ЯВИЛИ ДИВНОЕ ЧУДО ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА. Седмь Отроков иже во Ефесе
Царь тотчас же велел схватить их, заковать в цепи и привести к себе. Потом он отнял у юношей их воинские пояса – знак занимаемого ими высокого положения. Однако, видя красоту и молодость их, царь сжалился над ними и сказал:
– Было бы безжалостно сейчас же предать мукам столь молодых, – поэтому, прекрасные юноши, я даю вам время для размышления, чтобы вы, образумившись, принесли жертву богам и, таким образом, сохранили себе жизнь.
Затем он приказал освободить их до назначенного времени, а сам удалился в другой город, намереваясь опять возвратиться в Ефес.
Быв осуждены на казнь, Святые Отроки, следуя учению Христову, дарованное им царем свободное время употребляли на добрые дела: взяв в доме родителей своих золото и серебро, они раздавали его тайно и открыто нищим. Вместе с тем, они совещались между собою, говоря:
– Удалимся на время из города, пока в него не возвратится царь, уйдем в ту большую пещеру, которая находится в горе на восток от города, и там, пребывая в безмолвии, усердно помолимся Господу о даровании нам крепости при предстоящем исповедании Его святого имени, чтобы мы могли, безбоязненно явившись к мучителю, мужественно перенести страдания и получить от Владыки нашего Христа уготованный верным рабам неувядаемый Венец славы.
Так они пришли в пещеру восточной горы Охлон, захвативши с собой серебро для покупки нужного. Хождение в город было поручено святому Иамвлиху как самому младшему. По прошествии довольно продолжительного времени, Святый Иамвлих принес из города весть, что их уже ищут для принесения жертв. Эти известия привели их в страх: пав на землю с плачем и стенаниями, они молились Богу, поручая себя Его покровительству и милосердию. Они беседовали между собою, ободряя и поощряя друг друга к мужественному перенесению страданий за Христа. Во время этой душеспасительной беседы их стало клонить ко сну: от сердечной печали отяжелели очи их.
Милостивый же и Человеколюбивый Господь повелел семи Святым Отрокам уснуть дивным и необычайным сном, желая в будущем явить дивное чудо и уверить сомневающихся относительно Воскресения мертвых. Святые уснули сном смертным, души же их хранились в Руке Божией, а тела лежали нетленными и неизмененными, как у спящих.
Утром царь приказал отыскать семь благородных Отроков, и после тщетных поисков, не медля, приказал призвать их родителей и сказал им:
– Скажите, не утаивая, где ваши, опозорившие мое царство сыновья? Вместо них я велю погубить вас: ведь вы дали им золото и серебро и отослали куда-то, чтобы они не явились пред лицом нашим.
Родители отвечали:
– Прибегаем к твоему милосердию, царь! Выслушай нас без гнева: мы не замышляем козней против твоего царства, никогда не нарушаем твоих повелений и постоянно приносим жертвы богам, – за что же нам грозишь смертью? Если же сыновья наши развратились, то не мы учили их этому, мы не давали им золота и серебра; они сами тайно взяли его и, раздав неимущим, убежали и скрылись, по дошедшим до нас слухам, в великой пещере горы Охлон. Прошло уже много дней, а они все не возвращаются: не знаем, живы ли они там или нет».
Царь, выслушав, отпустил родителей, а потом велел завалить каменьями вход в пещеру. Царь и жители Ефеса думали, что Отроки еще живы, не зная, что они отошли уже ко Господу. В то время, когда заделывали вход в пещеру, два царских постельничих Феодор и Руфин, тайные христиане, положили среди камней медный ковчежец с оловянными пластинами, на которых написали имена Святых юношей, описав их мученическую смерть при царе Декии.
С тех пор прошло более 200 лет. Во времена царя Феодосия Младшего (408–450) появились еретики, отрицавшие Воскресение мертвых, и даже некоторые епископы сделались последователями ереси. Одни из еретиков говорили, что за гробом люди не могут рассчитывать на воздаяние, ибо по смерти уничтожается не только тело, но и душа, другие же утверждали, что души будут иметь свое воздаяние, – одни тела истлеют, погибнуть. «Как могут, – говорили они, – восстать эти тела, спустя целые тысячелетия, когда нет уж и самого праха их?» Еретики производили большие смуты в Церкви Божией, чем доставляли царю Феодосию сильную печаль. В посте и слезах усердно молил он Бога, чтобы Творец вселенной избавил от пагубной ереси Церковь Свою. Милостивый Господь внял слезной молитве верных рабов Своих и явно открыл тайну Воскресения и Жизни вечной.
Некий муж по имени Адомий, владелец горы Олхон, сооружал загон для овец близ той пещеры, в которой находились Святые Отроки, для строительства же использовались камни, закрывавшие вход в нее. В это время Господь наш Иисус Христос воздвиг и семь Святых Отроков: по Его Божественному велению, Святые Мученики воскресли, как бы пробудившись от сна, столь же юные и цветущие, как два столетия назад.
Весть о чуде разлетелась повсюду, и царь Феодосий придя с великой свитой, с умилением говорил с Юношами. Каждый день в течение недели Боголюбивый царь разделял с ними трапезу и служил им. Через неделю Святые Отроки на глазах у всех, наслаждавшихся их лицезрением, опять склонили головы на землю и уснули по Божию повелению смертным сном, чтобы дождаться общего Воскресения. Царь хотел положить их тела в золотые ковчеги, но юноши явились ему во сне, повелевая ему не трогать их, но оставить почивать на земле, как они почивали прежде.
Жития святых. Пролог свт. Николая Сербского