29.06.2012
<-назад в раздел
ДУХОВНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО СТАРЦА ОПТИНСКОГО МОИСЕЯ
Если кому когда милование какое-нибудь сделаете – за то помилованы будете.
Если постраждете со страждующим (невелико, кажется, сие) – к мученикам причисляетесь.
Если простишь обидящего, и за это не только все грехи твои простятся, но дочерью Отца Небесного будешь.
Если помолишься от сердца о спасении, хотя и мало, спасешься.
Если не осудишь согрешающего, и за сие тебе спасение.
Если укоришь себя, обвинишь и осудишь себя пред Богом за грехи, совестью чувствуемые, и за то оправдан будешь.
Если исповедуешь грехи свои пред Богом, и за сие – прощение и воздаяние.
Если опечалишься о грехах или умилишься, или прослезишься, или воздохнешь, и воздыха-ние твое не утаится от Него: «Не таится бо от Него, – говорит св. Симеон, – капля слезная, ниже капли часть некая».
Поверяй самого себя каждодневно: что ты посеял на счет будущего века, пшеницу или терние? Испытавши себя, располагайся к исправлению лучшего на следующий день и таким образом всю жизнь проводи. Ежели плохо проведен был день настоящий, так что ты ни молитвы порядочно Богу не принес, ни сокрушился сердцем ни однажды, ни смирился в мысли, милости не оказал, или милостыню никому не подал, ни простил виноватого, ни стерпел оскорбления, напротив же того, не воздержался от гнева, не воздержался в словах, пище, питие, или в нечистых мыслях ум свой погружал, все сие разсмотрев по совести, осуди себя и положи на следующий день быть внимательнее во благое и осторожнее в злое.
Нежели внутренний человек не поучается в законе Божием и не питается и не укрепляется чтением и молитвою, то побеждается от внешнего,
и имже побежден будет, тому и работает.
От сего видятся дела угодные тем, но противные Богу, каковые суть:гордость, сребролюбие, чревообъядение, совершение всякого рода похотей, празднословие, смехи, гулянье, пиян-ство, злоба, лукавство, ложь, зависть, лень и прочие. Вот плоды сеяния в плоть, и посему плоть и кровь Царствия Божия наследити не могут.
Когда же душа закону Божию поучается, а тело благоразумию души покорно, тогда:
любовь к Богу и ближнему, мир со всеми, кротость, простота, благосклонность, милосердие ко всем, скромность, воздержание, целомудрие, незлобие и прочие.
И сии дела суть плоды Духа Святаго и называются сеянием в душу.
Должно о всем благодарить Господа, праведно налагающего на нас труды к терпению, которое для нас выгоднее утешения, возвышающего душу.
По воле Твоей, Господи, тако да будет о мне!
Мысленных волков кроме помощи Христовой избавиться неможно – на отгнание их потребно Его всемогущей благодати, а не человеческой слабой помощи. Для того нужно привергаться к стопам Иисуса с крайним смирением, Его просить обо всем и на Него всю печаль свою возвергать и сверх того молить Божию Матерь и прочих угодников с истинным признанием своих грехов, немощи в исправлении себя.
Дa даст Господь разум и силы друг друга тяготы носить и тем соблюдать закон Христов, любовь и мир. Ошибки, проступки и грехи братьев да будут мои.
Потребно себя и ближнего всевозможными способами поддерживать и успокаивать, а главный из всех способ: смиренное обращение ко Господу и возложение своей и ближнего немощи на Его всесильную помощь и спасение. Что невозможно исправить нам, то без сомнения, возможно Богу, Которым живем и движемся.
Разве есть благородная гордость? Ее нет, а есть одна только гордость бесовская.
Если будет время на келейное правило, исправляй в своей мере, так же и в разсуждении книжного чтения и писания. Когда же другое занятие не позволит тем много заняться, оставляй ради послушания спокойно. Трудись по силам, а не слишком, чтоб от чрезмерия не унывать.
Доброе дело легко не делается, а все с трудом и терпением.
Между собою храните молчание, кроме нужного ничего постороннего не говорите, да будет чист ум ваш в молитвах. Укоряйте себя мысленно и уничижайте, и худшими всех себя имейте, и Бог призрит на смирение ваше и покроет от всех искушений.
Юного брата направляй искусненько, прежде молитвою о нем, а потом и советом кратким, возлагая все на Господа, яко от Того исправляются стопы человеку.
В затруднениях, недоумениях и всех обстоятельствах ближайшее средство и верное к пользе нашей – одно обращение ко Господу и возложение на Него всей печали и попечения. Притом надобно молить Бога о тех, с которыми предлежит дело, и все уладится хорошо.
Господь занимается спасением души вашей больше, нежели как бы вы думали. Он спасет вас, только обращайтесь к Нему со смиренным упованием и делайте малое по видимому. Господь Бог и малое, Его ради творимое, оценит дорогою ценою.
Одно воззрение на Всесильного Господа и воззвание к Нему поддерживает бедную душу.
лишь бы только усердствовали к тому
и леностию лукавого раба от оного не оттягивались.
Впрочем, все ведет нас к доброму.
Любящим Бога все поспешествует во благое.
Если постраждете со страждующим (невелико, кажется, сие) – к мученикам причисляетесь.
Если простишь обидящего, и за это не только все грехи твои простятся, но дочерью Отца Небесного будешь.
Если помолишься от сердца о спасении, хотя и мало, спасешься.
Если не осудишь согрешающего, и за сие тебе спасение.
Если укоришь себя, обвинишь и осудишь себя пред Богом за грехи, совестью чувствуемые, и за то оправдан будешь.
Если исповедуешь грехи свои пред Богом, и за сие – прощение и воздаяние.
Если опечалишься о грехах или умилишься, или прослезишься, или воздохнешь, и воздыха-ние твое не утаится от Него: «Не таится бо от Него, – говорит св. Симеон, – капля слезная, ниже капли часть некая».
Поверяй самого себя каждодневно: что ты посеял на счет будущего века, пшеницу или терние? Испытавши себя, располагайся к исправлению лучшего на следующий день и таким образом всю жизнь проводи. Ежели плохо проведен был день настоящий, так что ты ни молитвы порядочно Богу не принес, ни сокрушился сердцем ни однажды, ни смирился в мысли, милости не оказал, или милостыню никому не подал, ни простил виноватого, ни стерпел оскорбления, напротив же того, не воздержался от гнева, не воздержался в словах, пище, питие, или в нечистых мыслях ум свой погружал, все сие разсмотрев по совести, осуди себя и положи на следующий день быть внимательнее во благое и осторожнее в злое.
* * *
Нежели внутренний человек не поучается в законе Божием и не питается и не укрепляется чтением и молитвою, то побеждается от внешнего,
и имже побежден будет, тому и работает.
От сего видятся дела угодные тем, но противные Богу, каковые суть:гордость, сребролюбие, чревообъядение, совершение всякого рода похотей, празднословие, смехи, гулянье, пиян-ство, злоба, лукавство, ложь, зависть, лень и прочие. Вот плоды сеяния в плоть, и посему плоть и кровь Царствия Божия наследити не могут.
Когда же душа закону Божию поучается, а тело благоразумию души покорно, тогда:
любовь к Богу и ближнему, мир со всеми, кротость, простота, благосклонность, милосердие ко всем, скромность, воздержание, целомудрие, незлобие и прочие.
И сии дела суть плоды Духа Святаго и называются сеянием в душу.
* * *
Должно о всем благодарить Господа, праведно налагающего на нас труды к терпению, которое для нас выгоднее утешения, возвышающего душу.
По воле Твоей, Господи, тако да будет о мне!
* * *
Мысленных волков кроме помощи Христовой избавиться неможно – на отгнание их потребно Его всемогущей благодати, а не человеческой слабой помощи. Для того нужно привергаться к стопам Иисуса с крайним смирением, Его просить обо всем и на Него всю печаль свою возвергать и сверх того молить Божию Матерь и прочих угодников с истинным признанием своих грехов, немощи в исправлении себя.
Дa даст Господь разум и силы друг друга тяготы носить и тем соблюдать закон Христов, любовь и мир. Ошибки, проступки и грехи братьев да будут мои.
* * *
Потребно себя и ближнего всевозможными способами поддерживать и успокаивать, а главный из всех способ: смиренное обращение ко Господу и возложение своей и ближнего немощи на Его всесильную помощь и спасение. Что невозможно исправить нам, то без сомнения, возможно Богу, Которым живем и движемся.
Разве есть благородная гордость? Ее нет, а есть одна только гордость бесовская.
* * *
Если будет время на келейное правило, исправляй в своей мере, так же и в разсуждении книжного чтения и писания. Когда же другое занятие не позволит тем много заняться, оставляй ради послушания спокойно. Трудись по силам, а не слишком, чтоб от чрезмерия не унывать.
Доброе дело легко не делается, а все с трудом и терпением.
* * *
Между собою храните молчание, кроме нужного ничего постороннего не говорите, да будет чист ум ваш в молитвах. Укоряйте себя мысленно и уничижайте, и худшими всех себя имейте, и Бог призрит на смирение ваше и покроет от всех искушений.
* * *
Юного брата направляй искусненько, прежде молитвою о нем, а потом и советом кратким, возлагая все на Господа, яко от Того исправляются стопы человеку.
* * *
В затруднениях, недоумениях и всех обстоятельствах ближайшее средство и верное к пользе нашей – одно обращение ко Господу и возложение на Него всей печали и попечения. Притом надобно молить Бога о тех, с которыми предлежит дело, и все уладится хорошо.
* * *
Господь занимается спасением души вашей больше, нежели как бы вы думали. Он спасет вас, только обращайтесь к Нему со смиренным упованием и делайте малое по видимому. Господь Бог и малое, Его ради творимое, оценит дорогою ценою.
* * *
Одно воззрение на Всесильного Господа и воззвание к Нему поддерживает бедную душу.
* * *
Нет недостатка в руководстве к добродетели и благочестию;
лишь бы только усердствовали к тому
и леностию лукавого раба от оного не оттягивались.
Впрочем, все ведет нас к доброму.
Любящим Бога все поспешествует во благое.