18.12.2011
<-назад в раздел
ВЕЛИК В ВЕРЕ, НАДЕЖДЕ, ЛЮБВИ. Преп. Савва Освященный
Неизвестное село Муталаск в области Каппадокийской стало знаменитым по этому великому светилу Церкви Православной. Тут Савва родился от отца Иоанна и матери Софии. В восемь лет оставил он родительский дом и принял монашество в ближней обители, называемой Флавианова. После 10 лет перешел в Палестинский монастырь, и тут задержался дольше всего в обители св. Евфимия Великого (20 янв.) и Феоктиста. Прозорливый Евфимий прорек о нем, что будет славным монахом и наставником монахов, и что обоснует лавру больше всех, в то время существующих. После смерти св. Евфимия удалился св. Савва в пустыню, где в одной пещере, которую ему указал ангел Божий, провел как отшельник пять лет. После, став совершенным монахом, Промыслом Божиим собрал около себя многих желающих духовной жизни. За некоторое время их собралось так много, что возникла нужда в постройке церкви и множества келий. Пришли к нему и некие армяне, которым он определил пещеру, где службы шли на армянском языке. Когда умер его отец, пришла к нему его престарелая мать София, которую он постриг в монахини, и дал ей келию вдали от монастыря, где она подвизалась до конца жизни. Много напастей претерпел этот святой отец от близких людей, от еретиков и от демонов. Но он победил: близких – мягкостью и уступчивостью, еретиков – непоколебимым православным вероисповеданием, а демонов – крестных знамением и призыванием Бога в помощь. Особенно жесткую борьбу имел с демонами на горе Кастела, где основал свой другой монастырь. Всего основал 7 монастырей. Он и Феодосий Великий, его сосед, считаются наибольшими светилами и сиропами православия на Востоке. Царей и патриархов они исправляли в вере, а всем и каждому служили примером смирения святительского и чудесной силы Божией. После трудной и многоплодной жизни упокоился св. Савва в 532 Году в 94 года. Среди многих других чудотворных и добрых дел пусть будет упомянуто то, что он первый установил чин богослужения по монастырям, известный под именем чина Иерусалимской церкви.
Преподобный Савва. Начальник монахов,
Духовный воевода витязей Христовых,
Прославился постом и победой страхов,
Бдением. Терпением среди скал суровых.
Он учил монахов позабыть о хлебе,
Устремляться в небо молитвой и трудом,
Чтоб во всяком деле каждый первым не был.
Редко масло кушал. Не пьянствовал вином;
Службы совершать в назначенное время,
Заботы, оставляя за святым порогом,
В службе не иметь тягостное бремя,
Но к радости стремиться при общении с Богом.
Все, что говорил Савва Преподобный,
Исполнял от сердца сам нелицемерно,
И слова его, как рассадник добрый,
Выросли в монахах житием примерным.
Плодоносным садом монастырь явился,
Ароматом дивным наполнилась земля,
И монах монаху братом приходился,
Крепостью стояли – зло трудилось зря.
Саввина обитель и теперь крепка,
Веры плод приносит современным людям,
Корни держат нас долгие века,
Веры плод вкусив, укрепляться будем.
О, святитель Савва, отшельник неисправный,
Помолись о нас молитвой вдохновенной.
Человек может быть великим специалистом, государственным деятелем, воеводой, но никто среди людей не может быть выше человека великого в вере, надежде и любви. Так, как велик был св. Савва Освященный в вере и надежде на Бога, лучше всего показывает один случай из его жизни. Однажды явился Савве эконом монастыря и сказал, что в следующую субботу и воскресение не будет возможности бить в било, созывая по обычаю братию на совместную службу и трапезу, потому что в монастыре не осталось и горсти муки, и нет больше никакой еды или питья. По такой причине не может быть и службы Божией. Ответил ему святитель без промедления: «Я не стану отменять Божественную службу из-за недостатка муки, ибо верен Тот, Который заповедал нам не заботиться о телесном, нас Он и накормит во время голода». И возложил всю надежду на Бога. В крайнем случае, он был готов послать нечто из церковных предметов или риз в город на продажу. Только бы не отменялась служба Божия и обычная братская трапеза. Но до того как наступила суббота некие люди направляемые Промыслом Божиим, привезли в монастырь 30 телег, нагруженных пшеницей, вином и елеем. «Что теперь скажешь, брат эконом, – сказал Савва – Будем бить в била и созывать отцов?» Эконом устыдился своего маловерия и попросил у игумена прощения. Жизнеописатель Саввы называет этого святителя «суровым по отношению к демонам, и мягким по отношению к людям». Однажды воспротивились некие монахи св. Савве, и за это были изгнаны из монастыря по приказу патриарха Илии. Они построили себе шалаш около Текутского потока и терпели во всем недостаток. Узнав о том, что они голодают, преп. Савва погрузил мешок муки на осла, и сам лично отвез им. Видя то, что не имеют церкви, он и церковь им построил. Монахи сначала приняли его с ненавистью, но потом ответили на его любовь любовью и покаялись в своем прежнем негодовании.
Преподобный Савва. Начальник монахов,
Духовный воевода витязей Христовых,
Прославился постом и победой страхов,
Бдением. Терпением среди скал суровых.
Он учил монахов позабыть о хлебе,
Устремляться в небо молитвой и трудом,
Чтоб во всяком деле каждый первым не был.
Редко масло кушал. Не пьянствовал вином;
Службы совершать в назначенное время,
Заботы, оставляя за святым порогом,
В службе не иметь тягостное бремя,
Но к радости стремиться при общении с Богом.
Все, что говорил Савва Преподобный,
Исполнял от сердца сам нелицемерно,
И слова его, как рассадник добрый,
Выросли в монахах житием примерным.
Плодоносным садом монастырь явился,
Ароматом дивным наполнилась земля,
И монах монаху братом приходился,
Крепостью стояли – зло трудилось зря.
Саввина обитель и теперь крепка,
Веры плод приносит современным людям,
Корни держат нас долгие века,
Веры плод вкусив, укрепляться будем.
О, святитель Савва, отшельник неисправный,
Помолись о нас молитвой вдохновенной.
* * *
Человек может быть великим специалистом, государственным деятелем, воеводой, но никто среди людей не может быть выше человека великого в вере, надежде и любви. Так, как велик был св. Савва Освященный в вере и надежде на Бога, лучше всего показывает один случай из его жизни. Однажды явился Савве эконом монастыря и сказал, что в следующую субботу и воскресение не будет возможности бить в било, созывая по обычаю братию на совместную службу и трапезу, потому что в монастыре не осталось и горсти муки, и нет больше никакой еды или питья. По такой причине не может быть и службы Божией. Ответил ему святитель без промедления: «Я не стану отменять Божественную службу из-за недостатка муки, ибо верен Тот, Который заповедал нам не заботиться о телесном, нас Он и накормит во время голода». И возложил всю надежду на Бога. В крайнем случае, он был готов послать нечто из церковных предметов или риз в город на продажу. Только бы не отменялась служба Божия и обычная братская трапеза. Но до того как наступила суббота некие люди направляемые Промыслом Божиим, привезли в монастырь 30 телег, нагруженных пшеницей, вином и елеем. «Что теперь скажешь, брат эконом, – сказал Савва – Будем бить в била и созывать отцов?» Эконом устыдился своего маловерия и попросил у игумена прощения. Жизнеописатель Саввы называет этого святителя «суровым по отношению к демонам, и мягким по отношению к людям». Однажды воспротивились некие монахи св. Савве, и за это были изгнаны из монастыря по приказу патриарха Илии. Они построили себе шалаш около Текутского потока и терпели во всем недостаток. Узнав о том, что они голодают, преп. Савва погрузил мешок муки на осла, и сам лично отвез им. Видя то, что не имеют церкви, он и церковь им построил. Монахи сначала приняли его с ненавистью, но потом ответили на его любовь любовью и покаялись в своем прежнем негодовании.
Свт. Николай Сербский
"Духовный сад"