26.06.2012
<-назад в раздел
ВООРУЖЕННАЯ ВЕРОЙ, НЕ БОЯЛАСЬ УЧЕНИЙ. Страдание святой мученицы Акилины
Святая Акилина еще во младенчестве лишилась отца, отошедшего в небесные селения, и осталась на попечении матери, которая растила свою дочь, внушая ей правила благочестивой, христианской жизни. Семи лет отроковица уже вполне усвоила эти наставления.
Когда Акилине исполнилось десять лет, шел седьмой год царствования Диоклетиана, в это время начальство над Палестинской страной принял некий Волусиан, скорее порождение диавола, нежели человека. Не признавая истинного Бога, Творца всего существующего, Волусиан с ненасытной злобой начал гнать благочестивых последователей Христа Спасителя.
В эти дни блаженная отроковица Акилина, исполненная Боговедения, часто обращалась к своим сверстницам с таким увещанием:
– Какую пользу вам приносит почитание немых и бесчувственных идолов? Разве вы не знаете, что поклоняющиеся им с верой льстят себя праздной, пагубной, диавольской надеждой? Это боги мертвые и бессильные, могут ли оказывать благодеяния.
– Какого же ты почитаешь Бога? – спросили сверстницы Акилину.
– Я поклоняюсь и почитаю достойного поклонения Единого Бога, сотворившего небо, землю, море и все, что их наполняет. Он изначала благотворит всем верующим в Него и на Него надеющимся и, как Всемогущий, будет изливать Свои благодеяния на призывающих Его до скончания мира.
– Мы слышали, – возразили собеседницы Акилине, – что Бог, о Котором ты проповедуешь, умер на кресте, распятый иудеями.
– Смерть над Ним, – сказала на это святая, – не имеет власти: Он не только Сам ожил, но оживил и умерших, искупив их честной Своею Кровью. Видя, что человек совратился с истинного пути, Он благоволил воплотиться, соделаться человеком, дабы, уничтожив прелесть диавольскую и подав нам благодать с истиной, возвесть и поставить на спасительную стезю павший человеческий род.
– Но кто же Тот, о Ком говорят, что Он распят? – продолжали допытываться сверстницы у Акилины.
– Спаситель всех, возлюбивший человеческий род, – отвечала она. – Он добровольно претерпел страдания, чтобы из ветхого человека водой и Духом соделать нового; Он взошел на Крест, желая спасти не только живущих на земле, но и освободить от смертных уз содержавшихся ее аде; Своим тридневным воскресением Он возвестил, как непреложную истину, что во второе Его пришествие для всех наступит восстание из мертвых.
– Но если, – недоумевали вопрошавшие Акилину, – Тот, о Ком ты говоришь, оказал миру столь великие благодеяния, то почему иудеи, Его единоплеменники, не почитают Его за Бога?
– Этот народ всегда уклоняется с правого пути; имея непокорную в своем ожесточении и ослепленную злобой душу, он обычно отвергает то, что истинно и праведно; потому-то иудеи отвергли и Благодеявшего им, предав Пилату для осуждения на крестную смерть.
Часто слышал подобные беседы блаженной Акилины со своими сверстницами один из рабов начальника области, по имени Никодим, который, наконец, и сообщил своему господину, что в городе живет отроковица, называющая бесами ничтожных, по ее мнению, богов и не повинующаяся указам царей о почитании последних, причем она, проповедуя о каком-то распятом Боге, отвращает некоторых от религии отцов. Услышав это, начальник области послал слуг схватить отроковицу. Взята была на страдание святая мученица Акилина на двенадцатом году от рождения.
Когда она была приведена на нечестивое судилище, Волусиан, взглянув на нее, спросил:
– Не ты ли противишься царским указам? Разве тебе неизвестно повеление царей предавать исповедующих имя Иисуса всяческим мучениям, кончая смертной казнью? Поэтому отрекись от Распятого и принеси бессмертным богам достойные жертвы, чтобы мы не были вынуждены предать тебя мучениям.
– Если ты осудишь меня на горькие мучения, то через это доставишь мне нетленный венец, который я надеюсь восприять от моего Спасителя, так как исповедую имя Его, от Коего никогда, хотя бы даже в лютейших муках, не отрекусь. И так не медли, – изобретай для меня, какие тебе угодно, мучения и убедишься самым делом, что я, вооруженная верой, не боюсь твоих мучений.
Тогда Волусиан начал с лаской увещевать святую отроковицу. Но, убедившись, что никакие увещания не могут заставить рабу Христову отказаться от исповедания Иисуса, приказал бить ее по лицу со словами:
– Вот начало мучений, – сладостно и приятно ли оно тебе?
– Бесчеловечный мучитель! – воскликнула Акилина, – так как ты осмелился бить в лице созданную по образу Божию, то знай, что и Тот, Кого образ я ношу, не простит тебе этого в день Своего суда.
После он приказал обнажить отроковицу и, простерши, бить ее двум воинам, присоединяя к пытке такие речи:
– Где теперь Бог твой, Акилина, о Котором ты говорила, что Он не окажет мне прощения на своем суде? Пусть Он придет сюда и избавит тебя от моих рук.
Затем Волусиан велел бьющим остановиться и сказал святой Акилине:
– Послушай меня, желающего тебе добра: оставь свое безумие и, если хочешь избавиться мук, откажись от христианской ереси: из рук моих вышел ли избавленным хоть один из надеющихся на Того, Который Сам не оказал Себе избавления, когда Его распяли? Кого, из почитающих Иисуса, оставили жить на земле цари наши?
– Неужели ты думаешь, безжалостный палач, – отвечала святая Акилина, – что я чувствую причиняемые мне мучения? Знай же, что Бог мой подаст мне крепость и терпение несравненно больше тех ухищрений, какие ты изыскиваешь против меня по внушению отца своего диавола.
После дальнейших увещеваний, уговоров и угроз нечестивый правитель в раздражении приказал раскаленными железными прутьями просверлить святой голову через уши. Когда раскаленные прутья проходили через мозг отроковицы, то последний вместе с кровью вытекал из ноздрей ее. Но и в таких великих страданиях мученица молилась Богу: «Господи мой, Иисусе Христе! Доведи до конца подвиг мой».
После этой молитвы святая Акилина от невыносимых страданий точно мертвая упала на землю. Мучитель, подумав, что она действительно умерла, приказал выбросить ее вне города на съедение псам. В полуночный час блаженной отроковице явился ангел Господень и, коснувшись ее, сказал: «Встань и будь здорова! Иди и обличи Волусиана, ибо как сам он, так и намерение его ничтожны перед Богом».
Тотчас же святая Акилина поднялась невредимой и воздала хвалу Богу. Когда она достигла городских ворот, последние открылись сами собой; руководимая ангелом Господним, святая Акилина достигла дворца Волусиана и, войдя беспрепятственно внутрь его, стала перед спящим правителем. Последний, проснувшись, заметил предстоящую; в ужасе он позвал своих слуг и спрашивал их: «Кто эта, стоящая перед моими глазами?»
Слуги, подняв светильники, сказали: «Без сомнения, это Акилина, которую ты после ее смерти от мучений, повелел бросить на съедение псам». Еще более ужасался Волусиан, однако повелел до утра держать под стражей отроковицу.
С наступлением дня Волусиан снова потребовал к себе на суд святую Акилину и стал допытываться, она ли это, и размышлять, какие же мучения могут ей повредить. Подумав это, он издал определение об усечении мечом отроковицы. Акилину привели на место казни; она, обратившись ко Господу Богу, возблагодарила Его за страдальческое свое поприще и посрамление мучителя и дарование ей нетленного венца. В ответ на ее молитву с Неба раздался глас Господень.
И сейчас же, вслед за гласом, святая мученица Христова почила сном смертным, прежде нежели палач поднял меч над ее главой. Палач, хотя и видел это, но, не осмеливаясь нарушить повеление правителя, отсек мечом главу уже умершей, причем из раны вместо крови истекло молоко. Присутствовавшие при казни христиане взяли мощи мученицы, как драгоценность ни с чем не сравнимую: умастив останки ценными ароматами и обвив новыми пеленами, они с честью похоронили их в гробнице, в самом городе Вивлос.
Когда Акилине исполнилось десять лет, шел седьмой год царствования Диоклетиана, в это время начальство над Палестинской страной принял некий Волусиан, скорее порождение диавола, нежели человека. Не признавая истинного Бога, Творца всего существующего, Волусиан с ненасытной злобой начал гнать благочестивых последователей Христа Спасителя.
В эти дни блаженная отроковица Акилина, исполненная Боговедения, часто обращалась к своим сверстницам с таким увещанием:
– Какую пользу вам приносит почитание немых и бесчувственных идолов? Разве вы не знаете, что поклоняющиеся им с верой льстят себя праздной, пагубной, диавольской надеждой? Это боги мертвые и бессильные, могут ли оказывать благодеяния.
– Какого же ты почитаешь Бога? – спросили сверстницы Акилину.
– Я поклоняюсь и почитаю достойного поклонения Единого Бога, сотворившего небо, землю, море и все, что их наполняет. Он изначала благотворит всем верующим в Него и на Него надеющимся и, как Всемогущий, будет изливать Свои благодеяния на призывающих Его до скончания мира.
– Мы слышали, – возразили собеседницы Акилине, – что Бог, о Котором ты проповедуешь, умер на кресте, распятый иудеями.
– Смерть над Ним, – сказала на это святая, – не имеет власти: Он не только Сам ожил, но оживил и умерших, искупив их честной Своею Кровью. Видя, что человек совратился с истинного пути, Он благоволил воплотиться, соделаться человеком, дабы, уничтожив прелесть диавольскую и подав нам благодать с истиной, возвесть и поставить на спасительную стезю павший человеческий род.
– Но кто же Тот, о Ком говорят, что Он распят? – продолжали допытываться сверстницы у Акилины.
– Спаситель всех, возлюбивший человеческий род, – отвечала она. – Он добровольно претерпел страдания, чтобы из ветхого человека водой и Духом соделать нового; Он взошел на Крест, желая спасти не только живущих на земле, но и освободить от смертных уз содержавшихся ее аде; Своим тридневным воскресением Он возвестил, как непреложную истину, что во второе Его пришествие для всех наступит восстание из мертвых.
– Но если, – недоумевали вопрошавшие Акилину, – Тот, о Ком ты говоришь, оказал миру столь великие благодеяния, то почему иудеи, Его единоплеменники, не почитают Его за Бога?
– Этот народ всегда уклоняется с правого пути; имея непокорную в своем ожесточении и ослепленную злобой душу, он обычно отвергает то, что истинно и праведно; потому-то иудеи отвергли и Благодеявшего им, предав Пилату для осуждения на крестную смерть.
Часто слышал подобные беседы блаженной Акилины со своими сверстницами один из рабов начальника области, по имени Никодим, который, наконец, и сообщил своему господину, что в городе живет отроковица, называющая бесами ничтожных, по ее мнению, богов и не повинующаяся указам царей о почитании последних, причем она, проповедуя о каком-то распятом Боге, отвращает некоторых от религии отцов. Услышав это, начальник области послал слуг схватить отроковицу. Взята была на страдание святая мученица Акилина на двенадцатом году от рождения.
Когда она была приведена на нечестивое судилище, Волусиан, взглянув на нее, спросил:
– Не ты ли противишься царским указам? Разве тебе неизвестно повеление царей предавать исповедующих имя Иисуса всяческим мучениям, кончая смертной казнью? Поэтому отрекись от Распятого и принеси бессмертным богам достойные жертвы, чтобы мы не были вынуждены предать тебя мучениям.
– Если ты осудишь меня на горькие мучения, то через это доставишь мне нетленный венец, который я надеюсь восприять от моего Спасителя, так как исповедую имя Его, от Коего никогда, хотя бы даже в лютейших муках, не отрекусь. И так не медли, – изобретай для меня, какие тебе угодно, мучения и убедишься самым делом, что я, вооруженная верой, не боюсь твоих мучений.
Тогда Волусиан начал с лаской увещевать святую отроковицу. Но, убедившись, что никакие увещания не могут заставить рабу Христову отказаться от исповедания Иисуса, приказал бить ее по лицу со словами:
– Вот начало мучений, – сладостно и приятно ли оно тебе?
– Бесчеловечный мучитель! – воскликнула Акилина, – так как ты осмелился бить в лице созданную по образу Божию, то знай, что и Тот, Кого образ я ношу, не простит тебе этого в день Своего суда.
После он приказал обнажить отроковицу и, простерши, бить ее двум воинам, присоединяя к пытке такие речи:
– Где теперь Бог твой, Акилина, о Котором ты говорила, что Он не окажет мне прощения на своем суде? Пусть Он придет сюда и избавит тебя от моих рук.
Затем Волусиан велел бьющим остановиться и сказал святой Акилине:
– Послушай меня, желающего тебе добра: оставь свое безумие и, если хочешь избавиться мук, откажись от христианской ереси: из рук моих вышел ли избавленным хоть один из надеющихся на Того, Который Сам не оказал Себе избавления, когда Его распяли? Кого, из почитающих Иисуса, оставили жить на земле цари наши?
– Неужели ты думаешь, безжалостный палач, – отвечала святая Акилина, – что я чувствую причиняемые мне мучения? Знай же, что Бог мой подаст мне крепость и терпение несравненно больше тех ухищрений, какие ты изыскиваешь против меня по внушению отца своего диавола.
После дальнейших увещеваний, уговоров и угроз нечестивый правитель в раздражении приказал раскаленными железными прутьями просверлить святой голову через уши. Когда раскаленные прутья проходили через мозг отроковицы, то последний вместе с кровью вытекал из ноздрей ее. Но и в таких великих страданиях мученица молилась Богу: «Господи мой, Иисусе Христе! Доведи до конца подвиг мой».
После этой молитвы святая Акилина от невыносимых страданий точно мертвая упала на землю. Мучитель, подумав, что она действительно умерла, приказал выбросить ее вне города на съедение псам. В полуночный час блаженной отроковице явился ангел Господень и, коснувшись ее, сказал: «Встань и будь здорова! Иди и обличи Волусиана, ибо как сам он, так и намерение его ничтожны перед Богом».
Тотчас же святая Акилина поднялась невредимой и воздала хвалу Богу. Когда она достигла городских ворот, последние открылись сами собой; руководимая ангелом Господним, святая Акилина достигла дворца Волусиана и, войдя беспрепятственно внутрь его, стала перед спящим правителем. Последний, проснувшись, заметил предстоящую; в ужасе он позвал своих слуг и спрашивал их: «Кто эта, стоящая перед моими глазами?»
Слуги, подняв светильники, сказали: «Без сомнения, это Акилина, которую ты после ее смерти от мучений, повелел бросить на съедение псам». Еще более ужасался Волусиан, однако повелел до утра держать под стражей отроковицу.
С наступлением дня Волусиан снова потребовал к себе на суд святую Акилину и стал допытываться, она ли это, и размышлять, какие же мучения могут ей повредить. Подумав это, он издал определение об усечении мечом отроковицы. Акилину привели на место казни; она, обратившись ко Господу Богу, возблагодарила Его за страдальческое свое поприще и посрамление мучителя и дарование ей нетленного венца. В ответ на ее молитву с Неба раздался глас Господень.
И сейчас же, вслед за гласом, святая мученица Христова почила сном смертным, прежде нежели палач поднял меч над ее главой. Палач, хотя и видел это, но, не осмеливаясь нарушить повеление правителя, отсек мечом главу уже умершей, причем из раны вместо крови истекло молоко. Присутствовавшие при казни христиане взяли мощи мученицы, как драгоценность ни с чем не сравнимую: умастив останки ценными ароматами и обвив новыми пеленами, они с честью похоронили их в гробнице, в самом городе Вивлос.
По житиям святых свт. Димитрия Ростовского