяется: потому, что Крещение есть тайна принятия благодати и договора Божия, который всегда для кающихся остается действителен. То есть обыкновенно делается, что ежели договор от одной стороны нарушается, то надобно, чтоб она то нарушение чем-нибудь исправила, а не чтоб новый делала договор. Посему хотя грехами нашими завет Божий нарушается, но покаянием снова в него принимаемся: еще и поэтому, что единожды только мы рождаемся; а Крещение есть духовное рождение, да к тому же и обрезание не повторялось.
II. 2) Чтоб было засвидетельствованием нашего долга перед Богом или обязательством нас к благодарности Церкви, то есть к вере и покаянию. К вере – чтоб единого Бога Отца и Сына и Святого Духа, в Чье имя крестимся, признавать за Истинного Бога, Его единого почитать, призывать, уповать и благодеяния Христовы верою принимать. К покаянию – чтоб во всю жизнь наше Крещение воспоминая, от благодарности нам во обновлении жизни ходить. Ибо для чего в нашем Крещении повелевается, чтоб мы отреклись мира и всего того, что в мире, и отца, и матери, и сродников, и самих себя? То есть крестившемуся верному надлежит предпочитать Христа прежде всего.
3) Чтоб означить христианские во искушениях подвиги и скорое от них успокоение, то есть что крещающиеся погружаются во искушения, но скоро из них выходят, поскольку мы, хотя погружаемся, но не потопляемся: для того беды называются крещением (Мф. 20, 22).
4) Чтоб означить единство веры. Один Господь, одна вера, одно Крещение (Еф. 4, 5). Ибо все мы одним Духом крестились (1 Кор. 12, 13).
Итак, будучи родом Божиим, постараемся стать подобными нас Родившему и знатное сие наше преимущество никакими пороками не обесчестить. Сие водится и в мире: от знатного родителя рожденный сын всегда в памяти держит высоту своего рода и тем часто от низких дел удерживается, опасаясь, чтоб своими пороками не умалить славу своей фамилии. Знатное нечто есть быть христианином, так как презренно и безчестно слыть неверным. Нет нам нужды до внешних овец, несущихся от двора сего, может призвать один только Христос: нам внимать надобно
Церкви Божией, искупленной Кровью Христовой. Неправедный, пишется во Апокалипсисе, пусть еще делает неправду, и нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святой да освящается еще (Откр. 22, И). Каждый из вас ближнему да угождает во благое к созиданию, как и Христос не Себе угождал. Смотрите, чтоб святая вас связывала любовь: потому что одна принимала нас купель, един действовал Божий Дух, одна всем подавалася Божия благодать, во едино тело крестилися, во единого Христа облеклися. Прочь несогласия и раздоры! Да бежит ненависть, любовь христианскую нарушающая; да будем хранить свою совесть в том, что нас от любви Христовой ни смерть, ни жизнь не разлучит. Таким образом, хранится крещения печать, не нарушается Божий завет; христианин, как град на горе поставленный, святиться будет.
Митрополит Московский Платон. Азбука добродетели.