21.10.2012
Вселенские Соборы принадлежат в истории Церкви к периоду времени от первой половины IV века (325 по Р.Х.) до последней половины VIII века (788).
Нет нужды много говорить об особенной важности их в Церкви. Каждый из них был выражением разума и голоса Вселенской Церкви, т. е. всех мест и всех предыдущих времен Христианства, а все вместе они составляют самое полное и живое свидетельство всей древней Церкви в отношениях догматическом, каноническом, иepapхическом, нравственном.
Они сами в себе выразили и утвердили на все последующие времена чистейшее, изначальное Церковное Предание; раскрыли и во всей точности определили и изложили догматы веры; установили важнейшие церковные правила, священнослужебные, благочинные, судные и покаянныя; произнесли суд не только над сектами и лицами неправомыслящими, возмущавшими тогда Вселенскую Церковь, но и над целыми поместными Церквами, более или менее уклонявшимися от единого вселенского духа в своих частных мнениях, действиях и обычаях; оградили чистое исповедание Православной веры и внутреннюю жизнь Церкви от нововведений, несогласных с ее изначальным Преданием, и от всякого произвола мнений и распоряжений в ней. Оградили именно утверждением положительных оснований и образцов вероисповедания и духовного управления Церкви – на все времена.
Так как они в своих определениях выражали единомыслие и единогласие всей христианской Церкви разных мест и времен, на таком пространстве мест и времен с трудом могущее быть поддержанным человеческими силами, так как, с другой стороны, в решении важнейших догматических вопросов о высочайших тайнах веры никак не могло бы быть достаточно одних усилий человеческого разума, или одних свидетельств человеческой веры: то Вселенские Соборы, по справедливости, признаются вдохновенными в своих решениях от Духа Святого.
По всем этим причинам Православная Кафолическая Церковь сознает себя и свою непогрешимую чистоту в вере и свою духовную целость во внутренней жизни, – утвержденною на Седми Вселенских Соборах как неизменном основании.
<-назад в раздел
ВЕРНОСТЬ СЕМИ ВСЕЛЕНСКИМ СОБОРАМ КАК НЕИЗМЕННОМУ ОСНОВАНИЮ
Цели и значение Семи Святых Вселенских Соборов
Вселенские Соборы принадлежат в истории Церкви к периоду времени от первой половины IV века (325 по Р.Х.) до последней половины VIII века (788).
Нет нужды много говорить об особенной важности их в Церкви. Каждый из них был выражением разума и голоса Вселенской Церкви, т. е. всех мест и всех предыдущих времен Христианства, а все вместе они составляют самое полное и живое свидетельство всей древней Церкви в отношениях догматическом, каноническом, иepapхическом, нравственном.
Они сами в себе выразили и утвердили на все последующие времена чистейшее, изначальное Церковное Предание; раскрыли и во всей точности определили и изложили догматы веры; установили важнейшие церковные правила, священнослужебные, благочинные, судные и покаянныя; произнесли суд не только над сектами и лицами неправомыслящими, возмущавшими тогда Вселенскую Церковь, но и над целыми поместными Церквами, более или менее уклонявшимися от единого вселенского духа в своих частных мнениях, действиях и обычаях; оградили чистое исповедание Православной веры и внутреннюю жизнь Церкви от нововведений, несогласных с ее изначальным Преданием, и от всякого произвола мнений и распоряжений в ней. Оградили именно утверждением положительных оснований и образцов вероисповедания и духовного управления Церкви – на все времена.
Так как они в своих определениях выражали единомыслие и единогласие всей христианской Церкви разных мест и времен, на таком пространстве мест и времен с трудом могущее быть поддержанным человеческими силами, так как, с другой стороны, в решении важнейших догматических вопросов о высочайших тайнах веры никак не могло бы быть достаточно одних усилий человеческого разума, или одних свидетельств человеческой веры: то Вселенские Соборы, по справедливости, признаются вдохновенными в своих решениях от Духа Святого.
По всем этим причинам Православная Кафолическая Церковь сознает себя и свою непогрешимую чистоту в вере и свою духовную целость во внутренней жизни, – утвержденною на Седми Вселенских Соборах как неизменном основании.
(Деяния Вселенских Соборов. Январь 1908 года. Цензор
проф. Академии М. Богословский).
проф. Академии М. Богословский).