14.03.2012
<-назад в раздел
НЕИЗВЕСТНОСТЬ ВРЕМЕНИ, КОГДА ПРИДЕТ СМЕРТЬ.
Обо всем, что может с нами случиться в жизни, мы только предполагаем а, что же касается смерти, то мы в ней уверены, и это видно особенно из того, что как только родится младенец в свет, так родители его уже начинают думать, что они его воспитают, и он доживет до старости, и, может быть, будет здоров, богат, честен, силен, славен, разумен, и все это, как сказано выше, только предполагают. но спросите их: умрет ли когда их младенец, то прямо ответят, что умрет, но когда: рано или поздно, в юности или старости, днем или ночью, скажут: не знаем. Точно так же не может ни один человек сказать, что он доживет до вечера, или до утра следующего дня, потому что многие, ложась спать здоровыми, на утро оказывались мертвыми, и многие, вставши утром здоровыми, не доживали до вечера. Валтасар, царь Халдейский, пируя с царедворцами и друзьями своими далеко за полночь, был здоров и весел и вовсе не думал о смерти, но вот в самый разгар пира невидимая рука пишет ему на стене смертный приговоры «мене, фекел, фарес.», и Валтасар в ту же ночь был убит (Даниил. 5), или Олоферн. вождь ассирийских воинств, подступивши к городу Ветилуи и пируя у Иудеи, рассчитывал к утру разгромить город, но вместо того был обезглавлен сам (Иудио. 13).
Такт, же и Евангельский богач, когда у него ухлебились нивы, говорил: разорю житницы моя и большия созижду, и реку души моей: душе, имаши многа блага, лежаща на лета многа: почивай, яждь, пей, веселися. Рече же ему Бог: безумне, вь сию нощь душу твою истяжут от тебе: а яже уготовал еси, кому будут (Лук. 12, 18–28). Думал ли этот сластолюбец, что смерть постигнет его в эту ночь? – Нет, он рассчитывал жить еще долго, и притом жить роскошно, и весело и все дары Божии употребить только для себя.
Итак, несомненно, что все люди смертны и потому должны умереть; истина эта подтверждается ежедневно и ежечасно и не требует никаких доказательств; ибо как невозможно человеку явиться в мир иначе, как через рождение от матери; так невозможно и то, чтобы живущий в мире когда-либо не умер. Кто есть человек, восклицает пророк Давид, иже поживет и не узрит смерти (Псал. 88, 49). А потому, не зная ни времени, ни места, где нас ожидает смерть, нужно быть постоянно готовыми встретить ее не с трепетом и страхом, а готовыми к будущей загробной жизни. Ибо мы знаем также, что души наши и после смерти тела будут жить вечно и что смерть есть только переход от жизни временной к жизни вечной, в которой мы получим награду или наказание за жизнь земную.
Такт, же и Евангельский богач, когда у него ухлебились нивы, говорил: разорю житницы моя и большия созижду, и реку души моей: душе, имаши многа блага, лежаща на лета многа: почивай, яждь, пей, веселися. Рече же ему Бог: безумне, вь сию нощь душу твою истяжут от тебе: а яже уготовал еси, кому будут (Лук. 12, 18–28). Думал ли этот сластолюбец, что смерть постигнет его в эту ночь? – Нет, он рассчитывал жить еще долго, и притом жить роскошно, и весело и все дары Божии употребить только для себя.
Итак, несомненно, что все люди смертны и потому должны умереть; истина эта подтверждается ежедневно и ежечасно и не требует никаких доказательств; ибо как невозможно человеку явиться в мир иначе, как через рождение от матери; так невозможно и то, чтобы живущий в мире когда-либо не умер. Кто есть человек, восклицает пророк Давид, иже поживет и не узрит смерти (Псал. 88, 49). А потому, не зная ни времени, ни места, где нас ожидает смерть, нужно быть постоянно готовыми встретить ее не с трепетом и страхом, а готовыми к будущей загробной жизни. Ибо мы знаем также, что души наши и после смерти тела будут жить вечно и что смерть есть только переход от жизни временной к жизни вечной, в которой мы получим награду или наказание за жизнь земную.
Вечные загробные тайны.
Составитель игумен Антоний.
Составитель игумен Антоний.