Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
ПРОПОВЕДНИКИ ХРИСТОВА ВОСКРЕСЕНИЯ. Седмь Отроков иже во Ефесе 17.08.2012

ПРОПОВЕДНИКИ ХРИСТОВА ВОСКРЕСЕНИЯ. Седмь Отроков иже во Ефесе

Во дни нечестивого римского царя Декия церковь Христова была гонима, и христиане подвергались мучениям или скрывались от безжалостного мучителя. Декий устроил в Эфесе буйное празднование в честь мертвых идолов, христиан же предал жестоким казням. Семеро юношей, воинов, отвергли скверное жертвоприношение, и усердно молились Богу Единому о спасении рода Христианского. Они были сыновьями известных ефесских старейшин, их имена были: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан и Антонин.

Царь тотчас же велел схватить их, заковать в цепи и привести к себе. Потом он отнял у юношей их воинские пояса – знак занимаемого ими высокого положения. Однако, видя красоту и молодость их, царь сжалился над ними и сказал:
– Было бы безжалостно сейчас же предать мукам столь молодых, – поэтому, прекрасные юноши, я даю вам время для размышления, чтобы вы, образумившись, принесли жертву богам и, таким образом, сохранили себе жизнь.
Затем он приказал освободить их до назначенного времени, а сам удалился в другой город, намереваясь опять возвратиться в Ефес.

Быв осуждены на казнь, Святые Отроки, следуя учению Христову, дарованное им царем свободное время употребляли на добрые дела: взяв в доме родителей своих золото и серебро, они раздавали его тайно и открыто нищим. Вместе с тем, они совещались между собою, говоря:
– Удалимся на время из города, пока в него не возвратится царь, уйдем в ту большую пещеру, которая находится в горе на восток от города, и там, пребывая в безмолвии, усердно помолимся Господу о даровании нам крепости при предстоящем исповедании Его святого имени, чтобы мы могли, безбоязненно явившись к мучителю, мужественно перенести страдания и получить от Владыки нашего Христа уготованный верным рабам неувядаемый Венец славы.

Так они пришли в пещеру восточной горы Охлон, захвативши с собой серебро для покупки нужного. Хождение в город было поручено святому Иамвлиху как самому младшему. По прошествии довольно продолжительного времени, Святый Иамвлих принес из города весть, что их уже ищут для принесения жертв. Эти известия привели их в страх: пав на землю с плачем и стенаниями, они молились Богу, поручая себя Его покровительству и милосердию. Они беседовали между собою, ободряя и поощряя друг друга к мужественному перенесению страданий за Христа. Во время этой душеспасительной беседы их стало клонить ко сну: от сердечной печали отяжелели очи их.

Милостивый же и Человеколюбивый Господь повелел семи Святым Отрокам уснуть дивным и необычайным сном, желая в будущем явить дивное чудо и уверить сомневающихся относительно Воскресения мертвых. Святые уснули сном смертным, души же их хранились в Руке Божией, а тела лежали нетленными и неизмененными, как у спящих.

Утром царь приказал отыскать семь благородных Отроков, и после тщетных поисков, не медля, приказал призвать их родителей и сказал им:
– Скажите, не утаивая, где ваши, опозорившие мое царство сыновья? Вместо них я велю погубить вас: ведь вы дали им золото и серебро и отослали куда-то, чтобы они не явились пред лицом нашим.

Родители отвечали:
– Прибегаем к твоему милосердию, царь! Выслушай нас без гнева: мы не замышляем козней против твоего царства, никогда не нарушаем твоих повелений и постоянно приносим жертвы богам, – за что же нам грозишь смертью? Если же сыновья наши развратились, то не мы учили их этому, мы не давали им золота и серебра; они сами тайно взяли его и, раздав неимущим, убежали и скрылись, по дошедшим до нас слухам, в великой пещере горы Охлон. Прошло уже много дней, а они все не возвращаются: не знаем, живы ли они там или нет».

Царь, выслушав, отпустил родителей, а потом велел завалить каменьями вход в пещеру. Царь и жители Ефеса думали, что Отроки еще живы, не зная, что они отошли уже ко Господу. В то время, когда заделывали вход в пещеру, два царских постельничих Феодор и Руфин, тайные христиане, положили среди камней медный ковчежец с оловянными пластинами, на которых написали имена Святых юношей, описав их мученическую смерть при царе Декии.

С тех пор прошло более 200 лет. Во времена царя Феодосия Младшего (408–450) появились еретики, отрицавшие Воскресение мертвых, и даже некоторые епископы сделались последователями ереси. Одни из еретиков говорили, что за гробом люди не могут рассчитывать на воздаяние, ибо по смерти уничтожается не только тело, но и душа, другие же утверждали, что души будут иметь свое воздаяние, – одни тела истлеют, погибнуть. «Как могут, – говорили они, – восстать эти тела, спустя целые тысячелетия, когда нет уж и самого праха их?» Еретики производили большие смуты в Церкви Божией, чем доставляли царю Феодосию сильную печаль. В посте и слезах усердно молил он Бога, чтобы Творец вселенной избавил от пагубной ереси Церковь Свою. Милостивый Господь внял слезной молитве верных рабов Своих и явно открыл тайну Воскресения и Жизни вечной.

Некий муж по имени Адомий, владелец горы Олхон, сооружал загон для овец близ той пещеры, в которой находились Святые Отроки, для строительства же использовались камни, закрывавшие вход в нее. В это время Господь наш Иисус Христос воздвиг и семь Святых Отроков: по Его Божественному велению, Святые Мученики воскресли, как бы пробудившись от сна, столь же юные и цветущие, как два столетия назад.

Весть о чуде разлетелась повсюду, и царь Феодосий придя с великой свитой, с умилением говорил с Юношами. Каждый день в течение недели Боголюбивый царь разделял с ними трапезу и служил им. Через неделю Святые Отроки на глазах у всех, наслаждавшихся их лицезрением, опять склонили головы на землю и уснули по Божию повелению смертным сном, чтобы дождаться общего Воскресения. Царь хотел положить их тела в золотые ковчеги, но юноши явились ему во сне, повелевая ему не трогать их, но оставить почивать на земле, как они почивали прежде.

Жития святых. Пролог свт. Николая Сербского

<-назад в раздел

Русский календарь