28.09.2012
<-назад в раздел
ХРИСТОВ ВОИН ВЕЛ БОРЬБУ С ВИДИМЫМ И НЕВИДИМЫМ ВРАГОМ И ПОБЕДИЛ. Страдания святого великомученика Никиты
В царствование святого равноапостольного Царя Константина Великого, в готской стране, по ту сторону реки Истра (Дуная), был рожден, крещен и получил воспитание Святой Никита – Победитель. Готский епископ Феофил, принимавший участие на Первом Никейском Cоборе, просветил Никиту светом Веры и крестил его во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Святой великомученик Никита Спустя немного времени, древний завистник – диавол воздвиг борьбу и сильное гонение против христиан через князя той страны, по имени Фанариху. В то время произошло у готов разделение и междоусобная брань. Они разделились на две части: одна часть имела вождем своим некоего Фритигерна, а другою руководил жестокий мучитель Афанарих. Когда сии единоплеменники сошлись друг с другом на бой и произошло великое кровопролитие, Афанарих, имевший больше силы и храбрости, одолел и победил своего противника и обратил его войско в бегство. Побежденный Фритигерн бежал в Грецию, где искал помощи у христоненавистного царя Валента; император приказал всему войску, бывшему во Фракии, идти на помощь Фритигерну. После сего Фритигерн, со всеми оставшимися своими воинами и с собранным во Фракии греческим войском, выступил против своего соперника. Переходя через реку Истр (Дунай), он приказал сделать изображение Святого креста и носит сие изображение пред своими полками. Так он напал на Афанариха. Произошло ужасное сражение, но Христиане с помощью Креста одолели Афанариха и победили все его войско: одних убили, других взяли в плен, так что сам он с небольшой дружиной едва успел убежать. С того времени Христианская Православная Вера всё более и более стала распространяться среди готов, ибо многие, увидев непреодолимую силу Креста, проявившуюся в битве, уверовали в Распятого на Кресте Господа.
Спустя некоторое время, нечестивый Афанарих снова возвратился к себе на родину. Достигнув власти и силы, он, научаемый бесом, воздвиг в своей области страшное гонение на Христиан, старался отмстить за свое унижение, так как он был побежден и посрамлен Христианами в битве.
Тогда Святой Никита, распаляемый ревностью к Богу, вышел на борьбу с обоими врагами, невидимым и видимым: борьбу против невидимого врага он вел, обращая неверных в Истинную Веру и предуготовляя верующих к мученическому подвигу; борьбу же с видимым врагом он вел, обличая мучителя Афанариха и укоряя его за его безбожие и безчеловечность. Различные муки, коими у доброго страдальца Христова хотели вынудить отречение от Христа, были безсильны: мучимый страшными муками Никита все сильнее исповедовал Веру Христову и молился Богу с благодарностью. Имел ум непрестанно воздвигнутый и углубленный в Бога, а на груди под одеждой держал икону Пресвятой Богородицы с предвечным Младенцем Христом, стоящим и держащим крест в Своих руках. Эту икону святой Никита носил потому, что ему явилась Пресвятая Богородица и утешила его. Наконец, мучитель бросил Христова Мученика в огонь, в котором Святой испустил дух, но тело его осталось неповрежденным. Пострадал и прославился святой великомученик Никита в 372 г.
Тело Святого без погребения лежало, будучи брошено с безчестием, под запретом. В то время проживал там одни благочестивый Христианин, по имени Мариан. Сей муж был знаком со Святым Никитою и приобрел его дружбу и любовь; в особенности же он возлюбил его тогда, когда увидел, что Святой подвижник стоял за Святую Веру Христову даже до готовности пролить за нее кровь свою. И вот, когда тело Святого лежало непогребенным, Мариан задумал, как бы ему взять тело возлюбленного своего друга и Мученика Христова и отнести в свою родную страну.
При наступлении ночи, Мариан готов был выйти на задуманное дело; но ночь была темной и дождливой, так что ему трудно было идти. Когда он сильно скорбел о сем, Бог всяких утешений, некогда указавший волхвам звездою путь в Вифлеем (см.: Мф. 2, 2), утешил и Мариана в скорби и указал ему благоприятный путь к обретению тела Святого: Он послал некую небесную силу в виде звезды, которая, возсияв пред Марианом, повела его, куда было нужно. Достигнув того места, где находилось тело Святого, звезда остановилась над ним. Тогда Мариан, обвив тело мученика чистой плащаницей, понес его в дом, где проживал. Так Мариан получил искомое сокровище. Скрыв его на время у себя в жилище с большим тщанием, он вскоре после сего возвратился в отечество свое и принес с собою тело святого мученика.
Пришедши в город Мопсуестию, Мариан с честью похоронил его в своем доме. Бог ниспослал Благословение дому Мариана ради страстотерпца Своего, Святого Никиты: от гроба Святого подавалось много даров всем нуждающимся и ниспосылалось болящим много исцелений. Вскоре верующими сего града был воздвигнут храм Мученику, куда и перенесли его чудотворные мощи. Мариану же удалось взять от них один перст.
Однажды блаженный Авксентий, епископ Мопсуестийский, решил ради верующих других городов раздробить мощи Святого и приказал открыть гроб Великомученика Никиты. И вот, без всякой видимой причины, мраморный камень, бывший на гробе Святого, распался на две половины. Один из присутствовавших здесь дерзновенно коснулся своей рукой Святых мощей, но тотчас же рука его высохла, а на него самого напал ужас. В то же время раздался с неба сильный удар грома и блеснула яркая молния; все пришли в страх. Тогда епископ раскаялся в своем намерении. Взяв за иссохшую руку человека, дерзко прикоснувшегося к мощам Святого, он снова дотронулся ею до мощей и стал молиться:
– О, Святой Мученик Христов Никита! Тебе более подобает исцелять, чем вредить, ибо ты благ и подражаешь Всеблагому Господу, и если ты скоро наказал сего человека, то не еще ли скорее помилуешь его.
Лишь только епископ произнес сии слова, тотчас исцелела высохшая рука того человека, и все удивлялись чудесам Святого Мученика Никиты и прославляли Бога.
Не осмеливаясь уже более касаться мощей Угодника Божия, епископ, совершив над ними благоговейное пение, снова с честью закрыл его гробницу, славя Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице Бога, Коему подобает всякая слава, честь и поклонение во веки. Аминь.
Святой великомученик Никита Спустя немного времени, древний завистник – диавол воздвиг борьбу и сильное гонение против христиан через князя той страны, по имени Фанариху. В то время произошло у готов разделение и междоусобная брань. Они разделились на две части: одна часть имела вождем своим некоего Фритигерна, а другою руководил жестокий мучитель Афанарих. Когда сии единоплеменники сошлись друг с другом на бой и произошло великое кровопролитие, Афанарих, имевший больше силы и храбрости, одолел и победил своего противника и обратил его войско в бегство. Побежденный Фритигерн бежал в Грецию, где искал помощи у христоненавистного царя Валента; император приказал всему войску, бывшему во Фракии, идти на помощь Фритигерну. После сего Фритигерн, со всеми оставшимися своими воинами и с собранным во Фракии греческим войском, выступил против своего соперника. Переходя через реку Истр (Дунай), он приказал сделать изображение Святого креста и носит сие изображение пред своими полками. Так он напал на Афанариха. Произошло ужасное сражение, но Христиане с помощью Креста одолели Афанариха и победили все его войско: одних убили, других взяли в плен, так что сам он с небольшой дружиной едва успел убежать. С того времени Христианская Православная Вера всё более и более стала распространяться среди готов, ибо многие, увидев непреодолимую силу Креста, проявившуюся в битве, уверовали в Распятого на Кресте Господа.
Спустя некоторое время, нечестивый Афанарих снова возвратился к себе на родину. Достигнув власти и силы, он, научаемый бесом, воздвиг в своей области страшное гонение на Христиан, старался отмстить за свое унижение, так как он был побежден и посрамлен Христианами в битве.
Тогда Святой Никита, распаляемый ревностью к Богу, вышел на борьбу с обоими врагами, невидимым и видимым: борьбу против невидимого врага он вел, обращая неверных в Истинную Веру и предуготовляя верующих к мученическому подвигу; борьбу же с видимым врагом он вел, обличая мучителя Афанариха и укоряя его за его безбожие и безчеловечность. Различные муки, коими у доброго страдальца Христова хотели вынудить отречение от Христа, были безсильны: мучимый страшными муками Никита все сильнее исповедовал Веру Христову и молился Богу с благодарностью. Имел ум непрестанно воздвигнутый и углубленный в Бога, а на груди под одеждой держал икону Пресвятой Богородицы с предвечным Младенцем Христом, стоящим и держащим крест в Своих руках. Эту икону святой Никита носил потому, что ему явилась Пресвятая Богородица и утешила его. Наконец, мучитель бросил Христова Мученика в огонь, в котором Святой испустил дух, но тело его осталось неповрежденным. Пострадал и прославился святой великомученик Никита в 372 г.
Тело Святого без погребения лежало, будучи брошено с безчестием, под запретом. В то время проживал там одни благочестивый Христианин, по имени Мариан. Сей муж был знаком со Святым Никитою и приобрел его дружбу и любовь; в особенности же он возлюбил его тогда, когда увидел, что Святой подвижник стоял за Святую Веру Христову даже до готовности пролить за нее кровь свою. И вот, когда тело Святого лежало непогребенным, Мариан задумал, как бы ему взять тело возлюбленного своего друга и Мученика Христова и отнести в свою родную страну.
При наступлении ночи, Мариан готов был выйти на задуманное дело; но ночь была темной и дождливой, так что ему трудно было идти. Когда он сильно скорбел о сем, Бог всяких утешений, некогда указавший волхвам звездою путь в Вифлеем (см.: Мф. 2, 2), утешил и Мариана в скорби и указал ему благоприятный путь к обретению тела Святого: Он послал некую небесную силу в виде звезды, которая, возсияв пред Марианом, повела его, куда было нужно. Достигнув того места, где находилось тело Святого, звезда остановилась над ним. Тогда Мариан, обвив тело мученика чистой плащаницей, понес его в дом, где проживал. Так Мариан получил искомое сокровище. Скрыв его на время у себя в жилище с большим тщанием, он вскоре после сего возвратился в отечество свое и принес с собою тело святого мученика.
Пришедши в город Мопсуестию, Мариан с честью похоронил его в своем доме. Бог ниспослал Благословение дому Мариана ради страстотерпца Своего, Святого Никиты: от гроба Святого подавалось много даров всем нуждающимся и ниспосылалось болящим много исцелений. Вскоре верующими сего града был воздвигнут храм Мученику, куда и перенесли его чудотворные мощи. Мариану же удалось взять от них один перст.
Однажды блаженный Авксентий, епископ Мопсуестийский, решил ради верующих других городов раздробить мощи Святого и приказал открыть гроб Великомученика Никиты. И вот, без всякой видимой причины, мраморный камень, бывший на гробе Святого, распался на две половины. Один из присутствовавших здесь дерзновенно коснулся своей рукой Святых мощей, но тотчас же рука его высохла, а на него самого напал ужас. В то же время раздался с неба сильный удар грома и блеснула яркая молния; все пришли в страх. Тогда епископ раскаялся в своем намерении. Взяв за иссохшую руку человека, дерзко прикоснувшегося к мощам Святого, он снова дотронулся ею до мощей и стал молиться:
– О, Святой Мученик Христов Никита! Тебе более подобает исцелять, чем вредить, ибо ты благ и подражаешь Всеблагому Господу, и если ты скоро наказал сего человека, то не еще ли скорее помилуешь его.
Лишь только епископ произнес сии слова, тотчас исцелела высохшая рука того человека, и все удивлялись чудесам Святого Мученика Никиты и прославляли Бога.
Не осмеливаясь уже более касаться мощей Угодника Божия, епископ, совершив над ними благоговейное пение, снова с честью закрыл его гробницу, славя Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице Бога, Коему подобает всякая слава, честь и поклонение во веки. Аминь.
«Жития Святых» Святителя Димитрия Ростовского