21.03.2012
<-назад в раздел
СИЛА МОЛИТВЫ И ПОСТА
Господь Иисус Христос, указывая на силу молитвы и поста против злых духов, сказал: сей род (бесовский) не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9; 29). Эти слова поучают тому, что и всем нам, братия, для освобождения от власти диавола, для изгнания из себя овладевающего нами духа злобы необходимо вооружиться против врага нашего спасения молитвой и постом.
Молитва отражает стрелы вражий от человека уже тем, что возвышает истинно, благоговейно молящегося над миром, соделывает прилежно молящегося невнимательным к наветам диавольским, расторгает союз с диаволом; ибо молитва, по словам великого молитвенника, преподобного Иоанна Лествичника, есть сопребывание, соединение человека с Богом, а кто с Богом, тот против врагов Его. Духовный воин, предстоя Царю царей, страшен бывает для врагов своих, которые, видя его беседующим с Богом, бегут от него, как бы некиим огнем опаляемы. Молящегося Сам Дух Божий укрепляет на брань, как некогда Моисея, стоявшего наверху горы и поднимавшего руки к Богу на одоление Амаликитян (Исх. 17; 10-11), Сам поражает и прогоняет полчища сатанинские. Святой Нил подвижник уподобляет прилежно молящегося парящему в высоте птенцу орла, которого не может поймать птицелов; так и возносящуюся к небу на крылах молитвы душу человеческую злой дух не в состоянии уловить в свои сети. И сколько победных чудес совершено было святыми молитвенниками Божиими!
Для стяжания молитвы сильной и действенной в борьбе с исконным врагом нашего спасения, диаволом, потребно строгое воздержание от пищи и пития и от всех чувственных удовольствий: молитвенные подвиги без поста невозможны для истинного воина Христова. Пост, по словам святителя Василия Великого, препосылает молитву на небо, делаясь для нее как бы крыльями при восхождении души горе и в соединении с молитвой имеет великую силу не только над плотью нашей вещественной, над ее страстями и похотями, но и над самим невещественным производителем страстей и похотей – злым духом, диаволом, по непреложному уверению Христа Спасителя (Мк. 9; 29).
Так как дух злобы делает нас своими пленниками, порабощая дух нашей плоти, то для освобождения себя из плена диавольского мы должны возвратить духу своему господство над плотью, умерщвляя ее вожделения, а это мы можем сделать через пост. Опыт показывает, что всякие пожелания усиливаются в нас по мере их удовлетворения и, наоборот, ослабляются по мере отказа в удовлетворении их, а потому через строгий пост, отказывая в удовлетворении своих плотских пожеланий, мы, тем самым, естественно ослабляем в себе эти пожелания. Военачальник, желая покорить врагов своих, заключившихся в крепости несокрушимой, старается прежде всего отнять у них съестные припасы и воду, и враги, томимые голодом и жаждой, покоряются ему безпрекословно и без кровопролития. Подобным образом должна поступать и душа наша, когда хочет победить врагов своего спасения и вознестись своим умом и сердцем к Богу. Она должна оставлять все, тяготящее и влекущее ее долу, должна отказаться от всех плотских пожеланий и удовольствий, должна отнимать у своих врагов возможно больше пищи и пития, а особенно отнимать яства лакомые и утучняющие тело, которыми питаются и усиливаются похоти, и напитки, которыми разжигаются страсти до необузданности; словом, должна соблюдать пост по Уставу и наставлению Святой Церкви Православной. Через пост, подлинно, сбывается в нас непреложное слово святого апостола: если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор. 4; 16).
Итак, братия, молитва и пост необходимы нам для одержания победы над врагом нашего спасения – диаволом: молитва соделовает душу невнимательной к наветам вражиим и укрепляет ее в борьбе с врагом благодатью Всесвятаго Духа, а пост располагает дух к молитве и порабощает плоть духу.
– Геронта, что толку в том, что я поисповедуюсь, а потом снова нагрешу? Тогда старец объяснил ему:
– Смотри, на войне, когда кто бывает ранен, скажем, пулей в ногу, не должен ли он прежде всего пойти на перевязку к врачу? Если же он скажет: "Зачем идти перевязываться, когда снова буду ранен?", тогда он преждевременно умрёт от кровотечения или заражения, чего мог бы избежать. То же происходит и от грехов. Поэтому ты поисповедуйся, а если вновь упадёшь, то снова исповедуйся. И так пусть будет до тех пор, пока не перестанешь падать.
Молитва отражает стрелы вражий от человека уже тем, что возвышает истинно, благоговейно молящегося над миром, соделывает прилежно молящегося невнимательным к наветам диавольским, расторгает союз с диаволом; ибо молитва, по словам великого молитвенника, преподобного Иоанна Лествичника, есть сопребывание, соединение человека с Богом, а кто с Богом, тот против врагов Его. Духовный воин, предстоя Царю царей, страшен бывает для врагов своих, которые, видя его беседующим с Богом, бегут от него, как бы некиим огнем опаляемы. Молящегося Сам Дух Божий укрепляет на брань, как некогда Моисея, стоявшего наверху горы и поднимавшего руки к Богу на одоление Амаликитян (Исх. 17; 10-11), Сам поражает и прогоняет полчища сатанинские. Святой Нил подвижник уподобляет прилежно молящегося парящему в высоте птенцу орла, которого не может поймать птицелов; так и возносящуюся к небу на крылах молитвы душу человеческую злой дух не в состоянии уловить в свои сети. И сколько победных чудес совершено было святыми молитвенниками Божиими!
Для стяжания молитвы сильной и действенной в борьбе с исконным врагом нашего спасения, диаволом, потребно строгое воздержание от пищи и пития и от всех чувственных удовольствий: молитвенные подвиги без поста невозможны для истинного воина Христова. Пост, по словам святителя Василия Великого, препосылает молитву на небо, делаясь для нее как бы крыльями при восхождении души горе и в соединении с молитвой имеет великую силу не только над плотью нашей вещественной, над ее страстями и похотями, но и над самим невещественным производителем страстей и похотей – злым духом, диаволом, по непреложному уверению Христа Спасителя (Мк. 9; 29).
Так как дух злобы делает нас своими пленниками, порабощая дух нашей плоти, то для освобождения себя из плена диавольского мы должны возвратить духу своему господство над плотью, умерщвляя ее вожделения, а это мы можем сделать через пост. Опыт показывает, что всякие пожелания усиливаются в нас по мере их удовлетворения и, наоборот, ослабляются по мере отказа в удовлетворении их, а потому через строгий пост, отказывая в удовлетворении своих плотских пожеланий, мы, тем самым, естественно ослабляем в себе эти пожелания. Военачальник, желая покорить врагов своих, заключившихся в крепости несокрушимой, старается прежде всего отнять у них съестные припасы и воду, и враги, томимые голодом и жаждой, покоряются ему безпрекословно и без кровопролития. Подобным образом должна поступать и душа наша, когда хочет победить врагов своего спасения и вознестись своим умом и сердцем к Богу. Она должна оставлять все, тяготящее и влекущее ее долу, должна отказаться от всех плотских пожеланий и удовольствий, должна отнимать у своих врагов возможно больше пищи и пития, а особенно отнимать яства лакомые и утучняющие тело, которыми питаются и усиливаются похоти, и напитки, которыми разжигаются страсти до необузданности; словом, должна соблюдать пост по Уставу и наставлению Святой Церкви Православной. Через пост, подлинно, сбывается в нас непреложное слово святого апостола: если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор. 4; 16).
Итак, братия, молитва и пост необходимы нам для одержания победы над врагом нашего спасения – диаволом: молитва соделовает душу невнимательной к наветам вражиим и укрепляет ее в борьбе с врагом благодатью Всесвятаго Духа, а пост располагает дух к молитве и порабощает плоть духу.
* * *
Одному посетителю старец Паисий Афонский посоветовал идти поисповедоваться. Тот возразил:
– Геронта, что толку в том, что я поисповедуюсь, а потом снова нагрешу? Тогда старец объяснил ему:
– Смотри, на войне, когда кто бывает ранен, скажем, пулей в ногу, не должен ли он прежде всего пойти на перевязку к врачу? Если же он скажет: "Зачем идти перевязываться, когда снова буду ранен?", тогда он преждевременно умрёт от кровотечения или заражения, чего мог бы избежать. То же происходит и от грехов. Поэтому ты поисповедуйся, а если вновь упадёшь, то снова исповедуйся. И так пусть будет до тех пор, пока не перестанешь падать.