29.06.2012
<-назад в раздел
ПРЕДСТАВЛЯЛ СОБОЙ ТРОГАТЕЛЬНЫЙ ПРИМЕР. Житие преподобного Моисея Оптинского (Путилова)
Преподобный Моисей (Тимофей Иванович Путилов) был старшим сыном благочестивых родителей Ивана Григорьевича и Анны Ивановны, и родился 15 января 1782 года в городе Борисоглебске, Ярославской губернии. Всех детей у отца его было десятеро, из них четверо умерли в младенчестве.
В страхе Божием воспитывали Путиловы своих детей. Обучались они дома, в школу не ходили: отец боялся для них дурного товарищества. В праздники водил их отец в церковь, где пел на клиросе, и, вернувшись домой, разспрашивал о службе. Чаще всего посещали Путилова духовные лица, и потому дети его с детства слышали много назидательного.
По девятнадцатому году Тимофей, вместе с 14-летним братом Ионою, были определены отцом на службу в Москву, а в 22 года Тимофей отправился с братом в Саров. Зная, что отец не дал бы на то согласия, они написали ему, что от хозяев отошли за невозможностью жить у них и что есть у них на примере другой Хозяин, Которому они дали слово поступить в услужение. Уже из Сарова написали они откровенно отцу о своем намерении. Иван Григорьевич разгневался и приказал детям немедленно вернуться домой, но они не показывались ему два с половиной года. За это время Путилов разболелся и, когда Тимофей приехал к нему мириться, хотя не сразу, но решился отпустить сыновей.
Неизвестно почему, простившись с отцом, Тимофей не вернулся более в Саров, а его брат, оставшись там, стал впоследствии Саровским игуменом. Тимофей же поступил (1811) послушником в Свенский Успенский монастырь Орловской епархии, что близ Рославльских и Брянских лесов, где в то время спасалось много пустынножителей. Там он пробыл 10 лет под руководством иеросхимонаха Афанасия – ученика преп. Паисия Величковского, – которым был пострижен в монашество с именем Моисея, в честь преп. Моисея Мурина странноприимца.
В 1816 году к преп. Моисею приехал его младший брат Александр, он через четыре года принял постриг с именем Антония, и поручен руководству брата, к которому всю жизнь сохранял великое послушание (ныне – прославленный старец преп. Антоний Оптинский).
В 1820 году преп. Моисей, проездом из Москвы посетил Оптину Пустынь и был представлен ее игуменом Калужскому преосвященному Филарету. Дикий сосновый бор, окружающий Оптину, навел епископа на мысль устроить при монастыре скит. 6 июня 1821 г. преп. Моисей с братом преп. Антонием и еще двумя рославльских пустынниками-монахами по приглашению владыки переехали в Оптину.
Недалеко от обители (170 саженей) было выбрано место, и новоприбывшие приступили к великому труду. Ими была воздвигнута церковь во имя св. Иоанна Предтечи. В начале 1822 года храм был освящен, прибыл преосвященный Филарет. Преп. Моисей просил у него разрешение принять схиму. «Не убо прииде час», – был ответ. По отъезде владыки, преп. Моисей послал ему о том же письменное прошение, но преосвященный ответил предложением священства, от которого пустынник решительно отказался. Видя какие дары кроются в преп. Моисее, мудрый архипастырь не уступал; спор длился шесть недель. Наконец, епископ Филарет сказал: «Если ты не согласишься, буду судиться с тобою на Страшном суде Господнем». Только тогда умолк преподобный, и 22 декабря 1822 г. рукоположен в иеромонахи и определен духовником Оптиной, а в 1825 г. – настоятелем.
Сорока трех лет от роду принял преп. Моисей в свое заведование Оптину Пустынь и 37 лет пекся о ней. За это время, трудами настоятеля, Оптина совершенно преобразилась. Число братства увеличилось во много раз, были сделаны, несмотря на то, большие хозяйственные запасы, почти удвоена монастырская земля, разведены фруктовые сады, заведен рогатый скот, устроена обширная монастырская библиотека, расширен собор, воздвигнуты две церкви, выстроены трапеза, гостиницы, конный и скотный дворы, семь корпусов келий, два завода, мельница и знаменитая белая Оптинская ограда; служба стала совершаться благолепно, но, что всего важнее, возвысился нравственный строй обители.
С любовью приняв в Оптину старцев Леонида и Макария, он и сам преклонил пред ними свою волю, никого без их совета не определял и не постригал, советовался с ними во многом. Обладая сам в высокой степени даром разсуждения, преп. Моисей, зная, что руководитель в духовной жизни должен быть один, на всю жизнь воздержался от руководства братии словом, касаясь ее лишь по внешним делам послушания.
Таким образом, столь много потрудившись для духовного преуспеяния Оптиной, преп. Моисей сумел казаться большинству простым и добрым иноком, способным заботиться лишь о внешних нуждах обители, и утаил то высокое духовное разумение, какое стяжал подвижнической своей жизнью.
В 1856 году игумен Исаия приехал в Оптину повидаться с братьями: Моисеем, которого не видел 38 лет, и Антонием (преп. Антоний из Оптиной был взят в настоятели Малоярославецкого монастыря, и потом снова водворился в Оптиной на покой). В день коронации три брата служили Литургию и молебен, представляя великий и трогательный пример.
Уже на 8-м десятке лет Оптинский старец Моисей, дойдя до глубины смирения, говорил: «Теперь дознал я, что действительно я хуже всех».
На восемьдесят первом году жизни (май 1862 г.) преп. Моисей заболел карбункулом на спине, вскоре и водянкой. Преп. Моисея приобщали каждый день; он много страдал, но и в болезни понуждал себя и уклонялся от услуг. 6 июня преп. Моисей, сохранив свое имя, постригся в схиму, причем вид его был чрезвычайно благолепен.
16-го июня, в десятом часу утра, при чтении слов Евангелия от Матфея: Приити бо имать Сын Человеческий во славе Отца Своего, со Ангелы Своими, и тогда воздаст комуждо по деянием его (Мф. 16, 27), преп. Моисей тихо отошел.
Преп. Моисей погребен в Казанском храме Оптиной Пустыни. С ним рядом лежит его брат, игумен Антоний.
Воистину честна пред Господом смерть преподобных Его!
В страхе Божием воспитывали Путиловы своих детей. Обучались они дома, в школу не ходили: отец боялся для них дурного товарищества. В праздники водил их отец в церковь, где пел на клиросе, и, вернувшись домой, разспрашивал о службе. Чаще всего посещали Путилова духовные лица, и потому дети его с детства слышали много назидательного.
По девятнадцатому году Тимофей, вместе с 14-летним братом Ионою, были определены отцом на службу в Москву, а в 22 года Тимофей отправился с братом в Саров. Зная, что отец не дал бы на то согласия, они написали ему, что от хозяев отошли за невозможностью жить у них и что есть у них на примере другой Хозяин, Которому они дали слово поступить в услужение. Уже из Сарова написали они откровенно отцу о своем намерении. Иван Григорьевич разгневался и приказал детям немедленно вернуться домой, но они не показывались ему два с половиной года. За это время Путилов разболелся и, когда Тимофей приехал к нему мириться, хотя не сразу, но решился отпустить сыновей.
Неизвестно почему, простившись с отцом, Тимофей не вернулся более в Саров, а его брат, оставшись там, стал впоследствии Саровским игуменом. Тимофей же поступил (1811) послушником в Свенский Успенский монастырь Орловской епархии, что близ Рославльских и Брянских лесов, где в то время спасалось много пустынножителей. Там он пробыл 10 лет под руководством иеросхимонаха Афанасия – ученика преп. Паисия Величковского, – которым был пострижен в монашество с именем Моисея, в честь преп. Моисея Мурина странноприимца.
В 1816 году к преп. Моисею приехал его младший брат Александр, он через четыре года принял постриг с именем Антония, и поручен руководству брата, к которому всю жизнь сохранял великое послушание (ныне – прославленный старец преп. Антоний Оптинский).
В 1820 году преп. Моисей, проездом из Москвы посетил Оптину Пустынь и был представлен ее игуменом Калужскому преосвященному Филарету. Дикий сосновый бор, окружающий Оптину, навел епископа на мысль устроить при монастыре скит. 6 июня 1821 г. преп. Моисей с братом преп. Антонием и еще двумя рославльских пустынниками-монахами по приглашению владыки переехали в Оптину.
Недалеко от обители (170 саженей) было выбрано место, и новоприбывшие приступили к великому труду. Ими была воздвигнута церковь во имя св. Иоанна Предтечи. В начале 1822 года храм был освящен, прибыл преосвященный Филарет. Преп. Моисей просил у него разрешение принять схиму. «Не убо прииде час», – был ответ. По отъезде владыки, преп. Моисей послал ему о том же письменное прошение, но преосвященный ответил предложением священства, от которого пустынник решительно отказался. Видя какие дары кроются в преп. Моисее, мудрый архипастырь не уступал; спор длился шесть недель. Наконец, епископ Филарет сказал: «Если ты не согласишься, буду судиться с тобою на Страшном суде Господнем». Только тогда умолк преподобный, и 22 декабря 1822 г. рукоположен в иеромонахи и определен духовником Оптиной, а в 1825 г. – настоятелем.
Сорока трех лет от роду принял преп. Моисей в свое заведование Оптину Пустынь и 37 лет пекся о ней. За это время, трудами настоятеля, Оптина совершенно преобразилась. Число братства увеличилось во много раз, были сделаны, несмотря на то, большие хозяйственные запасы, почти удвоена монастырская земля, разведены фруктовые сады, заведен рогатый скот, устроена обширная монастырская библиотека, расширен собор, воздвигнуты две церкви, выстроены трапеза, гостиницы, конный и скотный дворы, семь корпусов келий, два завода, мельница и знаменитая белая Оптинская ограда; служба стала совершаться благолепно, но, что всего важнее, возвысился нравственный строй обители.
С любовью приняв в Оптину старцев Леонида и Макария, он и сам преклонил пред ними свою волю, никого без их совета не определял и не постригал, советовался с ними во многом. Обладая сам в высокой степени даром разсуждения, преп. Моисей, зная, что руководитель в духовной жизни должен быть один, на всю жизнь воздержался от руководства братии словом, касаясь ее лишь по внешним делам послушания.
Таким образом, столь много потрудившись для духовного преуспеяния Оптиной, преп. Моисей сумел казаться большинству простым и добрым иноком, способным заботиться лишь о внешних нуждах обители, и утаил то высокое духовное разумение, какое стяжал подвижнической своей жизнью.
В 1856 году игумен Исаия приехал в Оптину повидаться с братьями: Моисеем, которого не видел 38 лет, и Антонием (преп. Антоний из Оптиной был взят в настоятели Малоярославецкого монастыря, и потом снова водворился в Оптиной на покой). В день коронации три брата служили Литургию и молебен, представляя великий и трогательный пример.
Уже на 8-м десятке лет Оптинский старец Моисей, дойдя до глубины смирения, говорил: «Теперь дознал я, что действительно я хуже всех».
На восемьдесят первом году жизни (май 1862 г.) преп. Моисей заболел карбункулом на спине, вскоре и водянкой. Преп. Моисея приобщали каждый день; он много страдал, но и в болезни понуждал себя и уклонялся от услуг. 6 июня преп. Моисей, сохранив свое имя, постригся в схиму, причем вид его был чрезвычайно благолепен.
16-го июня, в десятом часу утра, при чтении слов Евангелия от Матфея: Приити бо имать Сын Человеческий во славе Отца Своего, со Ангелы Своими, и тогда воздаст комуждо по деянием его (Мф. 16, 27), преп. Моисей тихо отошел.
Преп. Моисей погребен в Казанском храме Оптиной Пустыни. С ним рядом лежит его брат, игумен Антоний.
Воистину честна пред Господом смерть преподобных Его!
Жития Оптинских старцев