Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
К ПРЕТЕРПЕВАЮЩИМ ГОНЕНИЯ 07.08.2012

К ПРЕТЕРПЕВАЮЩИМ ГОНЕНИЯ

Блаженны вы в темничном заключении, в цепях и узах; блаженны троекратно, тысячекратно блаженны вы, возбудившие во всей вселенной нежное участие к себе и соделавшие своими приверженцами даже людей, далеко от вас находящихся!

Повсюду, на море и суше, прославляются ваши подвиги, ваше мужество, ваша непреклонная воля, ваш чуждый раболепства образ мыслей. Не сломило вас ничто – из всего, что считается страшным, – ни судилище, ни палач, ни безчисленные пытки, ни тысячекратные угрозы смертью, ни судьи с пламенем в усах, ни враги, скрежещущие зубами и воздвигающие всевозможные интриги, ни безсовестная клевета, ни безстыдные обвинения, ни ежедневно перед глазами являющаяся смерть; для утешения во всем этом вам достаточно было причины всего этого.

За то все открыто возлагают на вас венцы и провозглашают вашу славу, – не друзья только, но и сами враги и виновники ваших истязаний; если же иные – не открыто, то стоит только заглянуть в их совесть, в глубине ее и у них окажется великое удивление вам.

Таково свойство добродетели: ей удивляются даже и те, кто ее преследует. Таково свойство зла: его презирают даже те, кто его делает.

И все это еще здесь; а что – там, на небе, какое слово в состоянии это выразить? Ваши имена уже вписаны в книгу жизни и вы сопричислены к сонму святых мучеников. Ясно знаю я все это, не потому, чтобы входил на небо, но потому, что узнал из божественных вещаний. Если (Иоанн), этот плод неплодный, этот гражданин пустыни, восставший против беззаконного брака (ирода Филиппа) и могший не отвратить беззаконие, а только обличать его, будучи ввержен за то в темницу и обезглавлен, соделался мучеником и первым из мучников, – то подумайте, какую получите награду вы, восставшие за преступление отеческих законов и постановлений, за попрание и нарушение прав священства, и столько пострадавшие за правду и за праведное обличение безстыдных клевет! Не достоит ти имети жену Филиппа, брата твоего (см.: Мф. 14, 4), сказал тогда этот добродетельный и великий муж, и этого было достаточно, чтобы получить ему неизреченное дерзновение.

Так и вы сказали: вот наши тела, – их можно наказаниями, пытками, – губи, изводи их, какими хочешь мучениями; но мы не соглашаемся клеветать и лучше готовы тысячу раз умереть. Правда, вы не обезглавлены; но вы подвергнуты еще большим жестокостям. Не одно и то же – сложить голову в краткое мгновение времени, или бороться так долго со столькими скорбями, опасениями, угрозами, темницами, ссылками, судилищами, усилиями палачей, безстыдными устами клеветников, со столькими порицаниями, поношениями, насмешками. Это – гораздо высший вид подвижничества, и блаженный Паев полагает его в числе великих подвигов, говоря так: воспоминайте первые дни ваша, в них же просветившееся, мног подвиг подъясте страданий (Евр. 10, 32).

Говоря далее о самом подвиге, он описал его следующими словами: ово убо поношенми и скорбми позор бывшее, ово же общницы бывшее страждущим тако. Если и разделявшие поношения были уже подвижники, то тем более претерпевшие их. Вы не одну, не две, не три, вы перенесли много смертей, если и не на деле, то в душе. Радуйтеся убо и веселитеся. (Мф. 5, 12): так повелел Владыка небесный – не скорбеть только и не сокрушаться, но веселиться и радоваться, когда имя ваше поносят яко зло.

Если же при клевете радоваться должно, то, когда к клеветам привходят еще удары, мучения, наточенные мечи, темницы, оковы ссылки, новые ссылки, безчиленные скопища врагов, подумай, какая тогда награда, до какой степени тогда высоко будет воздаяние!

Итак радуйтеся, веселитеся, мужайтеся, укрепляйтеся, помышляйте, сколько других людей вы воздвигли на подвиг вашими страданиями, у скольких подняли дух, сколько утвердили колебавшихся, – не только находящихся при вас, но и отсутствующих, – принесши величайшую пользу не только тем, кто мог видеть все, что вы перенесли, но и тем, кто в своей дали мог только о том слышать. Постоянно да будет в устах ваших это апостольское слово, что не достойны страсти нынешнего времени к хотящей славе явится в нас (Рим. 8, 18). Надейтесь, что очень скоро наступит конец испытаний и совершенное освобождение, и молитесь всегда о нас. Хотя мы отдалены от вас большим протяжением пространства и уже много времени с вами разлучены, но обнимаем вас, как бы живя и находясь вместе с вами, и целуем каждого из вас в любезную главу, с распростертыми руками принимая увенчанных борцов и надеясь даже отсюда, от великой нашей любви к вам, получить себе величайшую пользу. Если же любящие вас должны ожидать себе великой награды, то подумайте, какие уготованы воздаяния вам, просиявшим во стольких подвигах.

Св. Иоанн Златоуст.
Письмо к епископам, пресвитерам и диаконам, заключенным за благочестии в темниц

<-назад в раздел

Русский календарь