02.01.2012
<-назад в раздел
ЕСЛИ В СЕРДЦЕ ХРИСТОС...
Сщмч. Игнатий Богоносец так назван за то, что постоянно в сердце и на языке носил имя Бога Живого. А еще, по преданию, назван Богоносцем и за то, что был взят руками Бога воплощенного – Иисуса Христа. Когда Господь учил своих учеников смирению, взял Он ребенка и, поставив его среди всех, сказал: кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном (Мф. 18, 4). Тем ребенком был Игнатий. Позднее он стал учеником св. апостола Иоанна Богослова.
Будучи епископом в Антиохии, св. Игнатий управлял Церковью Божией как пастырь добрый. Он первый ввел антифонное пение в храме, т.е. пение на два клироса: когда с одной стороны оно завершается, то с противоположной – начинается. Ему было откровение, что так поют Ангелы на Небесах.
Когда Царь Траян проезжал через Антиохию, направляясь воевать с персами, узнав о св. Игнатии, призвал его к себе, чтобы тот принес жертву идолам, за что обещал дать ему место сенатора. Но напрасными оказались и царские уговоры, и царские угрозы. Святого заковали в цепи и с позором в сопровождении воинов отправили в Рим, чтобы там бросить на съедение зверям. Игнатий радовался страданию за Господа и молился Ему о том, чтобы звери стали гробом его тела и чтобы никто и ничто не смогло воспрепятствовать этой смерти. После долгого и тяжелого пути, Священномученик прибыл в Рим, где был брошен на растерзание львам на арене цирка. Львы разорвали и сожрали его, оставив только несколько костей и сердце. Многочисленны посмертные явления и чудеса свт. Игнатия. Он помогает всем, обращающимся к нему в молитвах.
Словно неугасимым пламенем были охвачены мученики любовью ко Христу. Эта любовь облегчала им страдания и делала смерть сладкой. Свт. Иоанн Златоуст говорит о сщмч. Игнатии: «Он с такой легкостью скинул с себя тело, как другие скидывают с себя свою одежду».
По дороге в Рим, идя на смерть, Игнатий боялся только одного, – что кто-нибудь из христиан станет удерживать его от мученичества или молитвой к Богу, или каким-нибудь другим способом. Потому он постоянно просил всех и письменно и устно не делать этого: «Простите меня; я знаю, чтo для меня полезно. Теперь только начинаю быть учеником. Ни видимое, ни невидимое, ничто не удержит меня прийти к Иисусу Христу. Огнь и крест, множество зверей, рассечения, разделения, раздробление костей, расторжение членов, сотрение всего тела, лютые муки диавола пусть придут на меня, только бы достигнуть Иисуса Христа. Моя Любовь распялась, и у меня нет огня любви ни к одной мирской твари».
Когда Cвятителя привели на арену, он обратился к народу с такими словами: «Граждане Римские, знайте, что я не наказан за какое-то злодеяние и не осужден на смерть за беззаконие, но – ради Бога моего, Чьей любовью я объят и Которого ненасытно желаю. Я пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтобы я соделался чистым хлебом Божиим. Если пострадаю, буду отпущенником Иисуса Христа и воскресну в Нем свободным».
Когда он был съеден львами, осталось между костей, Божиим Промыслом, его сердце, и когда неверные торжественно рассекли сердце Мученика, то увидели внутри него надпись золотыми буквами: «Иисус Христос».
Мученическая смерть – очевидное доказательство Воскресения Христа, особенно столь публичная, как смерть св. Игнатия. Благодать Духа, представляя нам доказательство своей силы и показывая великое благорасположение к друзьям Божиим, предлагает нам постоянно и непрерывно трапезы мучеников. Различны лица, но трапеза одна; меняются подвиги, но венец один; разнообразны состязания, но награда та же самая. К внешним состязаниям, где нужны телесные труды, по справедливости допускаются одни только мужи; а здесь, где все состязание касается души, поприще открыто для того и другого пола, зрители сидят для того и другого рода. Не одни только мужи вступали сюда, дабы жены, ссылаясь на слабость пола, не думали иметь благовидное оправдание, и не одни только жены подвизались, дабы не был посрамлен мужеский пол; но и из тех и из других многие провозглашены победителями и получили венцы, дабы ты самым делом убедился, что во Христе Иисусе нет мужеского пола, ни женского (Гал. 3, 28), что ни пол, ни слабость телесная, ни возраст, и ничто другое подобное не может препятствовать шествующим по пути благочестия, если мужественная готовность, бодрое настроение духа и горячее и пламенное чувство страха Божия вкоренены в душах наших.
Будучи епископом в Антиохии, св. Игнатий управлял Церковью Божией как пастырь добрый. Он первый ввел антифонное пение в храме, т.е. пение на два клироса: когда с одной стороны оно завершается, то с противоположной – начинается. Ему было откровение, что так поют Ангелы на Небесах.
Когда Царь Траян проезжал через Антиохию, направляясь воевать с персами, узнав о св. Игнатии, призвал его к себе, чтобы тот принес жертву идолам, за что обещал дать ему место сенатора. Но напрасными оказались и царские уговоры, и царские угрозы. Святого заковали в цепи и с позором в сопровождении воинов отправили в Рим, чтобы там бросить на съедение зверям. Игнатий радовался страданию за Господа и молился Ему о том, чтобы звери стали гробом его тела и чтобы никто и ничто не смогло воспрепятствовать этой смерти. После долгого и тяжелого пути, Священномученик прибыл в Рим, где был брошен на растерзание львам на арене цирка. Львы разорвали и сожрали его, оставив только несколько костей и сердце. Многочисленны посмертные явления и чудеса свт. Игнатия. Он помогает всем, обращающимся к нему в молитвах.
Словно неугасимым пламенем были охвачены мученики любовью ко Христу. Эта любовь облегчала им страдания и делала смерть сладкой. Свт. Иоанн Златоуст говорит о сщмч. Игнатии: «Он с такой легкостью скинул с себя тело, как другие скидывают с себя свою одежду».
По дороге в Рим, идя на смерть, Игнатий боялся только одного, – что кто-нибудь из христиан станет удерживать его от мученичества или молитвой к Богу, или каким-нибудь другим способом. Потому он постоянно просил всех и письменно и устно не делать этого: «Простите меня; я знаю, чтo для меня полезно. Теперь только начинаю быть учеником. Ни видимое, ни невидимое, ничто не удержит меня прийти к Иисусу Христу. Огнь и крест, множество зверей, рассечения, разделения, раздробление костей, расторжение членов, сотрение всего тела, лютые муки диавола пусть придут на меня, только бы достигнуть Иисуса Христа. Моя Любовь распялась, и у меня нет огня любви ни к одной мирской твари».
Когда Cвятителя привели на арену, он обратился к народу с такими словами: «Граждане Римские, знайте, что я не наказан за какое-то злодеяние и не осужден на смерть за беззаконие, но – ради Бога моего, Чьей любовью я объят и Которого ненасытно желаю. Я пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтобы я соделался чистым хлебом Божиим. Если пострадаю, буду отпущенником Иисуса Христа и воскресну в Нем свободным».
Когда он был съеден львами, осталось между костей, Божиим Промыслом, его сердце, и когда неверные торжественно рассекли сердце Мученика, то увидели внутри него надпись золотыми буквами: «Иисус Христос».
Мученическая смерть – очевидное доказательство Воскресения Христа, особенно столь публичная, как смерть св. Игнатия. Благодать Духа, представляя нам доказательство своей силы и показывая великое благорасположение к друзьям Божиим, предлагает нам постоянно и непрерывно трапезы мучеников. Различны лица, но трапеза одна; меняются подвиги, но венец один; разнообразны состязания, но награда та же самая. К внешним состязаниям, где нужны телесные труды, по справедливости допускаются одни только мужи; а здесь, где все состязание касается души, поприще открыто для того и другого пола, зрители сидят для того и другого рода. Не одни только мужи вступали сюда, дабы жены, ссылаясь на слабость пола, не думали иметь благовидное оправдание, и не одни только жены подвизались, дабы не был посрамлен мужеский пол; но и из тех и из других многие провозглашены победителями и получили венцы, дабы ты самым делом убедился, что во Христе Иисусе нет мужеского пола, ни женского (Гал. 3, 28), что ни пол, ни слабость телесная, ни возраст, и ничто другое подобное не может препятствовать шествующим по пути благочестия, если мужественная готовность, бодрое настроение духа и горячее и пламенное чувство страха Божия вкоренены в душах наших.
Свт. Иоанн Златоуст. Из «Похвалы сщмч. Игнатию Богоносцу»