21.02.2012
<-назад в раздел
ПОСРАМИЛ ВЕРУ ИДОЛОПОКЛОННИКОВ. Великомученик Феодор Стратилат
В начале IV в. в городе Евхаит жил благочестивый христианин по имени Феодор. Страшный змей опустошал окрестности города, пожирая людей и животных. Никто не отваживался подойти к пропасти, где обитал змей, но молодой отважный Феодор, вооружившись мечом и молитвой ко Господу, умертвил чудовище.
За отвагу его назначили стратилатом (военачальником) и градоправителем города Гераклеи у Черного моря. Феодор мудро правил вверенным ему городом и, исповедуя христианскую веру, ревностно содействовал ее распространению. Вскоре почти вся Гераклея приняла христианство.
В это время император Ликиний начал жестоко преследовать христиан и призвал Феодора к себе в Никомидию. Но Феодор хотел принять мученическую смерть в своем городе и упросил Ликиния приехать в Гераклею якобы для того, чтобы принести пышные жертвы богам. Император согласился и привез с собой золотых и серебряных идолов. В эту же ночь Феодор разбил изваяния на мелкие куски и раздал нищим, посрамив тем самым веру идолопоклонников. О случившемся немедленно донесли Ликинию и он вызвал Феодора для объяснений. Тот все подтвердил и открыто исповедал себя христианином, за что был предан на жестокие мучения.
Святого били воловьими жилами и оловянными прутьями, протыкали тело гвоздями, прижигали огнем. Он же переносил все это с непоколебимым терпением, повторяя: «Слава Тебе, Боже наш!». После истязаний Феодора несколько дней продержали в темнице без пищи, а затем распяли на кресте. Ночью к мученику явился Ангел, снял его с креста и исцелил раны. Утром ко кресту пришли два сотника, которые хотели бросить тело в море, чтобы оно не досталось христианам, благоговейно чтившим останки умерших за Христа. С изумлением и страхом увидели они, что святой Феодор сидит у подножия креста целый и невредимый и громко славит Господа. Пораженные воины уверовали. Около них собралось множество народа, который с гневом порицал Ликиния. Но святой мученик усмирил их волнение и, помолившись, предал себя в руки палача. Это свершилось 8 февраля 319 года.
Святой великомученик Феодор Стратилат издревле почитается как покровитель воинов, и в день его памяти задумаемся о значении воинской службы. Из многих зол, тяготеющих над человеческим родом вследствие прародительского греха, несомненно, война - одно из величайших бедствий. Сколько кровопролитий и опустошений приносит она, сколько остается после нее вдов, сирот и безутешно плачущих матерей! При мысли обо всем этом невольно на ум приходит вопрос: раз война - богопротивное дело, может ли быть угодна Богу сама воинская служба?
Ответ на этот вопрос нам дает один из первоучителей славян святой Кирилл. Однажды, еще будучи в мирском звании, он был послан Константинопольским Патриархом на проповедь к сарацинам. И те задали ему такой вопрос: «Христос есть Бог ваш. Он заповедал вам молиться за врагов, добро творить ненавидящим и гонящим вас, бьющим в ланиту - подставлять и другую, а вы что делаете? Если кто обидит вас, изощряете оружие, выходите на брань, убиваете. Почему же вы не слушаете своего Христа?». Выслушав это, святой Кирилл спросил: «Если в каком-либо законе будут написаны две заповеди, который человек будет совершенный исполнитель закона - тот ли, кто исполняет одну заповедь, или тот, кто исполняет обе заповеди?». Когда сарацины ответили, что, конечно, тот, который исполняет обе заповеди, он продолжил: «Христос Бог наш, повелевший нам молиться за обидящих нас и им благотворить, сказал также, что большей любви никто из нас в жизни сей явить не может, разве кто положит душу свою за други своя. Вот почему мы великодушно терпим обиды, причиняемые нам, как людям частным, но в обществе друг друга защищаем и полагаем души свои на брани за ближних своих, чтобы вы, пленив их тела, не пленили и их души, принудив к отречению от веры и богопротивным делам».
Итак, воинская служба - это служение Самому Богу, а воины - слуги Господни, призываемые Им для охраны мира, правды и порядка, для обуздания непокорных и злых. Счастливы те христолюбивые воины, которые проникнуты убеждением о высоте и богоугодности своей службы. Они служат не по принуждению, не из каких-либо человеческих расчетов, а из любви и послушания Богу. В вере, любви и уповании на Всевышнего благочестно проходящий свою службу воин снискивает себе особое благоволение и помощь Божию. Пусть же укрепят себя в своем нелегком служении православные воины примером ветхозаветных мужей и христианских воинов, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих (Евр. 11, 33-34).
За отвагу его назначили стратилатом (военачальником) и градоправителем города Гераклеи у Черного моря. Феодор мудро правил вверенным ему городом и, исповедуя христианскую веру, ревностно содействовал ее распространению. Вскоре почти вся Гераклея приняла христианство.
В это время император Ликиний начал жестоко преследовать христиан и призвал Феодора к себе в Никомидию. Но Феодор хотел принять мученическую смерть в своем городе и упросил Ликиния приехать в Гераклею якобы для того, чтобы принести пышные жертвы богам. Император согласился и привез с собой золотых и серебряных идолов. В эту же ночь Феодор разбил изваяния на мелкие куски и раздал нищим, посрамив тем самым веру идолопоклонников. О случившемся немедленно донесли Ликинию и он вызвал Феодора для объяснений. Тот все подтвердил и открыто исповедал себя христианином, за что был предан на жестокие мучения.
Святого били воловьими жилами и оловянными прутьями, протыкали тело гвоздями, прижигали огнем. Он же переносил все это с непоколебимым терпением, повторяя: «Слава Тебе, Боже наш!». После истязаний Феодора несколько дней продержали в темнице без пищи, а затем распяли на кресте. Ночью к мученику явился Ангел, снял его с креста и исцелил раны. Утром ко кресту пришли два сотника, которые хотели бросить тело в море, чтобы оно не досталось христианам, благоговейно чтившим останки умерших за Христа. С изумлением и страхом увидели они, что святой Феодор сидит у подножия креста целый и невредимый и громко славит Господа. Пораженные воины уверовали. Около них собралось множество народа, который с гневом порицал Ликиния. Но святой мученик усмирил их волнение и, помолившись, предал себя в руки палача. Это свершилось 8 февраля 319 года.
Святой великомученик Феодор Стратилат издревле почитается как покровитель воинов, и в день его памяти задумаемся о значении воинской службы. Из многих зол, тяготеющих над человеческим родом вследствие прародительского греха, несомненно, война - одно из величайших бедствий. Сколько кровопролитий и опустошений приносит она, сколько остается после нее вдов, сирот и безутешно плачущих матерей! При мысли обо всем этом невольно на ум приходит вопрос: раз война - богопротивное дело, может ли быть угодна Богу сама воинская служба?
Ответ на этот вопрос нам дает один из первоучителей славян святой Кирилл. Однажды, еще будучи в мирском звании, он был послан Константинопольским Патриархом на проповедь к сарацинам. И те задали ему такой вопрос: «Христос есть Бог ваш. Он заповедал вам молиться за врагов, добро творить ненавидящим и гонящим вас, бьющим в ланиту - подставлять и другую, а вы что делаете? Если кто обидит вас, изощряете оружие, выходите на брань, убиваете. Почему же вы не слушаете своего Христа?». Выслушав это, святой Кирилл спросил: «Если в каком-либо законе будут написаны две заповеди, который человек будет совершенный исполнитель закона - тот ли, кто исполняет одну заповедь, или тот, кто исполняет обе заповеди?». Когда сарацины ответили, что, конечно, тот, который исполняет обе заповеди, он продолжил: «Христос Бог наш, повелевший нам молиться за обидящих нас и им благотворить, сказал также, что большей любви никто из нас в жизни сей явить не может, разве кто положит душу свою за други своя. Вот почему мы великодушно терпим обиды, причиняемые нам, как людям частным, но в обществе друг друга защищаем и полагаем души свои на брани за ближних своих, чтобы вы, пленив их тела, не пленили и их души, принудив к отречению от веры и богопротивным делам».
Итак, воинская служба - это служение Самому Богу, а воины - слуги Господни, призываемые Им для охраны мира, правды и порядка, для обуздания непокорных и злых. Счастливы те христолюбивые воины, которые проникнуты убеждением о высоте и богоугодности своей службы. Они служат не по принуждению, не из каких-либо человеческих расчетов, а из любви и послушания Богу. В вере, любви и уповании на Всевышнего благочестно проходящий свою службу воин снискивает себе особое благоволение и помощь Божию. Пусть же укрепят себя в своем нелегком служении православные воины примером ветхозаветных мужей и христианских воинов, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих (Евр. 11, 33-34).