09.03.2012
<-назад в раздел
МУДРО УПРАВЛЯЛ ЦЕРКОВЬЮ И БОРОЛСЯ С ЕРЕСЬЮ ИКОНОБОРЧЕСТВА. Из жития святителя Тарасия, Патриарха Константинопольского.
Сербия, ок. 1350 г.Святитель Тарасий происходил из знатного рода, родился и был воспитан в Константинополе, где получил хорошее образование. Он быстро выдвинулся при дворе императора Константина VI Порфирородного (780–797 гг.) и его матери, святой царицы Ирины (797–802 гг.), и достиг звания сенатора.
В те времена Церковь волновали иконоборческие смуты. Святой Патриарх Павел (780–784 гг.), не сочувствовавший в душе иконоборчеству, не мог решительно бороться с ересью и потому удалился в монастырь, где принял схиму. «Церковь много терпит от иконоборцев и, вследствие продолжительного торжества иконоборческой ереси, она получила неисцельную язву. Подобно многим другим, я, окаянный, не мог избежать сетей зловерных и погряз в них, в чем ныне горько каюсь; ибо три раза я собственноручно подписывал еретические постановления. Но вот что особенно печалит и удручает меня: я вижу, что все области, подвластные вам, соблюдая ненарушимо правила веры и следуя православному учению, чуждаются нашей церкви и, считая себя стадом Христовым, отгоняют нас от себя, как будто мы овцы не одного стада. Посему я отказываюсь быть пастырем в еретическом сонме и предпочитаю лучше умереть, чем подвергнуться анафеме от первосвятителей четырех апостольских престолов <…> Не попустите, чтобы богомерзкая ересь, подобно вышедшей на луга свинье, опустошала и губила вертоград Христов во время вашего царствования и оскверняла бы его злочестивым мудрованием», – сказал он пришедшей к нему царице Ирине перед тем, как удалиться в монастырь.
Также святитель Павел объявил им, что достойным преемником его может быть только святой Тарасий: «Он может жезлом своего разума отразить лживое учение еретиков».
Собравшимся же около него некоторым сенаторам он сказал:
– Если не будет собран VII Вселенский Собор и не будет осуждена ересь иконоборцев, невозможно нам спастись.
Тогда сенаторы спросили его:
– Зачем ты при посвящении твоем в патриархи подписался под грамотой иконоборцев?
Павел отвечал:
– Потому-то ныне я и раскаиваюсь, что подписался тогда, и боюсь, как бы Господь не наказал меня, так как я из-за страха молчал и не противодействовал ереси; ныне же я раскаиваюсь и утверждаю, что невозможно вам спастись, если пребудете в ереси.
Тарасий, который на тот момент был еще мирянином, услышав от царицы Ирины, что он должен стать Патриархом, долго отказывался, не считая себя достойным столь высокого сана, но потом подчинился общему желанию, с условием, что будет созван Вселенский Собор для осуждения иконоборческой ереси. Пройдя последовательно все иерархические ступени, святой Тарасий был возведен на патриарший престол в 784 году, имея крепкое упование, что Господь поможет ему истребить ересь иконоборцев.
В 787 году под председательством святителя – Патриарха Тарасия в городе Никее состоялся VII Вселенский Собор, на котором присутствовало 367 епископов.
Заседание открылось вступительной речью святого Тарасия, в которой он, изложив причины созвания собора, обратился к епископам с увещанием, чтобы они рассуждали справедливо и искоренили бы неправославныя учения, недавно внесенные в Церковь. Прочтено также было и царское послание к собору, в котором упоминалось о том, как патриарх Павел, умирая, советовал созвать собор для искоренения ереси иконоборцев.
После этого приступили к слушанию выражений раскаяния со стороны епископов, впавших в ересь, которые анафематствовали свои прежние заблуждения и высказали православное исповедание веры. Один из них – Василий Анкирский держа в руках этот свиток, читал: «Не почитающим святые иконы – анафема; именующим святые иконы идолами – анафема; приводящим изречения Священного Писания против поклонения святым иконам – анафема; отвергающим предания Святых Отцов, как отвергали их Арий, Несторий, Евтихий, Диоскор, – анафема; утверждающим, что не от Святых Отцов исходит почитание икон, – анафема; утверждающим, что кафолическая церковь приемлет идолов, – анафема».
Также поступили и многие другие епископы, и всем покаявшимся епископам дано было место на соборе среди прочих епископов православных. Суд же над теми, которые колебались, был отложен на некоторое время. При этом святой Тарасий сказал: «Трудно поддаются излечению застарелые болезни и трудно искореняются злые нравы. Но если люди, недугующие духовно, истинно каются, то святой собор принимает их и не лишает их сана».
Святой собор продолжался 30 дней; в это время участники собора, сходясь, рассматривали в Божественном Писании и в учении Святых Отцов и учителей Церкви те места, которые имели отношение к догмату о почитании святых икон, и на основании Священного Писания и церковного предания поражали зловерное мудрование еретиков.
Наконец, они прокляли ересь иконоборцев и утвердили почитание святых икон; великая радость была по сему случаю во святых церквах, которые принимали с сердечным ликованием утверждение иконопочитания, и весь народ торжествовал, провозглашая благие пожелания царям и пастырям. Так, великим попечением святейшего патриарха Тарасия и тщанием благочестивой царицы Ирины ересь иконоборцев была отвержена и попрана, и Церкви Христовой был дарован мир.
Святитель Тарасий мудро управлял Церковью 22 года. Он вёл суровую аскетическую жизнь. Всё свое имение он истратил на Богоугодные дела, питая и покоя стариков, нищих, сирот и вдов, а в Святую Пасху устраивал для них трапезу, на которой сам прислуживал.
Святой Патриарх безстрашно обличил царя Константина Порфирородного, когда тот оклеветал свою супругу, императрицу Марию, внучку праведного Филарета Милостивого (+ 792), чтобы заточить Марию в монастырь и сочетаться браком со своей родственницей. Святитель Тарасий решительно отказался расторгнуть брак императора, за что подвергся опале. Вскоре, однако, Константин был низложен своей матерью, царицей Ириной.
Святитель Тарасий скончался в 806 году. При кончине бесы, напоминая его жизнь с самой юности, старались приписать святителю не совершенные им грехи. «Я неповинен в том, о чем вы говорите, – отвечал святитель. – Вы ложно клевещете на меня, нет у вас надо мной никакой власти». Оплакиваемый Церковью, святитель был погребён в устроенном им монастыре на Босфоре. У гроба его совершались многие чудеса.
В те времена Церковь волновали иконоборческие смуты. Святой Патриарх Павел (780–784 гг.), не сочувствовавший в душе иконоборчеству, не мог решительно бороться с ересью и потому удалился в монастырь, где принял схиму. «Церковь много терпит от иконоборцев и, вследствие продолжительного торжества иконоборческой ереси, она получила неисцельную язву. Подобно многим другим, я, окаянный, не мог избежать сетей зловерных и погряз в них, в чем ныне горько каюсь; ибо три раза я собственноручно подписывал еретические постановления. Но вот что особенно печалит и удручает меня: я вижу, что все области, подвластные вам, соблюдая ненарушимо правила веры и следуя православному учению, чуждаются нашей церкви и, считая себя стадом Христовым, отгоняют нас от себя, как будто мы овцы не одного стада. Посему я отказываюсь быть пастырем в еретическом сонме и предпочитаю лучше умереть, чем подвергнуться анафеме от первосвятителей четырех апостольских престолов <…> Не попустите, чтобы богомерзкая ересь, подобно вышедшей на луга свинье, опустошала и губила вертоград Христов во время вашего царствования и оскверняла бы его злочестивым мудрованием», – сказал он пришедшей к нему царице Ирине перед тем, как удалиться в монастырь.
Также святитель Павел объявил им, что достойным преемником его может быть только святой Тарасий: «Он может жезлом своего разума отразить лживое учение еретиков».
Собравшимся же около него некоторым сенаторам он сказал:
– Если не будет собран VII Вселенский Собор и не будет осуждена ересь иконоборцев, невозможно нам спастись.
Тогда сенаторы спросили его:
– Зачем ты при посвящении твоем в патриархи подписался под грамотой иконоборцев?
Павел отвечал:
– Потому-то ныне я и раскаиваюсь, что подписался тогда, и боюсь, как бы Господь не наказал меня, так как я из-за страха молчал и не противодействовал ереси; ныне же я раскаиваюсь и утверждаю, что невозможно вам спастись, если пребудете в ереси.
Тарасий, который на тот момент был еще мирянином, услышав от царицы Ирины, что он должен стать Патриархом, долго отказывался, не считая себя достойным столь высокого сана, но потом подчинился общему желанию, с условием, что будет созван Вселенский Собор для осуждения иконоборческой ереси. Пройдя последовательно все иерархические ступени, святой Тарасий был возведен на патриарший престол в 784 году, имея крепкое упование, что Господь поможет ему истребить ересь иконоборцев.
В 787 году под председательством святителя – Патриарха Тарасия в городе Никее состоялся VII Вселенский Собор, на котором присутствовало 367 епископов.
Заседание открылось вступительной речью святого Тарасия, в которой он, изложив причины созвания собора, обратился к епископам с увещанием, чтобы они рассуждали справедливо и искоренили бы неправославныя учения, недавно внесенные в Церковь. Прочтено также было и царское послание к собору, в котором упоминалось о том, как патриарх Павел, умирая, советовал созвать собор для искоренения ереси иконоборцев.
После этого приступили к слушанию выражений раскаяния со стороны епископов, впавших в ересь, которые анафематствовали свои прежние заблуждения и высказали православное исповедание веры. Один из них – Василий Анкирский держа в руках этот свиток, читал: «Не почитающим святые иконы – анафема; именующим святые иконы идолами – анафема; приводящим изречения Священного Писания против поклонения святым иконам – анафема; отвергающим предания Святых Отцов, как отвергали их Арий, Несторий, Евтихий, Диоскор, – анафема; утверждающим, что не от Святых Отцов исходит почитание икон, – анафема; утверждающим, что кафолическая церковь приемлет идолов, – анафема».
Также поступили и многие другие епископы, и всем покаявшимся епископам дано было место на соборе среди прочих епископов православных. Суд же над теми, которые колебались, был отложен на некоторое время. При этом святой Тарасий сказал: «Трудно поддаются излечению застарелые болезни и трудно искореняются злые нравы. Но если люди, недугующие духовно, истинно каются, то святой собор принимает их и не лишает их сана».
Святой собор продолжался 30 дней; в это время участники собора, сходясь, рассматривали в Божественном Писании и в учении Святых Отцов и учителей Церкви те места, которые имели отношение к догмату о почитании святых икон, и на основании Священного Писания и церковного предания поражали зловерное мудрование еретиков.
Наконец, они прокляли ересь иконоборцев и утвердили почитание святых икон; великая радость была по сему случаю во святых церквах, которые принимали с сердечным ликованием утверждение иконопочитания, и весь народ торжествовал, провозглашая благие пожелания царям и пастырям. Так, великим попечением святейшего патриарха Тарасия и тщанием благочестивой царицы Ирины ересь иконоборцев была отвержена и попрана, и Церкви Христовой был дарован мир.
Святитель Тарасий мудро управлял Церковью 22 года. Он вёл суровую аскетическую жизнь. Всё свое имение он истратил на Богоугодные дела, питая и покоя стариков, нищих, сирот и вдов, а в Святую Пасху устраивал для них трапезу, на которой сам прислуживал.
Святой Патриарх безстрашно обличил царя Константина Порфирородного, когда тот оклеветал свою супругу, императрицу Марию, внучку праведного Филарета Милостивого (+ 792), чтобы заточить Марию в монастырь и сочетаться браком со своей родственницей. Святитель Тарасий решительно отказался расторгнуть брак императора, за что подвергся опале. Вскоре, однако, Константин был низложен своей матерью, царицей Ириной.
Святитель Тарасий скончался в 806 году. При кончине бесы, напоминая его жизнь с самой юности, старались приписать святителю не совершенные им грехи. «Я неповинен в том, о чем вы говорите, – отвечал святитель. – Вы ложно клевещете на меня, нет у вас надо мной никакой власти». Оплакиваемый Церковью, святитель был погребён в устроенном им монастыре на Босфоре. У гроба его совершались многие чудеса.
Жития святых свт. Димитрия Ростовского