19.03.2012
<-назад в раздел
ГДЕ БЫ НИ ВОЗНИКАЛ ГРЕХ, ТАМ ВОЗМОЖНО И ПОКАЯНИЕ
Где есть люди, есть и грех. И сегодня грехи – те же самые, что и два тысячелетия тому назад. Как, впрочем, и лекарство от всех грехов. Это лекарство есть покаяние. Это первая духовная медицинская помощь, оказываемая пациенту, пораженному духовным недугом. Ведь сегодня на земле та же скверна, что и две тысячи лет назад, и та же вода, отмывающая нечистоты. Представьте себя в роли путешественника из Салоник во Владивосток; в дороге вы, разумеется, и запылитесь, и запачкаетесь. Будете ли вы в Салониках умываться водой, а во Владивостоке мыться керосином или же на всем этом пыльном пути будете употреблять для этого всегда только воду? Конечно же, только воду. Но и человечество на всем столь долгом историческом отрезке своего бытия всегда и всюду покрывается одной и той же пылью и грязью и омывается той же самой водой. Пыль – это грех, вода – покаяние.
Покаяние, братия, это восстание человека против самого себя. Человек поднимается на такое восстание, когда в самом себе ощутит врага. Пока прозябает он в самообмане, полагая, что все неприятели его находятся за пределами его личности, то никак против себя не возмущается. Но, когда в один прекрасный день у человека откроются глаза и он увидит воров и разбойников внутри собственного дома, тогда забывает он о тех, кто нападает на его жилище снаружи, и всю свою силу употребляет к тому, чтобы выгнать насильно вторгшихся незваных пришельцев, засевших в его покоях. Смеха достоин был бы военачальник, который при обороне города, видя, что солдаты противника по подземным ходам уже просочились внутрь, будучи к тому же переодетыми в форму его собственных бойцов, тем не менее оставался бы к этому равнодушным, продолжая стрелять с городских укреплений по осаждающим... Столь же опрометчиво поступаем и мы при обороне собственной души, своей единственной драгоценной крепости. Ведь, пока мы ведем ожесточенную внешнюю борьбу, защищая нашу мирскую жизнь, бесы изнутри расхищают нашу душу, страсти прельщают нас и отравляют, поджигая и беспощадно разоряя все то, что добрые силы и благие намерения создали.
Покаяние, братия, это восстание человека против самого себя. Человек поднимается на такое восстание, когда в самом себе ощутит врага. Пока прозябает он в самообмане, полагая, что все неприятели его находятся за пределами его личности, то никак против себя не возмущается. Но, когда в один прекрасный день у человека откроются глаза и он увидит воров и разбойников внутри собственного дома, тогда забывает он о тех, кто нападает на его жилище снаружи, и всю свою силу употребляет к тому, чтобы выгнать насильно вторгшихся незваных пришельцев, засевших в его покоях. Смеха достоин был бы военачальник, который при обороне города, видя, что солдаты противника по подземным ходам уже просочились внутрь, будучи к тому же переодетыми в форму его собственных бойцов, тем не менее оставался бы к этому равнодушным, продолжая стрелять с городских укреплений по осаждающим... Столь же опрометчиво поступаем и мы при обороне собственной души, своей единственной драгоценной крепости. Ведь, пока мы ведем ожесточенную внешнюю борьбу, защищая нашу мирскую жизнь, бесы изнутри расхищают нашу душу, страсти прельщают нас и отравляют, поджигая и беспощадно разоряя все то, что добрые силы и благие намерения создали.
Свт. Николай Сербский