29.09.2012
<-назад в раздел
«ИЗГНАННЫЙ ПРАВДЫ РАДИ». Житие преп. Кукши Одесского
Одним из светильников веры во тьме богоотступничества, духовного оскудения и невежества XX столетия был преподобный и духоносный отец схиигумен Кукша (Величко).
Прп. Кукша родился 12 (25) января 1875 г. в с. Арбузинка Херсонского района Николаевской губернии от благочестивых и христолюбивых родителей Кирилла и Харитины; в семье было еще два сына – Федор и Иоанн и дочь Мария. Харитина с юности мечтала быть монахиней, но родители благословили ее на замужество. Она молилась Богу, чтобы хоть один из ее детей ушел в монастырь. Косьма (мiрское имя святого) с детства душой тянулся к Богу, к святой жизни, возлюбил молитву и уединение, храм Божий.
В 1895 г. Косма с паломниками отправляется в Святую Землю. На обратном пути он посетил гору Афон, где особенно воспылал желанием подвизаться в монастыре. По возвращении в Россию Косьма получил на то благословение от киевского прозорливца старца Ионы и своей матери – Казанской иконой Божией Матери в небольшом старинном деревянном киоте, которую всю жизнь хранил будущий старец Кукша.
В 1896 г. Косьма прибывает на Афон и поступает послушником в русский Свято-Пантелеимоновский монастырь на послушание гостинника в странноприимницу для паломников, в которой подвизался 11 лет. Вскоре послушника Косьму постригают в рясофор с именем Константин, а 23 марта 1904 г. – в монашество с именем Ксенофонт.
Духовным отцом у о. Ксенофонта был духоносный старец, подвижник о. Мелхиседек, который подвизался отшельником в горах. Впоследствии преподобный Кукша вспоминал о своей жизни в то время: «До 12 ночи на послушании, а в 1-м часу ночи бежал в пустынь к старцу Мелхиседеку учиться молиться».
Приведя Своего избранника в духовное совершенство, Господь уготовляет преподобному жребий служения страждущему мiру. В 1912-1913 гг. греческие власти, стремясь изгнать русских с горы, потребовали выезда с Афона многих (ок.800) ни в чем не повинных русских монахов, в том числе и о. Ксенофонта. Преподобный побежал в пустыньку к старцу.
– Отче, я никуда не поеду! Вот лягу под лодку или под камень и умру здесь, на Афоне!
– Нет, чадо, – возразил старец, – так Богу угодно, чтобы ты жил в России, там надо спасать людей.
В 1913 г. о. Ксенофонт становится насельником Киево-Печерской Свято-Успенской лавры. Киевские монахи встретили афонских братьев недружелюбно, они знали только то, что с Афона их выслали за какое-то неповиновение или бунт и относились к ним с недоверием.
Но постепенно истина выяснилась, и на афонцев стали смотреть, как на «изгнанных правды ради». Там о. Ксенофонт снискал всеобщее уважение среди братьев, служа для них примером в монашеском делании. Когда Лавры коснулась волна самосвятских расколов, о. Ксенофонт был примером для других в сыновней верности канонам Матери Церкви.
Отец Ксенофонт нес послушание в Дальних Пещерах: заправлял и зажигал лампады перед святыми мощами, переодевал святые мощи, следил за чистотой и порядком.
Во время 1-й Германской войны (1914-1916 гг.), отец Ксенофонт вместе с другими монахами был направлен на послушание «братом милосердия» в санитарный поезд «Киев — Львов», где он обслуживал тяжело раненных солдат, некоторые из них были без рук и без ног, ему приходилось брать их на «загорбки» (на свою спину) и переносить на себе. По окончании срока послушания в санитарном поезде о. Ксенофонт возвратился в Киево-Печерскую Лавру.
8 апреля 1931 г. о. Ксенофонт был пострижен в схиму с именем сщмч. Кукши, 3 апреля 1934 г. – рукоположен в сан иеродиакона, а 3 мая стал иеромонахом. После того, как Киево-Печерскую лавру закрыли, батюшка служил до 1938 г. в Киеве, в церкви на Воскресенской Слободке.
С 1938 г. для 63- летнего батюшки начался тяжелый восьмилетний исповеднический подвиг – его как «служителя культа» приговаривают к пяти годам лагерей в г. Вильма Молотовской (Пермской) области, а после отбытия этого срока – к трем годам ссылки.
В 1947 г. о. Кукша вернулся в Киево-Печерскую лавру. На о. Кукшу, искусного и опытного в духовной жизни, запечатлевшего верность Христу различными испытаниями, предочищенного несением скорбей, лишений и гонений, Господь возлагает подвиг служения страждущему человечеству путем духовного окормления людей – старчество.
Старец Кукша имел от Бога дар духовного рассуждения и различения помыслов. Он был великим прозорливцем. Ему были открыты даже самые сокровенные чувства, которые люди едва могли понять сами, а он понимал и объяснял, от кого они и откуда. Многие шли к нему, чтобы рассказать о своих скорбях и спросить совета, а он, не дожидаясь объяснений, уже встречал их с нужным ответом и духовным советом.
Богоборческую власть раздражала и страшила жизнь угодника Божия. Его постоянно преследовали и гнали. В 1951 г. отца Кукшу из Киева переводят в Почаевскую Свято-Успенскую лавру, в 1957 – в Крещатицкий монастырь под Черновцами, а в 1960 – в Одесский Свято-Успенский монастырь, где проводит последние четыре года своей страдальческой подвижнической жизни.
Но любящим Бога <...> вся поспешествует во благое (Рим.8:28). Господь злобу демонов и усилия богоборцев обратил во благо для спасения душ человеческих. Благодаря перемещениям Батюшки по разным монастырям овцы стада Христова всего юга страны окормлялись у благодатного Старца, несмотря на запрет властей.
В октябре 1964 г. старец Кукша, упав, сломал бедро. Пролежав в таком состоянии на холодной сырой земле, он простудился и заболел воспалением легких. Страдая в предсмертной болезни, он отказался от всякой врачебной помощи, полагая в Господе Боге Единого помощника и покровителя. 11 (24) декабря 1964 г. прп. Кукша преставился ко Господу.
Канонизирован схиархимандрит Кукша Новый Священным Синодом Украинской Православной Церкви – постановлением от 4 октября 1994 г. Память святого отмечается 16 сентября в день обретения мощей, 11 декабря в день кончины и в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Торжества канонизации проходили в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре 22 октября 1994 г., где отныне покоятся его многоцелебные мощи.
Прп. Кукша родился 12 (25) января 1875 г. в с. Арбузинка Херсонского района Николаевской губернии от благочестивых и христолюбивых родителей Кирилла и Харитины; в семье было еще два сына – Федор и Иоанн и дочь Мария. Харитина с юности мечтала быть монахиней, но родители благословили ее на замужество. Она молилась Богу, чтобы хоть один из ее детей ушел в монастырь. Косьма (мiрское имя святого) с детства душой тянулся к Богу, к святой жизни, возлюбил молитву и уединение, храм Божий.
В 1895 г. Косма с паломниками отправляется в Святую Землю. На обратном пути он посетил гору Афон, где особенно воспылал желанием подвизаться в монастыре. По возвращении в Россию Косьма получил на то благословение от киевского прозорливца старца Ионы и своей матери – Казанской иконой Божией Матери в небольшом старинном деревянном киоте, которую всю жизнь хранил будущий старец Кукша.
В 1896 г. Косьма прибывает на Афон и поступает послушником в русский Свято-Пантелеимоновский монастырь на послушание гостинника в странноприимницу для паломников, в которой подвизался 11 лет. Вскоре послушника Косьму постригают в рясофор с именем Константин, а 23 марта 1904 г. – в монашество с именем Ксенофонт.
Духовным отцом у о. Ксенофонта был духоносный старец, подвижник о. Мелхиседек, который подвизался отшельником в горах. Впоследствии преподобный Кукша вспоминал о своей жизни в то время: «До 12 ночи на послушании, а в 1-м часу ночи бежал в пустынь к старцу Мелхиседеку учиться молиться».
Приведя Своего избранника в духовное совершенство, Господь уготовляет преподобному жребий служения страждущему мiру. В 1912-1913 гг. греческие власти, стремясь изгнать русских с горы, потребовали выезда с Афона многих (ок.800) ни в чем не повинных русских монахов, в том числе и о. Ксенофонта. Преподобный побежал в пустыньку к старцу.
– Отче, я никуда не поеду! Вот лягу под лодку или под камень и умру здесь, на Афоне!
– Нет, чадо, – возразил старец, – так Богу угодно, чтобы ты жил в России, там надо спасать людей.
В 1913 г. о. Ксенофонт становится насельником Киево-Печерской Свято-Успенской лавры. Киевские монахи встретили афонских братьев недружелюбно, они знали только то, что с Афона их выслали за какое-то неповиновение или бунт и относились к ним с недоверием.
Но постепенно истина выяснилась, и на афонцев стали смотреть, как на «изгнанных правды ради». Там о. Ксенофонт снискал всеобщее уважение среди братьев, служа для них примером в монашеском делании. Когда Лавры коснулась волна самосвятских расколов, о. Ксенофонт был примером для других в сыновней верности канонам Матери Церкви.
Отец Ксенофонт нес послушание в Дальних Пещерах: заправлял и зажигал лампады перед святыми мощами, переодевал святые мощи, следил за чистотой и порядком.
Во время 1-й Германской войны (1914-1916 гг.), отец Ксенофонт вместе с другими монахами был направлен на послушание «братом милосердия» в санитарный поезд «Киев — Львов», где он обслуживал тяжело раненных солдат, некоторые из них были без рук и без ног, ему приходилось брать их на «загорбки» (на свою спину) и переносить на себе. По окончании срока послушания в санитарном поезде о. Ксенофонт возвратился в Киево-Печерскую Лавру.
8 апреля 1931 г. о. Ксенофонт был пострижен в схиму с именем сщмч. Кукши, 3 апреля 1934 г. – рукоположен в сан иеродиакона, а 3 мая стал иеромонахом. После того, как Киево-Печерскую лавру закрыли, батюшка служил до 1938 г. в Киеве, в церкви на Воскресенской Слободке.
С 1938 г. для 63- летнего батюшки начался тяжелый восьмилетний исповеднический подвиг – его как «служителя культа» приговаривают к пяти годам лагерей в г. Вильма Молотовской (Пермской) области, а после отбытия этого срока – к трем годам ссылки.
В 1947 г. о. Кукша вернулся в Киево-Печерскую лавру. На о. Кукшу, искусного и опытного в духовной жизни, запечатлевшего верность Христу различными испытаниями, предочищенного несением скорбей, лишений и гонений, Господь возлагает подвиг служения страждущему человечеству путем духовного окормления людей – старчество.
Старец Кукша имел от Бога дар духовного рассуждения и различения помыслов. Он был великим прозорливцем. Ему были открыты даже самые сокровенные чувства, которые люди едва могли понять сами, а он понимал и объяснял, от кого они и откуда. Многие шли к нему, чтобы рассказать о своих скорбях и спросить совета, а он, не дожидаясь объяснений, уже встречал их с нужным ответом и духовным советом.
Богоборческую власть раздражала и страшила жизнь угодника Божия. Его постоянно преследовали и гнали. В 1951 г. отца Кукшу из Киева переводят в Почаевскую Свято-Успенскую лавру, в 1957 – в Крещатицкий монастырь под Черновцами, а в 1960 – в Одесский Свято-Успенский монастырь, где проводит последние четыре года своей страдальческой подвижнической жизни.
Но любящим Бога <...> вся поспешествует во благое (Рим.8:28). Господь злобу демонов и усилия богоборцев обратил во благо для спасения душ человеческих. Благодаря перемещениям Батюшки по разным монастырям овцы стада Христова всего юга страны окормлялись у благодатного Старца, несмотря на запрет властей.
В октябре 1964 г. старец Кукша, упав, сломал бедро. Пролежав в таком состоянии на холодной сырой земле, он простудился и заболел воспалением легких. Страдая в предсмертной болезни, он отказался от всякой врачебной помощи, полагая в Господе Боге Единого помощника и покровителя. 11 (24) декабря 1964 г. прп. Кукша преставился ко Господу.
Канонизирован схиархимандрит Кукша Новый Священным Синодом Украинской Православной Церкви – постановлением от 4 октября 1994 г. Память святого отмечается 16 сентября в день обретения мощей, 11 декабря в день кончины и в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Торжества канонизации проходили в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре 22 октября 1994 г., где отныне покоятся его многоцелебные мощи.