22.06.2012
<-назад в раздел
СВЯТОЙ ВЕЛ ТРИ ЛЮТЫЕ БОРЬБЫ. Житие и подвиги святителя Кирилла, архиепископа Александрийского
Свт. Кирилл. Фреска церкви свт. Николая. Монастырь Ставроникита. Афон. 1546 год. Великий учитель церковный – святитель Кирилл архиепископ Александрийский – муж благородного происхождения и близкий родственник Феофила, патриарха Александрийского, после чьей смерти сам стал патриархом. Вел три лютых борьбы в течение своей жизни: с еретиками новоцианами, с еретиком Несторием и с евреями в Александрии.
Новоциане появились в Риме и так названы по имени Новоциана пресвитера, ересеначальника. Они были похожи на фарисеев, оправдывавших себя в глазах людей и утверждавших, будто они чисты и праведны и непричастны никакому греху. В знак якобы непорочной своей жизни новоциане носили белые одежды и учили, что человека, впавшего после крещения в смертный грех, не следует принимать в церковное общение, даже после горького покаяния, они крестили такого вторично. Св. Кирилл их победил и выгнал из Александрии вместе с их епископом Феопемптом.
С евреями была борьба более тяжелая и кровавая. Евреи имели власть в Александрии еще до того, как Александр Великий основал этот город. Ненависть жидов к христианам была бешеной и жестокой. Они убивали христиан мученически, травили их, распинали на крестах.
Призвав к себе начальников иудейских синагог, святитель Божий увещевал их, дабы они удерживали народ свой от подобных злодейств. Но иудейские старейшины не только не вняли увещаниям святителя, но устремились на еще большую злобу.
Однажды иудеи вооружились как на войну, и среди ночи подняли на улице среди множества христианских домов шум и смятение, крича: «Александровская церковь горит». А вышедших на помощь потушить мнимый пожар христиан немедленно убивали чем попало. И городской епарх Орест помогал иудеям, защищая убийц перед Патриархом. Тогда святой Кирилл сам отправился со множеством христиан к иудейскому сборищу и изгнал из города всех иудеев, разорил жилища их и сжег их синагогу.
Епарх, пылая за это гневом на святого, стал причинять зло близким родственникам, а также и другим известным гражданам, которые были сторонниками св.патриарха. Они оба писали императору Феодосию Младшему, до тех пор, пока от последнего не вышел указ, запрещавший иудеям проживать в городе.
В то время на улицах города часто возникали возмущения и мятежи, во время которых погибало не мало людей, не причастных к этим возмущениям. Между прочим, слух о мятеже дошел до иноков Нитрийской горы. Они исполнились скорби и жалости к неповинным жертвам и, собравшись в количестве до пятисот человек, пришли из пустыни в город, желая защищать патриарха.
Между тем изгнанные из города иудеи, устроив для себя место зрелищ и игр, поставили для поругания Христа и оскорбления христиан длинный крест и, схватив некоего христианского отрока, распяли его, привязав на кресте, долго ругались над ним, смеясь и плюя на него, а затем били его до смерти на кресте.
Святой Кирилл, узнав об этом, обратился с письмом к императору, и (хоть и не сразу, но) иудейские начальники, стоявшие во главе злодеяния, были казнены, епарх же уволен.
Борьбу святителя Кирилла против Нестория-еретика, патриарха Цареградского, разрешил Третий Вселенский Собор в Ефесе. Председателем того Собора был сам Кирилл, представляя в то же самое время и папу Римского Целестина, по просьбе его, так как тот по старости не мог прибыть на Собор. Несторий был осужден, предан анафеме, и царем был изгнан на восточную границу царства, где умер ужасной смертью (черви разъели еретику язык, которым он хулил Пресвятую Богородицу, называя Ее Христородицей).
После окончания борьбы святой Кирилл мирно жил и радостно пас стадо Христово. Возможно, что именно он составил «Богородице Дево, радуйся!»
Пробыв на александрийском патриаршем престоле тридцать два года и в течение своей жизни очистив Церковь Христову от всех бывших тогда ересей, написав много душеполезных сочинений, святой Кирилл в мире почил о Господе 27 июня 448 года. При исходе его предстояла Сама Пречистая Матерь Божия, так как он верно потрудился для Нее и доблестно подвизался за честь Ее с рожденным Ею истинным Богом в безконечные веки.
Аминь.
Новоциане появились в Риме и так названы по имени Новоциана пресвитера, ересеначальника. Они были похожи на фарисеев, оправдывавших себя в глазах людей и утверждавших, будто они чисты и праведны и непричастны никакому греху. В знак якобы непорочной своей жизни новоциане носили белые одежды и учили, что человека, впавшего после крещения в смертный грех, не следует принимать в церковное общение, даже после горького покаяния, они крестили такого вторично. Св. Кирилл их победил и выгнал из Александрии вместе с их епископом Феопемптом.
С евреями была борьба более тяжелая и кровавая. Евреи имели власть в Александрии еще до того, как Александр Великий основал этот город. Ненависть жидов к христианам была бешеной и жестокой. Они убивали христиан мученически, травили их, распинали на крестах.
Призвав к себе начальников иудейских синагог, святитель Божий увещевал их, дабы они удерживали народ свой от подобных злодейств. Но иудейские старейшины не только не вняли увещаниям святителя, но устремились на еще большую злобу.
Однажды иудеи вооружились как на войну, и среди ночи подняли на улице среди множества христианских домов шум и смятение, крича: «Александровская церковь горит». А вышедших на помощь потушить мнимый пожар христиан немедленно убивали чем попало. И городской епарх Орест помогал иудеям, защищая убийц перед Патриархом. Тогда святой Кирилл сам отправился со множеством христиан к иудейскому сборищу и изгнал из города всех иудеев, разорил жилища их и сжег их синагогу.
Епарх, пылая за это гневом на святого, стал причинять зло близким родственникам, а также и другим известным гражданам, которые были сторонниками св.патриарха. Они оба писали императору Феодосию Младшему, до тех пор, пока от последнего не вышел указ, запрещавший иудеям проживать в городе.
В то время на улицах города часто возникали возмущения и мятежи, во время которых погибало не мало людей, не причастных к этим возмущениям. Между прочим, слух о мятеже дошел до иноков Нитрийской горы. Они исполнились скорби и жалости к неповинным жертвам и, собравшись в количестве до пятисот человек, пришли из пустыни в город, желая защищать патриарха.
Между тем изгнанные из города иудеи, устроив для себя место зрелищ и игр, поставили для поругания Христа и оскорбления христиан длинный крест и, схватив некоего христианского отрока, распяли его, привязав на кресте, долго ругались над ним, смеясь и плюя на него, а затем били его до смерти на кресте.
Святой Кирилл, узнав об этом, обратился с письмом к императору, и (хоть и не сразу, но) иудейские начальники, стоявшие во главе злодеяния, были казнены, епарх же уволен.
Борьбу святителя Кирилла против Нестория-еретика, патриарха Цареградского, разрешил Третий Вселенский Собор в Ефесе. Председателем того Собора был сам Кирилл, представляя в то же самое время и папу Римского Целестина, по просьбе его, так как тот по старости не мог прибыть на Собор. Несторий был осужден, предан анафеме, и царем был изгнан на восточную границу царства, где умер ужасной смертью (черви разъели еретику язык, которым он хулил Пресвятую Богородицу, называя Ее Христородицей).
После окончания борьбы святой Кирилл мирно жил и радостно пас стадо Христово. Возможно, что именно он составил «Богородице Дево, радуйся!»
Пробыв на александрийском патриаршем престоле тридцать два года и в течение своей жизни очистив Церковь Христову от всех бывших тогда ересей, написав много душеполезных сочинений, святой Кирилл в мире почил о Господе 27 июня 448 года. При исходе его предстояла Сама Пречистая Матерь Божия, так как он верно потрудился для Нее и доблестно подвизался за честь Ее с рожденным Ею истинным Богом в безконечные веки.
Аминь.
Жития святых святителя Димитрия Ростовского
Пролог
Пролог