Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
РЕВНОСТНЫЙ ПОБОРНИК ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ. Св. благоверный князь Александр Невский. 06.12.2011

РЕВНОСТНЫЙ ПОБОРНИК ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ. Св. благоверный князь Александр Невский.

В настояний день св. православная Церковь призывает нас, слушатели-христиане, к восхвалению св. благоверного князя Александра Невского. Приидите, говорить она, пpиидите вси российские сыны, восхвалим, доброго чиноначальника: власти – мудрого строителя, воины – прехраброго воина, православия любители – твердого исповедника.
Александр Невский жил в тяжелое время для России. С одной стороны, над нею разразилась татарская гроза, уничтожавшая города, и селения, орошавшая поля русскою же кровию; с другой стороны – восстали в России шведы, ливонцы и литовцы. Повсюду слышались вопли скорби и отчаяния! Сколько унижения испытала тогда Русь! Сколько терпения тогда нужно было русскому человеку! Сколько мудрости должны были иметь князья, чтобы и не ожесточить могучих властелинов и защитить беззащитный народ от их насилия?! Сколько трудов понесли тогда строители земли русской – трудов физических и мук нравственных? Вот, напр., св. Александр Невский четыре раза путешествовал в орду, чтобы ходатайствовать за русский народ перед ханом (какая необычайная сила души!), и умер он, как известно, на дороге из орды. Видно, не легко было это путешествие!
Простое соседство такого дикого и невежественного народа, каковы были тогда татары, не могло не иметь вредного влияния на только что начинающееся развитие юного народа? Чем же могло грозить 200-летнее господство его? – Совершенным уничтожением гражданской жизни его. Что же спасло Русь от азиатского застоя и оцепенения? Все это сделала, слушатели-христиане, хрпстшнская вера. Она научила смотреть на бедствие, как на наказание Божие, посланное за грехи. «Видя, что беззакония наши умножались, что мы отвергли Его заповеди, – говорить проповедник того времени, Серапион, епископ владимирский, – Бог навел на нас народ немилостивый, народ лютый, не щадящий ни юной красоты, ни немощи старцев, ни младости детей; ибо мы подвигли на себя ярость Бога нашего... прибегнем к покаянию, обратимся с любовию к Богу, прольем слезы...
Этим самым христианская вера побуждала исправлять жизнь свою и таким образом воспитывала и возвышала нравственный характер русского народа. Далее она, вера христианская, внушала, что Господь милосерд, что Он не до конца прогневается, ниже во век враждует: чрез это поднимала дух народа не давала ему впасть в унынии и отчаянии; она возвышала народное самосознание: русские, сознавая себя христианами, считали себя выше нечестивых агарян; и, чем живее было это сознание, тем ненавистнее иго, тем сильнее желание свергнуть его.
Св. великий князь Александр, прозванный за одержанную им победу над шведами, Невским, будучи великим начальником и заступником русской земли, в то же время был ревностным поборником православном веры. Он твердо верил, что только под сенью этого святого знамени русский народ может окрепнуть, возрасти и отстоять свою самостоятельность против врагов.
Пользуясь тяжестью монгольского ига, римский папа Иннокентий IV прислал к Александру Невскому льстивое, послание. в котором убеждал его вместе с своим народом покориться римской церкви. обещая ему за это свою помощь против татар, но Александр Невский, посоветовавшись с собором епископов, так ответил на предложение папы: «Мы знаем истинное, учение веры от Адама до Рождества Христова и до седьми вселенских Соборов, а вашего – не приемлем».
Восхвалим же, христиане, св. благоверного князи Александра, сего светильника, светящегося в темном месте, сокровище, дарованное от Бога российской земли» (стихира на вечерни).
Постараемся крепко держаться во всю нашу жизнь святой православной веры Христовой – этой единой жизненной силы.
Помолимся св. благоверному князю Александру, да ходатайствует он пред престолом Всевышнего, чтобы дух веры и благочестия никогда не оскудевал в нашем отечестве, чтобы все мы – и великие и малые – преуспевали более и более в благочестии и вере.
Пастырские наставления. Издание журнала «Воскресный День». Москва 1905 г.

<-назад в раздел

Русский календарь