Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
МОЛИТВЕННЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРОШЛОМ И БУДУЩЕМ Из сочинений святителя Феофана, затворника Вышенского 30.06.2012

МОЛИТВЕННЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРОШЛОМ И БУДУЩЕМ Из сочинений святителя Феофана, затворника Вышенского

Коренные стихии жизни русской
Издавна охарактеризовались у нас коренные стихии жизни русской, сильно и полно они выражаются обычными словами: православие, самодержавие и народность.
Всякому, должно быть, известно, что значит каждая из этих трех стихий. Православие выражается единством богодарованной истины, самодержавие – единством богодарованной власти, народность – единством стремлений, указанных царем и освященных Богом. Православие приемлет истину от Бога через Церковь и смиренно подчиняется ей. Самодержавие принимает царя от Бога через преемство родов и вседушно повинуется ему. Народность воспринимает сознание избранничества Божия для особых целей Провидения, измеряя их известною волею Божиею и представляя себя исполнительным ее орудием. Какая несокрушимая сила – народ, преданный Богу и Царю и единодушно стремящийся к исполнению указываемых Богом целей! Какой задаток благдействия и благопоспешения его во всем!
Православие отвергается, когда не хотят понимать истину Божию, содержимую Церковью и на место ее покушаются изобрести свою; самодержавие отвергается, когда замышляют изобретать свою новую форму власти, а не держат богодарованной; народность умаляется, когда народ начинает преследовать не Божии, небесные, а свои, исключительно земные, цели, подчиняясь, кроме того, чуждому влиянию. Плодом этого в деле Православия будет разномыслие, в деле самодержавия – самовластие, а коль скоро всякий сам себе царь с независимым царем в голове, то отсюда – разъединение и устремлениЕ сил врозь. Когда все это входит в жизнь и становится преобладающим явлением, тогда начинается разложение, расстройство и уничижение государственного тела.
В чем же поэтому опасность для нашего будущего? В усилении притязаний на самопостижениЕ истины, на решительную независимость мысли, на ученость, не желающую подчиняться истине Божией, в усилении требований самоуправления и решительной независимости действий, тяготящейся указаниями власти и не терпящей отчета перед нею, в усилении чуждо-народных влияний и, под покровом их, стремлений исключительно ко временному, земному, с забвением неба и вечности. По этим чертам сами судите, есть ли чего опасаться нам в будущем?
Молитвою о вразумлении и помощи свыше да утешают себя истинные ревнители о благе Отечества, когда видят малоуспешность или безуспешность своих усилий. Подумав обо всем сказанном нами, нельзя успокоительно остановиться ни на чем человеческом, и невольно вырывается возглас из сердца: "Аще не Господь!.."
Отступление в последние дни мира
"Да никтоже, – пишет апостол Павел к солунянам, – вас прельстит ни по единому же образу: яко аще не приидет отступление прежде (2 Сол. II, 3). О каком это "отступлении" упоминает святой апостол, предостерегая в лице солунян всех верующих? Все древние толковники полагают, что "отступление" употреблено здесь вместо "отступник" и означает самого антихриста. Такого мнения держались святой Златоуст, блаженный Феодорит и многие другие.
Святой апостол Иуда свидетельствует: "Поминайте глаголы преждереченныя от апостол Господа нашего Иисуса Христа, яко в последнее время будут ругатели, по своих похотех ходяще и нечестиих. Сии суть отделяюще себе от единости веры" (Иуд. I, 17–19). Сам Господь предрекал, что при конце мира многие лжепророки возстанут и прельстят многих и что за умножение беззакония "изсякнет любы многих" (Мф. XXIV, 12), так что, когда придет Он, "обрящет ли веру на земли". (Лк. XVIII, 8).
По этим удостоверениям рисуется перед нами очень неутешительная  картина нравственно-религиозного состояния людей последних времен. Евангелие будет всем известно, но одна часть пребудет в неверии ему, другая, наибольшая, будет еретичествовать, следуя не богопреданному учению, а построевая себе свою веру своим измышлением, и на основании слов Писания. Этим самоизмышленным верам и конца не будет. Начало им положило папство, продолжили это дело Лютер с Кальвином. Положенное же сими последними в основу свое личное постижение веры из одного Писания дало сильный толчок измышлениям вер. Их и теперь уже много, а будет еще больше. Что ни царство, то свое исповедание, а там – что ни область, а далее – что ни город, а под конец, может быть, что ни голова, то свое исповедание. Где сами себе строят веру, а не принимают богопреданную, там иначе и быть не может. И все такие будут присваивать себе имя христиан.
Будет часть и содержащих истинную веру, каковой она предана святыми апостолами и хранится в Церкви Православной, но и из них не малая часть будет только по имени православными, в сердце же не будут иметь того строя, какой требуется верою, ибо возлюбят нынешний век.
Вот какая широкая ожидается область отступления! Имя христианское хоть и будет слышаться повсюду и везде будут видны храмы и чины церковные, но все это только видимость, внутри же – полное отступление. На этой-то почве народится антихрист и вырастет в том же духе видимости, без существа дела. Потом, отдавшись сатане, он явно отступит от веры и, вооруженный его обольстительными кознями, всех, не содержащих христианство во истине, увлечет к явному отступлению от Христа Господа, заставив себя самого почитать за Бога. Не увлекутся избранные, но он будет покушаться прельстить и их, если возможно, а для того, чтобы этого не случилось, прекратятся те дни злые. Явится Господь и упразднит антихриста и все дело его явлением пришествия Своего. (Феофан Затворник, святитель. Указ. соя. С. 354, 356–358,419–422.)

<-назад в раздел

Русский календарь