27.02.2012
<-назад в раздел
«ПРИИДЕ ПОСТ – МАТИ ЦЕЛОМУДРИЯ». Свт. Лука Крымский (Войно-Ясенецкий).
О, как верно называют священные песнопения пост матерью целомудрия, ибо, с одной стороны, ничто так не располагает к нарушению целомудрия, как объедение и пьянство, то есть нарушение поста; с другой же стороны, соблюдение поста приводит нас к высшей форме целомудрия – к чистоте сердца.
Я знаю, как трудно теперь поститься, знаю, что не всегда удается достать постную пищу. Что можно сказать по этому поводу? Важно не только то, что входит в наши уста, но, прежде всего, наше духовное настроение, отношение к посту. Ибо если вы не имеете постной пищи и вынуждены есть все, что можете найти, не осудит вас за это Бог. Но если будете с пренебрежением относиться к посту, если не будет у вас намерения и желания поститься, будете Богом осуждены, ибо Он ценит не только наши добрые дела, но и все наши добрые намерения. Он смотрит на наше сердце, и если видит скорбь оттого, что не можем поститься, то скорбь эту вменяет в истинный пост.
Почему мы должны с великим благоговением относиться к посту? Прежде всего потому, что пост установлен Самим Господом нашим Иисусом Христом. А то, что Он установил, свято; надо чтить и всем сердцем соблюдать слова Его.
Кроме того, Господь и Сам подал нам пример поста, когда постился в пустыне сорок дней. И Его святые апостолы соблюдали посты. В Деяниях апостольских читаем, что они, «совершив пост и молитву и возложив руки на Варнаву и Савла, отпустили их на проповедь» (см. Деян. 13, 2–3).
Те, кто не хочет поститься, кто презирает пост, отвергает его, например, сектанты, или протестанты, постящиеся только два – три дня в году, лицемерно говорят: «Надо угождать Богу не пищей, а добрыми делами». Но их добрые дела – тоже сплошное лицемерие. Они часто ссылаются на слова Господа: Не то, что входит в уста, а то, что исходит из уст, оскверняет человека (Мф. 15, 10), – но слова эти сказаны более для того, чтобы обличить суемудрие фарисеев и книжников, придававших огромное значение внешней чистоте, например, омовению рук перед принятием пищи и совершенно не заботившихся о чистоте своего сердца. Также и в рассуждениях суемудрых противников поста речь идет всегда только о внешней его стороне, как будто пост – это какая-то диета!
Многие приводят слова апостола Павла: Немощного в вере принимай без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест, и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его (Рим. 14, 1–3).
Вырванные из контекста, эти слова не совсем понятны. Апостол Павел говорил о болезненных проблемах своего времени: об излишнем соблюдении некоторыми людьми Ветхого Завета, в частности, о различении «чистого» и «нечистого», а также об уклонении от идоложертвенного или, наоборот, о вкушении его и о возникающих отсюда соблазнах. Чуть ниже это проясняется до очевидности: Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает (Рим. 14, 14–20). И далее св. апостол делает вывод о том, что надо все делать по вере и во славу Божию.
В этом контексте «немощный в вере» – это как раз тот, кто соблазняется, увлекаясь суемудрием, а не тот, кто постится, веруя в святость поста. К тому же, мы воздерживаемся от скоромного не потому, что считаем его нечистым, ибо все чисто, что создано для нас Творцом, но ради заповеди о воздержании, для обуздания своих «страстей и похотей», по слову того же апостола, и, конечно же, мы постимся для Господа, во славу Божию, как и учил нас Господь. А почему не хотят поститься сектанты и прочие? Пусть сами подумают над этим.
Из других посланий апостола Павла можно заключить, что он сам соблюдал пост. Приведем только один пример. В Послании к коринфянам, говоря о том, сколько бед и страданий ему пришлось испытать во время проповеди о Христе, он также замечает, что бывал в различных опасностях, в изнурении, часто в бдении, и в голоде, и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (2 Кор. 11, 27). Кто же смеет сказать, что апостол не постился? Кто смеет его слова перетолковывать как отрицание поста? Наоборот, он призывал упражняться в нем, говорил о важности и огромном значении воздержания.
Каково же значение поста? Еще в Ветхом Завете в книге пророка Ионы читаем, что Господь Бог осудил на полное истребление огромный, великий и славный древний город Ниневию. Но до исполнения приговора Он послал туда пророка Иону, чтобы возвестить о том жителям Ниневии и призвать их к покаянию.
Ниневитяне были потрясены проповедью Ионы, они сразу же одумались, покаялись, решили изменить свою греховную жизнь. И сам царь Ниневийский повелел всем жителям провести три дня в посте – и даже скотине повелел в эти дни поститься. Он сам оделся во вретище и посыпал голову пеплом, и весь народ поступил подобным же образом, и три дня все постились полным и совершенным постом.
И что же? За этот пост, за глубокое покаяние Господь помиловал Ниневию и отменил Свой страшный приговор. Город спасся от истребления. Так и каждый христианин может спастись постом и покаянием, ибо пост располагает к покаянию.
Еще хочу вам напомнить, как Господь, когда ученики Его не могли исцелить бесноватого, сказал: Постом и молитвою изгоняется род сей (Мф. 17, 21). Видите ли силу поста: он изгоняет бесов, бесы бегут от поста, ибо ненавидят пост. Неужели же среди нас есть кто-то, кто возненавидел бы пост, уподобляясь самим бесам?
Тот, кто читает жития святых, знает, каким непостижимым для нас образом постились преподобные отцы и матери: они пребывали в посте постоянно, часто для них не было скоромных дней, многие вкушали только хлеб и воду и при этом жили 100 лет и более, ибо их поддерживала могущественная благодать Божия, а мы надеемся на поддержку наших изысканных яств, которые, кстати говоря, часто вредны для здоровья, служат причиной многих желудочных и кишечных заболеваний, вызывают головные боли, подагру и т.д.
Итак, да не сомневается никто в том, что пост, с Богом проводимый, не повредит, а напротив, даст крепость и силу телу и духу. Вы не можете поститься так, как постились преподобные, но можете соблюдать пост, установленный Церковью.
Если, постясь, мы научимся обуздывать свое ненасытное чрево, от этого будет проще перейти к тому, чтобы научиться обуздывать и все свои похоти, все веления плоти, от которых происходит большинство грехов; воздержанием от запрещенной в пост пищи мы закаляем свою волю. А разве мало того, от чего мы должны воздерживаться? Разве мало таких дел, на которые мы должны положить запрет?
Итак, да благословит вас Господь на предстоящий подвиг поста, да дарует веры, крепости и терпения. Аминь.
Я знаю, как трудно теперь поститься, знаю, что не всегда удается достать постную пищу. Что можно сказать по этому поводу? Важно не только то, что входит в наши уста, но, прежде всего, наше духовное настроение, отношение к посту. Ибо если вы не имеете постной пищи и вынуждены есть все, что можете найти, не осудит вас за это Бог. Но если будете с пренебрежением относиться к посту, если не будет у вас намерения и желания поститься, будете Богом осуждены, ибо Он ценит не только наши добрые дела, но и все наши добрые намерения. Он смотрит на наше сердце, и если видит скорбь оттого, что не можем поститься, то скорбь эту вменяет в истинный пост.
Почему мы должны с великим благоговением относиться к посту? Прежде всего потому, что пост установлен Самим Господом нашим Иисусом Христом. А то, что Он установил, свято; надо чтить и всем сердцем соблюдать слова Его.
Кроме того, Господь и Сам подал нам пример поста, когда постился в пустыне сорок дней. И Его святые апостолы соблюдали посты. В Деяниях апостольских читаем, что они, «совершив пост и молитву и возложив руки на Варнаву и Савла, отпустили их на проповедь» (см. Деян. 13, 2–3).
Те, кто не хочет поститься, кто презирает пост, отвергает его, например, сектанты, или протестанты, постящиеся только два – три дня в году, лицемерно говорят: «Надо угождать Богу не пищей, а добрыми делами». Но их добрые дела – тоже сплошное лицемерие. Они часто ссылаются на слова Господа: Не то, что входит в уста, а то, что исходит из уст, оскверняет человека (Мф. 15, 10), – но слова эти сказаны более для того, чтобы обличить суемудрие фарисеев и книжников, придававших огромное значение внешней чистоте, например, омовению рук перед принятием пищи и совершенно не заботившихся о чистоте своего сердца. Также и в рассуждениях суемудрых противников поста речь идет всегда только о внешней его стороне, как будто пост – это какая-то диета!
Многие приводят слова апостола Павла: Немощного в вере принимай без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест, и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его (Рим. 14, 1–3).
Вырванные из контекста, эти слова не совсем понятны. Апостол Павел говорил о болезненных проблемах своего времени: об излишнем соблюдении некоторыми людьми Ветхого Завета, в частности, о различении «чистого» и «нечистого», а также об уклонении от идоложертвенного или, наоборот, о вкушении его и о возникающих отсюда соблазнах. Чуть ниже это проясняется до очевидности: Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает (Рим. 14, 14–20). И далее св. апостол делает вывод о том, что надо все делать по вере и во славу Божию.
В этом контексте «немощный в вере» – это как раз тот, кто соблазняется, увлекаясь суемудрием, а не тот, кто постится, веруя в святость поста. К тому же, мы воздерживаемся от скоромного не потому, что считаем его нечистым, ибо все чисто, что создано для нас Творцом, но ради заповеди о воздержании, для обуздания своих «страстей и похотей», по слову того же апостола, и, конечно же, мы постимся для Господа, во славу Божию, как и учил нас Господь. А почему не хотят поститься сектанты и прочие? Пусть сами подумают над этим.
Из других посланий апостола Павла можно заключить, что он сам соблюдал пост. Приведем только один пример. В Послании к коринфянам, говоря о том, сколько бед и страданий ему пришлось испытать во время проповеди о Христе, он также замечает, что бывал в различных опасностях, в изнурении, часто в бдении, и в голоде, и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (2 Кор. 11, 27). Кто же смеет сказать, что апостол не постился? Кто смеет его слова перетолковывать как отрицание поста? Наоборот, он призывал упражняться в нем, говорил о важности и огромном значении воздержания.
Каково же значение поста? Еще в Ветхом Завете в книге пророка Ионы читаем, что Господь Бог осудил на полное истребление огромный, великий и славный древний город Ниневию. Но до исполнения приговора Он послал туда пророка Иону, чтобы возвестить о том жителям Ниневии и призвать их к покаянию.
Ниневитяне были потрясены проповедью Ионы, они сразу же одумались, покаялись, решили изменить свою греховную жизнь. И сам царь Ниневийский повелел всем жителям провести три дня в посте – и даже скотине повелел в эти дни поститься. Он сам оделся во вретище и посыпал голову пеплом, и весь народ поступил подобным же образом, и три дня все постились полным и совершенным постом.
И что же? За этот пост, за глубокое покаяние Господь помиловал Ниневию и отменил Свой страшный приговор. Город спасся от истребления. Так и каждый христианин может спастись постом и покаянием, ибо пост располагает к покаянию.
Еще хочу вам напомнить, как Господь, когда ученики Его не могли исцелить бесноватого, сказал: Постом и молитвою изгоняется род сей (Мф. 17, 21). Видите ли силу поста: он изгоняет бесов, бесы бегут от поста, ибо ненавидят пост. Неужели же среди нас есть кто-то, кто возненавидел бы пост, уподобляясь самим бесам?
Тот, кто читает жития святых, знает, каким непостижимым для нас образом постились преподобные отцы и матери: они пребывали в посте постоянно, часто для них не было скоромных дней, многие вкушали только хлеб и воду и при этом жили 100 лет и более, ибо их поддерживала могущественная благодать Божия, а мы надеемся на поддержку наших изысканных яств, которые, кстати говоря, часто вредны для здоровья, служат причиной многих желудочных и кишечных заболеваний, вызывают головные боли, подагру и т.д.
Итак, да не сомневается никто в том, что пост, с Богом проводимый, не повредит, а напротив, даст крепость и силу телу и духу. Вы не можете поститься так, как постились преподобные, но можете соблюдать пост, установленный Церковью.
Если, постясь, мы научимся обуздывать свое ненасытное чрево, от этого будет проще перейти к тому, чтобы научиться обуздывать и все свои похоти, все веления плоти, от которых происходит большинство грехов; воздержанием от запрещенной в пост пищи мы закаляем свою волю. А разве мало того, от чего мы должны воздерживаться? Разве мало таких дел, на которые мы должны положить запрет?
Итак, да благословит вас Господь на предстоящий подвиг поста, да дарует веры, крепости и терпения. Аминь.
2 марта 1952 г.