04.09.2012
<-назад в раздел
МОЛИТВА ВСЕГДА БЫЛА У НЕГО НА УСТАХ. Из жития преподобного Исаакия Оптинского
Преподобный Исаакий (в миру Иван Иванович Антимонов) родился в Курске, в купеческой семье.
Рано обнаружилась в нем любовь к уединению и молитве. Первый знак Божиего благоволения, почивавшего на чаде, отец Ивана получил еще за год до рождения сына. Старец Киево-Печерской Лавры Парфений встретил его такими словами: «Блаженно чрево, родившее монаха».
А сам Преподобный любил вспоминать такой случай из своей жизни. Однажды в праздник пришлось ему, тогда еще молодому купцу, по необходимости перевесить товар. Внезапно перекладина, на которой были утверждены весы, обрушилась, и Ивану грозила неминуемая гибель. Но железное коромысло весом в 15 пудов упало, не задев его. С тех пор он дал обет не работать больше в праздники, и страх Господень еще более укрепился в его душе.
Желание уйти в монастырь уже созрело в нем, но он ожидал особого указания Промысла Божия. Уступая отцу, Иван несколько раз сватался, но все эти попытки расстраивались: Господь явно хранил Своего избранника для высшего служения. Когда ему исполнилось 36 лет, Иван в последний раз съездил посмотреть невесту, которая не пришлась ему по душе. После этого он твердо решил оставить мир.
В 1847 г., в возрасте 37 лет, Иван Иванович поступил в скит Введенской Оптиной пустыни и стал послушником Оптинского старца Макария, который перед своей кончиной перепоручил его своему ученику – преподобному Амвросию.
Не без искушений жил будущий старец в безмолвии скита. Позднее он вспоминал: «Шел я однажды по дорожке вдоль скитской ограды. Ай, махнуть через ограду? – мелькнул помысл. Но, образумившись, подумал: да уж если уходить, так ведь и ворота не затворены. Такое, хоть и нечаянное противоречие помыслу, с призыванием помощи Божией, ослабило брань».
В 1862 г. преподобный Исаакий стал настоятелем Оптиной пустыни. В течение тридцати с лишним лет он благоустраивал один из крупнейших в России монастырей. При его настоятельстве был достроен храм Всех Святых, сделан новый иконостас в Казанском соборе, построена монастырская больница с аптекой для безплатного пользования, книжная лавка, здание новой гостиницы, достроен водопровод. Под управлением преподобного Исаакия были приобретены лесные участки, луговые земли, открыт свечной завод.
Особым попечением преподобного Исаакия было соблюдение Устава Оптиной пустыни. Даже будучи игуменом и затем архимандритом преподобный и сам не совершал без благословения старца никаких монастырских дел, и учил этому братию. «Отцы и братия! Нужно ходить к старцу для очищения совести», -- часто повторял он. Вместе со всеми стоял настоятель монастыря в очереди к своему духовнику, преподобному старцу Амвросию, и беседовал с ним, стоя на коленях, как простой послушник.
Молитва всегда была на устах преподобного Исаакия. Службы он посещал постоянно, не пропуская ни одной, до самой смерти. Так, в трудах и заботах о вверенной ему братии, дожил Преподобный до старости. Здоровье его стало заметно ослабевать, а в 1894 г. у него началась предсмертная болезнь. Он был покоен духом, хотя готовился к исходу из жизни не без страха: «Страшно умирать, – говорил он. – Как явлюсь перед лицом Божиим и на Страшный Суд Его? А сего не минуешь».
22 августа 1894 г., 85-ти лет от роду, старец мирно почил. Тело его было с честью погребено множеством монашествующих и мирян.
Ныне мощи преподобного старца Исаакия находятся в Казанском соборе Оптиной пустыни.
О духовных добродетелях он говорил так: «Смирение – это высота»; «вот так-то будет лучше – повиноваться и отвергать свою волю. Будешь так поступать, и впредь во всем тебе будет хорошо и радостно».
Чтобы победить гордость Преподобный наставлял, что «для этого необходимы борьба и самопонуждение к смирению. Это не вдруг приходит, а со временем. Это то же, что пролить кровь. Проси Бога. Постепенно будешь осваиваться со смирением, а после оно и в навык обратится».
При находящих же скорбях он утешал так: «Какие у нас скорби, у нас не скорби, а скорбишки. Вот в миру так скорби: жена, дети, обо всем забота; а у нас что? Полно Бога гневить, надо только благодарить Его; живем на всем готовом». «Живите по совести и просите помощи у Царицы Небесной, и все будет хорошо». «Любите Бога и ближних, любите Церковь Божию, в службе церковной, в молитве ищите благ не земных, а небесных».
Рано обнаружилась в нем любовь к уединению и молитве. Первый знак Божиего благоволения, почивавшего на чаде, отец Ивана получил еще за год до рождения сына. Старец Киево-Печерской Лавры Парфений встретил его такими словами: «Блаженно чрево, родившее монаха».
А сам Преподобный любил вспоминать такой случай из своей жизни. Однажды в праздник пришлось ему, тогда еще молодому купцу, по необходимости перевесить товар. Внезапно перекладина, на которой были утверждены весы, обрушилась, и Ивану грозила неминуемая гибель. Но железное коромысло весом в 15 пудов упало, не задев его. С тех пор он дал обет не работать больше в праздники, и страх Господень еще более укрепился в его душе.
Желание уйти в монастырь уже созрело в нем, но он ожидал особого указания Промысла Божия. Уступая отцу, Иван несколько раз сватался, но все эти попытки расстраивались: Господь явно хранил Своего избранника для высшего служения. Когда ему исполнилось 36 лет, Иван в последний раз съездил посмотреть невесту, которая не пришлась ему по душе. После этого он твердо решил оставить мир.
В 1847 г., в возрасте 37 лет, Иван Иванович поступил в скит Введенской Оптиной пустыни и стал послушником Оптинского старца Макария, который перед своей кончиной перепоручил его своему ученику – преподобному Амвросию.
Не без искушений жил будущий старец в безмолвии скита. Позднее он вспоминал: «Шел я однажды по дорожке вдоль скитской ограды. Ай, махнуть через ограду? – мелькнул помысл. Но, образумившись, подумал: да уж если уходить, так ведь и ворота не затворены. Такое, хоть и нечаянное противоречие помыслу, с призыванием помощи Божией, ослабило брань».
В 1862 г. преподобный Исаакий стал настоятелем Оптиной пустыни. В течение тридцати с лишним лет он благоустраивал один из крупнейших в России монастырей. При его настоятельстве был достроен храм Всех Святых, сделан новый иконостас в Казанском соборе, построена монастырская больница с аптекой для безплатного пользования, книжная лавка, здание новой гостиницы, достроен водопровод. Под управлением преподобного Исаакия были приобретены лесные участки, луговые земли, открыт свечной завод.
Особым попечением преподобного Исаакия было соблюдение Устава Оптиной пустыни. Даже будучи игуменом и затем архимандритом преподобный и сам не совершал без благословения старца никаких монастырских дел, и учил этому братию. «Отцы и братия! Нужно ходить к старцу для очищения совести», -- часто повторял он. Вместе со всеми стоял настоятель монастыря в очереди к своему духовнику, преподобному старцу Амвросию, и беседовал с ним, стоя на коленях, как простой послушник.
Молитва всегда была на устах преподобного Исаакия. Службы он посещал постоянно, не пропуская ни одной, до самой смерти. Так, в трудах и заботах о вверенной ему братии, дожил Преподобный до старости. Здоровье его стало заметно ослабевать, а в 1894 г. у него началась предсмертная болезнь. Он был покоен духом, хотя готовился к исходу из жизни не без страха: «Страшно умирать, – говорил он. – Как явлюсь перед лицом Божиим и на Страшный Суд Его? А сего не минуешь».
22 августа 1894 г., 85-ти лет от роду, старец мирно почил. Тело его было с честью погребено множеством монашествующих и мирян.
Ныне мощи преподобного старца Исаакия находятся в Казанском соборе Оптиной пустыни.
О духовных добродетелях он говорил так: «Смирение – это высота»; «вот так-то будет лучше – повиноваться и отвергать свою волю. Будешь так поступать, и впредь во всем тебе будет хорошо и радостно».
Чтобы победить гордость Преподобный наставлял, что «для этого необходимы борьба и самопонуждение к смирению. Это не вдруг приходит, а со временем. Это то же, что пролить кровь. Проси Бога. Постепенно будешь осваиваться со смирением, а после оно и в навык обратится».
При находящих же скорбях он утешал так: «Какие у нас скорби, у нас не скорби, а скорбишки. Вот в миру так скорби: жена, дети, обо всем забота; а у нас что? Полно Бога гневить, надо только благодарить Его; живем на всем готовом». «Живите по совести и просите помощи у Царицы Небесной, и все будет хорошо». «Любите Бога и ближних, любите Церковь Божию, в службе церковной, в молитве ищите благ не земных, а небесных».
По книге «Преподобные старцы Оптиной пустыни»