28.04.2012
<-назад в раздел
СВЯТОЙ ТВЕРДО ИСПОВЕДОВАЛ СВЯТУЮ ВЕРУ ХРИСТИАНСКУЮ. Страдание святого мученика Саввы Готфского
Святой Савва твердо исповедывал святую веру Христианскую, был скор к деланию добра, отличался благочестием, кротостью, простотою речи, но не разума, жил в мире со всеми, безбоязненно защищал истину, заграждая тем уста язычникам-идолослужителям, не был горд, но, как подобает смиренным, всем покорялся, был молчалив, на вопросы отвечал всегда спокойно, без гневливости, принимал участие в пении церковном и заботился о благоустройстве церкви, не прилагал сердца своего к приобретению имения и денег, довольствуясь только необходимым для насущных подробностей, – был трезвен, воздержен во всем, не имел никакого общения с женщинами. Все время он проводил в усердной молитве и посте, был чужд тщеславия, своим примером всех возбуждал к богоугодной жизни, так как сам творил только добро, и избегал того, что было противно добродетели. До конца жизни своей он сохранил веру, действующую любовью (Гал. 5, 6), и никогда не переставал безбоязненно проповедовать имя Христово. Прежде чем увенчаться венцем мученика за исповедание святой веры Христианской, святой Савва неоднократно своими делами показал себя твердым поборником истинного благочестия.
Когда готфские князья и судьи начали преследовать христиан и склонять их к едению идоложертвенных приношений, то некоторые из язычников сговорились между собою – предложить своим родственникам и знакомым, исповедывавшим Христианскую веру, вместо идоложертвенных мяс не идоложертвенные, дабы и христиан предохранить от вкушения идолопоклонных мяс, и язычников-гонителей удовлетворить. Святой Савва, узнав об этом, не только сам не пожелал вкусить от тех мяс, которые, хотя и не были идоложертвенными, но предлагались как идоложертвенные, помня слово апостольское: но если кто скажет вам: «это идоложертвенное», – то не ешьте (1 Кор. 10, 28), но, став среди народа, безбоязненно сказал во всеуслышание:
– Если кто-либо вкусил сих мяс, не может оставаться христианином.
Таковым увещанием святой воспрепятствовал всем впасть в сеть диавола. Посему придумавшие указанный обман, выгнали святого Савву из своего селения, но вскоре попросили его вернуться назад. Когда же снова началось гонение, то некоторые идолопоклонники того же селения, приносившие жертвы идолам, захотели известить князя, что в их селении нет ни одного христианина и намеревались клятвою подтвердить свои слова. Тогда снова святой Савва, безбоязненно став посреди народа, громким голосом воскликнул:
– Пусть никто не клянется за меня, ибо я христианин!
Упомянутые же идолопоклонники, утаив своих родственников, исповедывавших Христианскую веру, пришли к князю и клялись пред ним, что в их селении нет христиан, кроме одного.
Услышав об этом, беззаконный князь повелел привести к себе этого христианина (а это был святой Савва). Когда же он был приведен, князь спросил предстоящих:
– Имеет ли этот христианин какое-либо имущество?
Ему отвечал и:
– Он ничего не имеет, кроме того, во что он одет.
Посмотрев с презрением на святого, князь сказал:
– Этот человек едва ли в состоянии оказать кому-нибудь какую помощь, равно как и повредить кому-либо. – Сказав так, князь повелел увести святого оттуда.
Спустя некоторое время, в Готфии снова было воздвигнуто язычниками большое гонение на христиан. Приближался день празднования святой Пасхи, и блаженный Савва пожелал пойти в другое селение к христианскому священнику, по имени Гуфину, чтобы вместе с ним отпраздновать праздник святой Пасхи. Когда он шел туда, по дороге ему явился муж, большого роста и с сияющим лицом, который сказал ему:
– Возвратись и иди в свое селение к священнику Сапсалу.
Савва отвечал:
– Его нет дома, ибо он по причине гонения ушел из селения и проживает в греческой стране (святой Савва не знал, что в то время этот пресвитер возвратился в свой дом, дабы встретить праздник Пасхи дома).
Затем, пройдя мимо явившегося мужа, Савва направился к священнику Гуфину.
День этот был очень ветреный; внезапно нашло большое облако и выпал столь глубокий снег, что Савва был не в состоянии идти дальше. После этого Савва, уразумев, что по Божиему Промышлению был остановлен в своем путешествии, возвратился обратно, прославляя Бога.
Придя в дом священника Сапсала, он весьма возрадовался увидав его и поведал ему и другим все, что случилось с ним на пути. И они все вместе отпраздновали праздник Пасхи.
На третью ночь праздника внезапно напал на то селение Афарид, один из нечестивых начальников, сын князя Ротеста, с большим полчищем воинов-язычников. Застав священника мирно спящим в своем доме, он схватил его, а также и Савву, взяв его нагим прямо с постели, и связал обоих. Пресвитера посадили на телегу и везли, а Савву нагого, как младенца только что родившегося, влачили по терновнику, немилосердно ударяя его палками и бичами, и так влекли до самого города. Так безжалостны и жестоки были мучители к рабам Христовым! Но самая жестокость мучителей еще более способствовала тому, чтобы во всей силе явилось терпение и вера мужа Праведного.
При наступления дня, святой Савва прославлял во всеуслышание Господа своего и так говорил мучителям: «Не по терновнику ли вы меня нагого и босого гнали и влачили? Посмотрите же теперь, в язвах ли мои ноги? или есть ли следы на моем теле от ваших ударов?».
Они, не видя ни малейшего знака от побоев на теле святого, весьма удивлялись этому. Затем они взяли оси от телеги и одну из них положили ему на плечи, протянув его руки к концам оси и привязав их к ней; другую же ось мучители привязали таким же образом к ногам святого. После этого мучители повалили святого на землю и сильно мучили его весь этот день до самой глубокой ночи. Когда же мучители уснули, пришла женщина, вставшая ночью, чтобы приготовить своим домашним пищу; она освободила святого, и он, встав, стал помогать ей в ее деле.
При наступлении дня, Афарид снова повелел связать святому руки и повесить его на перекладине в доме. Спустя несколько времени пришли посланные от Афарида с идоложертвенным мясом к пресвитеру и к Савве и сказали:
– Так говорит вам великий Афарид: вкусите сих мяс и избавитесь от смерти.
Священник ответил посланным:
– Не вкусим, ибо не подобает нам есть сего оскверненного бесами. Мы согласимся скорее, чтобы Афарид распял нас или другим каким-либо образом предал смерти.
А блаженный Савва спросил пришедших:
– Кто прислал это?
Они отвечал и:
– Господин наш Афарид.
На это святой сказал им:
– Один есть Господь – Бог, сущий на небесах. Нечисто и мерзко ваше пагубное мясо, как сам тот Афарид, от которого вы присланы.
Лишь только святой произнес сии слова, как один из слуг Афаридовых, придя в сильную ярость, с такой силой ударил в грудь святого копьем, бывшим в его руках, что все стоящие там подумали, что мученик умрет. Но мученик, хранимый Божественным Провидением не получил никакого следа от удара и не чувствовал никакой боли, и сказал ударившему:
– Ты думаешь, что сильно ранил меня своим копьем; а я почувствовал твой удар не более того, как если бы кто меня ударил мягкою шерстью.
Узнав обо всем происшедшем, Афарид повелел предать смерти святого мученика Савву. Тогда нечестивые слуги, оставили связанным священника Сапсала, взяли Савву и повели к реке, называемой «Муссова», чтобы там утопить его. Святой мученик, помня заповедь Господню о любви к ближнему своему, как к самому себе (см.: Мф. 22, 39), спросил ведущих его слуг:
– Почему же пресвитер не предается смерти со мною?
Те отвечали святому:
– Это не касается тебя.
Он же, исполнившись радости, воскликнул:
– Благословен Ты, Боже, и прославлено имя Сына Твоего во веки, аминь. Ибо Афарид сам предал себя смерти и вечной гибели, а меня отослал в жизнь вечную, нескончаемую. Так угодно Тебе, Господи Боже наш, чтобы было с рабами Твоими.
Таким образом и ведомый на смерть, святой не переставал хвалить и благодарить Бога, ибо нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (см.: Рим. 8, 18).
Между тем слуги говорили друг другу:
– Почему нам не отпустить сего неповинного человека? Ведь Афарид не узнает об этом, если мы отпустим его.
Но святой Савва сказал им:
– Для чего вы говорите безумные речи? Исполняйте лучше сказанное вам. Ибо я вижу то, чего вы не можете видеть: вот стоят святые ангелы, пришедшие со славою взять мою душу.
Тогда привели святого мученика на реку и, привязав к шее его большой кусок дерева, бросили святого в глубину речную и потопили. Так преставился святой Савва до конца жизни своей сохранивший в чистоте святую веру. Прожил он тридцать восемь лет, увенчан венцем мученическим в пятый день после праздника Пасхи (т.е. 12 апреля, в царствование Валентиниана на западе, Валентина на востоке и при правлении анфипатов Модеста и Аринфия).
Спустя некоторое время палачи извлекли из воды тело мученика и бросили его на берег без погребения. Однако ни звери, ни птицы не прикоснулись к сему честному телу, т.к. оно было скрыто руками благочестивых христиан.
Один из скифских военачальников Иуний Саран, почитавший истинного Бога, послав преданных мужей, взял честное тело мученика из земли готфов и перенес в страну греческую. Желая украсить свое отечество, он сей чудный дар и славный плод Веры послал, по совету пресвитеров, в Каппадокию.
Когда готфские князья и судьи начали преследовать христиан и склонять их к едению идоложертвенных приношений, то некоторые из язычников сговорились между собою – предложить своим родственникам и знакомым, исповедывавшим Христианскую веру, вместо идоложертвенных мяс не идоложертвенные, дабы и христиан предохранить от вкушения идолопоклонных мяс, и язычников-гонителей удовлетворить. Святой Савва, узнав об этом, не только сам не пожелал вкусить от тех мяс, которые, хотя и не были идоложертвенными, но предлагались как идоложертвенные, помня слово апостольское: но если кто скажет вам: «это идоложертвенное», – то не ешьте (1 Кор. 10, 28), но, став среди народа, безбоязненно сказал во всеуслышание:
– Если кто-либо вкусил сих мяс, не может оставаться христианином.
Таковым увещанием святой воспрепятствовал всем впасть в сеть диавола. Посему придумавшие указанный обман, выгнали святого Савву из своего селения, но вскоре попросили его вернуться назад. Когда же снова началось гонение, то некоторые идолопоклонники того же селения, приносившие жертвы идолам, захотели известить князя, что в их селении нет ни одного христианина и намеревались клятвою подтвердить свои слова. Тогда снова святой Савва, безбоязненно став посреди народа, громким голосом воскликнул:
– Пусть никто не клянется за меня, ибо я христианин!
Упомянутые же идолопоклонники, утаив своих родственников, исповедывавших Христианскую веру, пришли к князю и клялись пред ним, что в их селении нет христиан, кроме одного.
Услышав об этом, беззаконный князь повелел привести к себе этого христианина (а это был святой Савва). Когда же он был приведен, князь спросил предстоящих:
– Имеет ли этот христианин какое-либо имущество?
Ему отвечал и:
– Он ничего не имеет, кроме того, во что он одет.
Посмотрев с презрением на святого, князь сказал:
– Этот человек едва ли в состоянии оказать кому-нибудь какую помощь, равно как и повредить кому-либо. – Сказав так, князь повелел увести святого оттуда.
Спустя некоторое время, в Готфии снова было воздвигнуто язычниками большое гонение на христиан. Приближался день празднования святой Пасхи, и блаженный Савва пожелал пойти в другое селение к христианскому священнику, по имени Гуфину, чтобы вместе с ним отпраздновать праздник святой Пасхи. Когда он шел туда, по дороге ему явился муж, большого роста и с сияющим лицом, который сказал ему:
– Возвратись и иди в свое селение к священнику Сапсалу.
Савва отвечал:
– Его нет дома, ибо он по причине гонения ушел из селения и проживает в греческой стране (святой Савва не знал, что в то время этот пресвитер возвратился в свой дом, дабы встретить праздник Пасхи дома).
Затем, пройдя мимо явившегося мужа, Савва направился к священнику Гуфину.
День этот был очень ветреный; внезапно нашло большое облако и выпал столь глубокий снег, что Савва был не в состоянии идти дальше. После этого Савва, уразумев, что по Божиему Промышлению был остановлен в своем путешествии, возвратился обратно, прославляя Бога.
Придя в дом священника Сапсала, он весьма возрадовался увидав его и поведал ему и другим все, что случилось с ним на пути. И они все вместе отпраздновали праздник Пасхи.
На третью ночь праздника внезапно напал на то селение Афарид, один из нечестивых начальников, сын князя Ротеста, с большим полчищем воинов-язычников. Застав священника мирно спящим в своем доме, он схватил его, а также и Савву, взяв его нагим прямо с постели, и связал обоих. Пресвитера посадили на телегу и везли, а Савву нагого, как младенца только что родившегося, влачили по терновнику, немилосердно ударяя его палками и бичами, и так влекли до самого города. Так безжалостны и жестоки были мучители к рабам Христовым! Но самая жестокость мучителей еще более способствовала тому, чтобы во всей силе явилось терпение и вера мужа Праведного.
При наступления дня, святой Савва прославлял во всеуслышание Господа своего и так говорил мучителям: «Не по терновнику ли вы меня нагого и босого гнали и влачили? Посмотрите же теперь, в язвах ли мои ноги? или есть ли следы на моем теле от ваших ударов?».
Они, не видя ни малейшего знака от побоев на теле святого, весьма удивлялись этому. Затем они взяли оси от телеги и одну из них положили ему на плечи, протянув его руки к концам оси и привязав их к ней; другую же ось мучители привязали таким же образом к ногам святого. После этого мучители повалили святого на землю и сильно мучили его весь этот день до самой глубокой ночи. Когда же мучители уснули, пришла женщина, вставшая ночью, чтобы приготовить своим домашним пищу; она освободила святого, и он, встав, стал помогать ей в ее деле.
При наступлении дня, Афарид снова повелел связать святому руки и повесить его на перекладине в доме. Спустя несколько времени пришли посланные от Афарида с идоложертвенным мясом к пресвитеру и к Савве и сказали:
– Так говорит вам великий Афарид: вкусите сих мяс и избавитесь от смерти.
Священник ответил посланным:
– Не вкусим, ибо не подобает нам есть сего оскверненного бесами. Мы согласимся скорее, чтобы Афарид распял нас или другим каким-либо образом предал смерти.
А блаженный Савва спросил пришедших:
– Кто прислал это?
Они отвечал и:
– Господин наш Афарид.
На это святой сказал им:
– Один есть Господь – Бог, сущий на небесах. Нечисто и мерзко ваше пагубное мясо, как сам тот Афарид, от которого вы присланы.
Лишь только святой произнес сии слова, как один из слуг Афаридовых, придя в сильную ярость, с такой силой ударил в грудь святого копьем, бывшим в его руках, что все стоящие там подумали, что мученик умрет. Но мученик, хранимый Божественным Провидением не получил никакого следа от удара и не чувствовал никакой боли, и сказал ударившему:
– Ты думаешь, что сильно ранил меня своим копьем; а я почувствовал твой удар не более того, как если бы кто меня ударил мягкою шерстью.
Узнав обо всем происшедшем, Афарид повелел предать смерти святого мученика Савву. Тогда нечестивые слуги, оставили связанным священника Сапсала, взяли Савву и повели к реке, называемой «Муссова», чтобы там утопить его. Святой мученик, помня заповедь Господню о любви к ближнему своему, как к самому себе (см.: Мф. 22, 39), спросил ведущих его слуг:
– Почему же пресвитер не предается смерти со мною?
Те отвечали святому:
– Это не касается тебя.
Он же, исполнившись радости, воскликнул:
– Благословен Ты, Боже, и прославлено имя Сына Твоего во веки, аминь. Ибо Афарид сам предал себя смерти и вечной гибели, а меня отослал в жизнь вечную, нескончаемую. Так угодно Тебе, Господи Боже наш, чтобы было с рабами Твоими.
Таким образом и ведомый на смерть, святой не переставал хвалить и благодарить Бога, ибо нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (см.: Рим. 8, 18).
Между тем слуги говорили друг другу:
– Почему нам не отпустить сего неповинного человека? Ведь Афарид не узнает об этом, если мы отпустим его.
Но святой Савва сказал им:
– Для чего вы говорите безумные речи? Исполняйте лучше сказанное вам. Ибо я вижу то, чего вы не можете видеть: вот стоят святые ангелы, пришедшие со славою взять мою душу.
Тогда привели святого мученика на реку и, привязав к шее его большой кусок дерева, бросили святого в глубину речную и потопили. Так преставился святой Савва до конца жизни своей сохранивший в чистоте святую веру. Прожил он тридцать восемь лет, увенчан венцем мученическим в пятый день после праздника Пасхи (т.е. 12 апреля, в царствование Валентиниана на западе, Валентина на востоке и при правлении анфипатов Модеста и Аринфия).
Спустя некоторое время палачи извлекли из воды тело мученика и бросили его на берег без погребения. Однако ни звери, ни птицы не прикоснулись к сему честному телу, т.к. оно было скрыто руками благочестивых христиан.
Один из скифских военачальников Иуний Саран, почитавший истинного Бога, послав преданных мужей, взял честное тело мученика из земли готфов и перенес в страну греческую. Желая украсить свое отечество, он сей чудный дар и славный плод Веры послал, по совету пресвитеров, в Каппадокию.
Жития святых свт. Димитрия Ростовского