01.01.2013
<-назад в раздел
ОБРАТИЛ КО ХРИСТУ МНОГИХ ЕВРЕЕВ. День памяти святителя Григория Омиритского.
Григорий был сыном благочестивых родителей, воспитавших его в добродетели и страхе Божием. Исполненный Божественной благодати, он от юности был чудотворцем и целителем. Еще будучи диаконом в Медиолане (ныне
Милан), он сподобился Божественных откровений. Однажды ему явились апостолы Петр и Павел и возложили на него архиерейское облачение. А два святых старца отшельника предсказали Григорию всю его жизнь и то, что он будет архиереем и обратит ко Христу многих евреев.
После этого он отправился в Карфаген и прожил там долгое время, проповедуя слово Божие и молитвой исцеляя болезни; потом, по велению Божию, он ушел в Рим. Когда Григорий молился у гроба святого Петра, он вдруг увидел отверстые небесные двери и необычайный свет. Из дверей вышел сам апостол с ключом в руке, сияя лицом, окруженный великой славой, и, глядя на Григория светлым взором, благословил его. Когда видение кончилось, Григорий еще долго молился, а потом пошел спать. Но в ту же ночь явился ему апостол Павел и вручил сосуд с елеем. Это было пророческим знамением от Бога об архиерействе Григория.
Из Рима он отправился в Александрию и там, по откровению свыше, был поставлен в архиепископа Омиритского. Во время посвящения Григория лицо его сделалось огнеобразным и световидным от благодати, а от одежды его изошло благоухание, наполнившее весь храм. Это видели и ощущали довольно долгое время все присутствовавшие в церкви.
В Омиритии многие жители исповедовали Христа, но многие держались и ветхого иудейского закона, не веря, что Господь Иисус – Спаситель, обещанный пророками. Царь Аврамий, не желая терпеть в своей стране врагов Христовых, потребовал, чтобы все иудеи и язычники под страхом смертной казни крестились. Иудеи пришли в смятение, ибо не верили во Христа и не хотели креститься, но и умирать не хотели.
Тогда некто Ерван, уважаемый всеми евреями учитель закона, человек честный и мудрый, предложил обратиться к царю Аврамию с просьбой устроить собеседование о вере между христианами и евреями. „Испытаем их и узнаем, – говорил он евреям, – какова их вера. Если истинная, то уверуем, что Мессия (Христос) уже пришел, а мы того не знали. Если же окажется ложной их вера, то нам станет ясно, что мы умираем для Бога, и с усердием примем смерть."
Иудеи согласились с ним и подали царю просьбу; тот разгневался и хотел их казнить, но Григорий сказал ему: „Хорошо и похвально говорят иудеи, что лучше веровать добровольно, по убеждению, чем насильно. Оставь их, царь, пусть они сначала с нами поспорят, а потом как хочешь, так и поступай с ними."
И вот собралось великое множество евреев со своими учителями (раввинами) во главе с Ерваном. Собрались и христиане разного звания, царь Аврамий со всеми вельможами и святитель Григорий со всеми клириками. Прение происходило в Афаре, столице Омиритии, и тянулось несколько дней. Много умных и важных вопросов поставил Ерван христианам, но Григорий ответил на них, опираясь на Божественное Писание, историю, философию и здравый человеческий смысл. А главное, с ним был Господь, и слова его были духоносны, почему он и побеждал в споре. Но евреи все никак не могли уверовать в Иисуса Христа. И тогда Ерван воскликнул: „Архиепископ! Если ты хочешь, чтобы я веровал в Иисуса, что Он Истинный Бог, покажи мне Его живого, чтобы я видел Его и говорил с Ним, и тогда я признаю твою победу и стану христианином."
Иудеи возмутились Ерваном, но он им горячо возразил: „Что вы говорите пустое? Слышите, если он уверит меня, что Тот, о Котором предсказали пророки, существует, то чего еще хотите ожидать?" Тогда многие иудеи рассудили: „Если мы увидим Христа, почему не уверовать в Него?" А иные скорбели, потому что не хотели верить. Но все с криками приступили к святителю, требуя показать им Христа.
Григорий отошел в сторону и долго молился, так что слышали евреи и христиане, а потом воскликнул: „Яви Себя, Владыка, этим окаменелым и ослепленным злобой людям, яви ради Твоего святого имени, и пусть они глазами увидят Твое животворное человечество, в которое Ты облекся нас ради, и с которым вознесся на небо, чтобы они, увидев Тебя, уверовали в Тебя, Истинного Бога, и в пославшего Тебя Отца и Святого Духа."
И вдруг затряслась земля, послышался гром, и все упали от страха. А когда они решились подняться, то увидели, что небо отверзлось и светлое облако, пламенея и испуская лучи, подобные солнечным, спускается на землю. Среди облака был виден Христос, невыразимо прекрасный, сияющий лицом и светящийся молниевидной одеждой. В ужасе от Его славы все упали. Охваченные страхом иудеи хотели бежать, но не в силах были двинуться с места. Архиепископ же, укрепляемый Господом, громко воскликнул: „Ерван! Вот Тот, о Ком ты говорил и читал. Смотри на Него и веруй, что Един Свят, Един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь." И слышан был глас Господень: „Ради молитвы епископа прощает вас Распятый вашими отцами." И видение кончилось.
Когда люди пришли в себя, оказалось, что все евреи ослепли, а христиане остались здоровыми. Иудеи уверовали и искренно захотели креститься, а крестившись, они тотчас прозрели и с тех пор почитали святителя Григория как ангела Божия.
Когда он скончался (в середине 6 века), вся земля Омиритская рыдала по нем, а всех более крещеные иудеи, ибо он был добрым и милостивым отцом и владыкой, приятным для людей и угодным Богу, Которому и предстал со всеми святыми в Царствии Небесном. Аминь.
Милан), он сподобился Божественных откровений. Однажды ему явились апостолы Петр и Павел и возложили на него архиерейское облачение. А два святых старца отшельника предсказали Григорию всю его жизнь и то, что он будет архиереем и обратит ко Христу многих евреев.
После этого он отправился в Карфаген и прожил там долгое время, проповедуя слово Божие и молитвой исцеляя болезни; потом, по велению Божию, он ушел в Рим. Когда Григорий молился у гроба святого Петра, он вдруг увидел отверстые небесные двери и необычайный свет. Из дверей вышел сам апостол с ключом в руке, сияя лицом, окруженный великой славой, и, глядя на Григория светлым взором, благословил его. Когда видение кончилось, Григорий еще долго молился, а потом пошел спать. Но в ту же ночь явился ему апостол Павел и вручил сосуд с елеем. Это было пророческим знамением от Бога об архиерействе Григория.
Из Рима он отправился в Александрию и там, по откровению свыше, был поставлен в архиепископа Омиритского. Во время посвящения Григория лицо его сделалось огнеобразным и световидным от благодати, а от одежды его изошло благоухание, наполнившее весь храм. Это видели и ощущали довольно долгое время все присутствовавшие в церкви.
В Омиритии многие жители исповедовали Христа, но многие держались и ветхого иудейского закона, не веря, что Господь Иисус – Спаситель, обещанный пророками. Царь Аврамий, не желая терпеть в своей стране врагов Христовых, потребовал, чтобы все иудеи и язычники под страхом смертной казни крестились. Иудеи пришли в смятение, ибо не верили во Христа и не хотели креститься, но и умирать не хотели.
Тогда некто Ерван, уважаемый всеми евреями учитель закона, человек честный и мудрый, предложил обратиться к царю Аврамию с просьбой устроить собеседование о вере между христианами и евреями. „Испытаем их и узнаем, – говорил он евреям, – какова их вера. Если истинная, то уверуем, что Мессия (Христос) уже пришел, а мы того не знали. Если же окажется ложной их вера, то нам станет ясно, что мы умираем для Бога, и с усердием примем смерть."
Иудеи согласились с ним и подали царю просьбу; тот разгневался и хотел их казнить, но Григорий сказал ему: „Хорошо и похвально говорят иудеи, что лучше веровать добровольно, по убеждению, чем насильно. Оставь их, царь, пусть они сначала с нами поспорят, а потом как хочешь, так и поступай с ними."
И вот собралось великое множество евреев со своими учителями (раввинами) во главе с Ерваном. Собрались и христиане разного звания, царь Аврамий со всеми вельможами и святитель Григорий со всеми клириками. Прение происходило в Афаре, столице Омиритии, и тянулось несколько дней. Много умных и важных вопросов поставил Ерван христианам, но Григорий ответил на них, опираясь на Божественное Писание, историю, философию и здравый человеческий смысл. А главное, с ним был Господь, и слова его были духоносны, почему он и побеждал в споре. Но евреи все никак не могли уверовать в Иисуса Христа. И тогда Ерван воскликнул: „Архиепископ! Если ты хочешь, чтобы я веровал в Иисуса, что Он Истинный Бог, покажи мне Его живого, чтобы я видел Его и говорил с Ним, и тогда я признаю твою победу и стану христианином."
Иудеи возмутились Ерваном, но он им горячо возразил: „Что вы говорите пустое? Слышите, если он уверит меня, что Тот, о Котором предсказали пророки, существует, то чего еще хотите ожидать?" Тогда многие иудеи рассудили: „Если мы увидим Христа, почему не уверовать в Него?" А иные скорбели, потому что не хотели верить. Но все с криками приступили к святителю, требуя показать им Христа.
Григорий отошел в сторону и долго молился, так что слышали евреи и христиане, а потом воскликнул: „Яви Себя, Владыка, этим окаменелым и ослепленным злобой людям, яви ради Твоего святого имени, и пусть они глазами увидят Твое животворное человечество, в которое Ты облекся нас ради, и с которым вознесся на небо, чтобы они, увидев Тебя, уверовали в Тебя, Истинного Бога, и в пославшего Тебя Отца и Святого Духа."
И вдруг затряслась земля, послышался гром, и все упали от страха. А когда они решились подняться, то увидели, что небо отверзлось и светлое облако, пламенея и испуская лучи, подобные солнечным, спускается на землю. Среди облака был виден Христос, невыразимо прекрасный, сияющий лицом и светящийся молниевидной одеждой. В ужасе от Его славы все упали. Охваченные страхом иудеи хотели бежать, но не в силах были двинуться с места. Архиепископ же, укрепляемый Господом, громко воскликнул: „Ерван! Вот Тот, о Ком ты говорил и читал. Смотри на Него и веруй, что Един Свят, Един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь." И слышан был глас Господень: „Ради молитвы епископа прощает вас Распятый вашими отцами." И видение кончилось.
Когда люди пришли в себя, оказалось, что все евреи ослепли, а христиане остались здоровыми. Иудеи уверовали и искренно захотели креститься, а крестившись, они тотчас прозрели и с тех пор почитали святителя Григория как ангела Божия.
Когда он скончался (в середине 6 века), вся земля Омиритская рыдала по нем, а всех более крещеные иудеи, ибо он был добрым и милостивым отцом и владыкой, приятным для людей и угодным Богу, Которому и предстал со всеми святыми в Царствии Небесном. Аминь.