21.09.2011
<-назад в раздел
СЛОВО НА РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Радость всей вселенной
Подавляющее большинство населения земли составляют люди низкого духовного развития, которых Священное Писание называет «народом земли» (см. Лев. 4, 27; 20, 2), потому что они подобны серо-зеленой траве и мелкому кустарнику, невысоко поднимающемуся над землей. У них нет высоких целей в жизни, высоких стремлений, их ум неглубок и занят только заботами о повседневных нуждах, о благах земных.
Но на холмах и горах, покрытых травой и кустарником, вырастают иногда могучие кедры и огромные дубы. Так среди народа земли изредка воздвигает Господь Бог людей, обладающих могучим умом и изумительной ясностью мышления, силой слова, исключительной волей, созидающих новую, более совершенную жизнь, изменяющих отношения между государствами и народами.
Это, конечно, очень важно, но несравненно важнее те глубокие изменения в духовной жизни народов, которые творит Бог через людей самого высшего порядка – подвижников благочестия и правды, великих святителей, чудотворцев и преподобных. В творениях философов много противоречий, и часто разочаровываются те, которые надеются найти у них ответ на вековечный вопрос: Что есть истина (Ин. 18, 38)?
История науки знает немало теорий, которые казались незыблемыми, но новые открытия лишали их всякого значения. Не так обстоит дело в области духа, в области высшего религиозного познания. Там все незыблемо PI вечно. О святом Иоанне Предтече, Крестителе Господнем, Иисус Христос сказал, что из рожденных женами не восставал никто больший его (Мф. 11,11), таким образом поставив его выше всех крупных деятелей науки, философии и культуры. Этого величайшего носителя духа, служителя высшей правды воздвиг Он перед всем человечеством как самого достойного.
Однако если Господь и Бот наш Иисус Христос и поставил Своего Предтечу Иоанна превыше всех рожденных женами, то это не относится к Пресвятой Деве Марии, ибо Она выше даже Херувимов и Серафимов. Если дни рождения великих людей мы чтим и празднуем с глубоким уважением, то с какой радостью и торжеством должны мы чтить ныне день рождения Той, из Которой воссияло Солнце Правды, Христос Бог наш, восприявший от Нее человеческую плоть. В тропаре этого великого праздника слышим мы удивительные слова: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней...» Для всей вселенной, не только для рода человеческого, но и для всего мира невидимого, ангельского, воссияла ныне радость великая.
В Нее вселился Дух Святой, для того чтобы Она стала земной Матерью Предвечного Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, и соделал ее сердце несравненно чистейшим всех сердец человеческих. А чистоту сердца ставит Господь наш Иисус Христос превыше всего, ибо сказал в заповедях блаженства: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8). Всегдашнее самое близкое общение с Богом, лицезрение Его есть высшая из наград, обещанных Господом Иисусом за соблюдение заповедей блаженства. Вспомним слова Спасителя нашего о сердце человеческом, объясняющие, почему так высоко ценит Он чистоту сердца: Из сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это зло изнутри исходит и оскверняет человека (Мк. 7, 21-22). Если, по слову Христову, корни всех зол расходятся. В сердце человеческом, то, конечно, из него же исходят и все добрые и чистые помыслы и деяния, ибо сердце есть орган и средоточие любви, а любовь есть исполнение всего закона.
Будем же и мы, братья и сестры мои, хранить в сердцах своих радость пресветлого и блаженного дня Рождества Пресвятой Богородицы. Приложим все усилия к тому, чтобы всегдашним хранением чистоты своего сердца стать достойными Ее любви и постоянного молитвенного предстательства за нас пред Ее Божественным Сыном, Господом нашим Иисусом Христом, Которому с Его Безначальным Отцом и Пресвятым Духом слава и честь и поклонение во веки веков. Аминь. Свт. Лука (Войно-Ясенецкий)
Но на холмах и горах, покрытых травой и кустарником, вырастают иногда могучие кедры и огромные дубы. Так среди народа земли изредка воздвигает Господь Бог людей, обладающих могучим умом и изумительной ясностью мышления, силой слова, исключительной волей, созидающих новую, более совершенную жизнь, изменяющих отношения между государствами и народами.
Это, конечно, очень важно, но несравненно важнее те глубокие изменения в духовной жизни народов, которые творит Бог через людей самого высшего порядка – подвижников благочестия и правды, великих святителей, чудотворцев и преподобных. В творениях философов много противоречий, и часто разочаровываются те, которые надеются найти у них ответ на вековечный вопрос: Что есть истина (Ин. 18, 38)?
История науки знает немало теорий, которые казались незыблемыми, но новые открытия лишали их всякого значения. Не так обстоит дело в области духа, в области высшего религиозного познания. Там все незыблемо PI вечно. О святом Иоанне Предтече, Крестителе Господнем, Иисус Христос сказал, что из рожденных женами не восставал никто больший его (Мф. 11,11), таким образом поставив его выше всех крупных деятелей науки, философии и культуры. Этого величайшего носителя духа, служителя высшей правды воздвиг Он перед всем человечеством как самого достойного.
Однако если Господь и Бот наш Иисус Христос и поставил Своего Предтечу Иоанна превыше всех рожденных женами, то это не относится к Пресвятой Деве Марии, ибо Она выше даже Херувимов и Серафимов. Если дни рождения великих людей мы чтим и празднуем с глубоким уважением, то с какой радостью и торжеством должны мы чтить ныне день рождения Той, из Которой воссияло Солнце Правды, Христос Бог наш, восприявший от Нее человеческую плоть. В тропаре этого великого праздника слышим мы удивительные слова: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней...» Для всей вселенной, не только для рода человеческого, но и для всего мира невидимого, ангельского, воссияла ныне радость великая.
В Нее вселился Дух Святой, для того чтобы Она стала земной Матерью Предвечного Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, и соделал ее сердце несравненно чистейшим всех сердец человеческих. А чистоту сердца ставит Господь наш Иисус Христос превыше всего, ибо сказал в заповедях блаженства: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8). Всегдашнее самое близкое общение с Богом, лицезрение Его есть высшая из наград, обещанных Господом Иисусом за соблюдение заповедей блаженства. Вспомним слова Спасителя нашего о сердце человеческом, объясняющие, почему так высоко ценит Он чистоту сердца: Из сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это зло изнутри исходит и оскверняет человека (Мк. 7, 21-22). Если, по слову Христову, корни всех зол расходятся. В сердце человеческом, то, конечно, из него же исходят и все добрые и чистые помыслы и деяния, ибо сердце есть орган и средоточие любви, а любовь есть исполнение всего закона.
Будем же и мы, братья и сестры мои, хранить в сердцах своих радость пресветлого и блаженного дня Рождества Пресвятой Богородицы. Приложим все усилия к тому, чтобы всегдашним хранением чистоты своего сердца стать достойными Ее любви и постоянного молитвенного предстательства за нас пред Ее Божественным Сыном, Господом нашим Иисусом Христом, Которому с Его Безначальным Отцом и Пресвятым Духом слава и честь и поклонение во веки веков. Аминь. Свт. Лука (Войно-Ясенецкий)