06.09.2011
<-назад в раздел
СВЯТОЙ КОСМА ЭТОЛИЙСКИЙ. Мученическая кончина.
Святой Косма не раз ясно открывал в своих проповедях, что призван на проповедь Евангелия Самим Иисусом Христом и ради любви Его ему предстоит пролить свою кровь. В конце концов его пророчество сбылось.
Сей апостол-наставник учил христиан вести себя по-христиански и хранить истину, а также доверие к властям, которых им послал Бог. Это слышали из его уст и албанцы, спускавшиеся на равнины, где он проповедовал.
И некоторые доброжелательные турки так же с сочувствием прислушивались к его святому учению.
Все называли его человеком Божиим. К нему благоволил и сам Курт-паша, высший правитель Албании, имеющий резиденцию в Берате. Он слушал дивную речь Космы, сидя прямо перед ним. По его приказанию даже была сделана и обшита бархатом кафедра, о которой мы упомянули выше.
Но иудеи, жившие в Янине, не терпя проповедания веры и Евангелия Иисуса Христа, пришли и сказали паше, что святой Косма якобы был подослан из Москвы с целью убедить подданных турецкой империи перейти на сторону России.
Однако Божий Промысел тогда сохранил его от смерти, хотя единству христиан был причинен значительный урон.
С тех пор святой Косма стал разоблачать коварство и ненависть, которую питали к христианам иудеи. Доведенные обличениями святого до крайнего ожесточения, они пришли к Курт-паше, дали ему много денег, чтобы он лишил святого жизни.
И как когда-то Ирод слушал богодухновенные слова Иоанна Предтечи, так и Курт-паша до времени слушал сладкозвучные слова святого Космы. И как Ирод, уступив требованиям бесстыдной Иродиады, приказал убить святого Иоанна, так и Курт-паша, уступив требованиям иудеев, дышащих злобой на святого за его обличительную проповедь, и получив от них достаточно серебра, посоветовавшись со своим Ходжой приказал убить святого Косму.
Святой имел обычай, куда бы ни пришел для поучения, прежде всего испрашивать разрешение у местного архиерея или его наместников, а также посылать кого-нибудь из христиан к иноземным властям, чтобы они испросили такое же разрешение и у них, и таким образом проповедовал открыто.
Итак, прибыв в одно албанское селение, он получил такое разрешение от архиерея. При поисках же иноземных властей он узнал, что тем краем управляет Курт-паша, который живет на расстоянии 12 часов ходьбы. Узнав же, что Ходжа этого Паши живет поблизости, он решил сам лично пойти к Ходже для большей надежности.
Ходжа задержал святого, сказав, что у него имеется приказ Курт-паши препроводить его для беседы. Тут понял благословенный учитель, что его хотят умертвить. Тогда прославил и возблагодарил он Владыку Христа, что Тот удостаивает его завершить путь апостольской проповеди мученической кончиной. И, обернувшись к сопровождавшим его монахам, сказал им псаломски: «Мы прошли огонь и воду, и Ты извел нас в покой» (Пс. 65, 12). И всю ночь он славил в псалмах Господа, не показывая ни малейшего признака печали, но лицо его было особенно радостным, как будто он шел на торжественный пир.
Утром привели коней, делая вид, что хотят отвезти Косму к Курт-паше. Святого взяли, посадили на коня и поехали. Когда отъехали уже далеко, напали с саблями на переводчика и на всех остальных, кто сопровождал учителя. Коней их отогнали и полтора часа ехали одни по дороге к реке. Затем его подвели к широкой реке, и, заставив спешиться, объявили приказ Курт-паши о его убиении.
Святой с радостью принял этот приговор и, преклонив колена, стал молиться Господу, благодаря и славя Его, ибо ради любви Христовой приносил он в жертву свою жизнь, как того всегда желала его душа. После этого, поднявшись с колен, он осенил крестом четыре стороны света и помолился о том, чтобы все христиане хранили заповеди Божии.
Палачи посадили его возле дерева и хотели связать ему руки. Но святой не позволил им сделать этого, говоря, что не будет сопротивляться, и сложил руки крестообразно. Затем варвары накинули ему на шею веревку, и лишь только она затянулась, тотчас отлетел божественный его дух на небеса. Было же ему шестьдесят пять лет.
Так сподобился преблаженный Косма получить от Господа двойной венец: и как равноапостольный, и как преподобномученик.
Палачи, обнажив честное его тело, потащили его к реке и бросили в воду, привязав к шее большой камень. Христиане же, узнав об этом, тотчас поспешили туда, чтобы извлечь тело, но не смогли его найти ни с помощью неводов, ни другими способами.
Через три дня один благоговейный иерей, отец Марк, войдя в лодку-однодеревку и сотворив крестное знамение, начал его искать и тотчас же увидел тело святого, плывущее поверх воды и стоящее прямо, как живое. Он тотчас устремился к святому и, обхватив его руками, извлек из воды; и как только он его поднял, из медоточивых уст святого в реку вытекло много крови. Облачив его в рясу, он принес честное тело в верхний храм Богородицы и похоронил его с честью в церкви Введения в селении Коликонтаси, при архиерейском правлении Иоасафа Велеградского, который сам лично присутствовал при погребении святого.
После же кончины святого произошло следующее. Курт-паша раскаялся в том, что обманул и ради пустой выгоды убил такого святого человека, и приказал своему Ходже отпустить бывших с ним монахов, заключенных в темнице, чтобы они отправились в вышеупомянутый храм Богородицы и пребывали там. Они же, придя, обрели тело святого погребенным и, желая убедиться, что это действительно преп. Косма, вместе с другими священниками и мирянами открыли честные останки. И, несмотря на то, что те три дня пребывали в водах реки, подобно тому, как Иона три дня пребывал во чреве китовом, в них не было ни малейшего изменения или зловония, но от них исходило благоухание, и, казалось, будто святой спит. И облобызав благоговейно его тело, снова погребли на том же месте, где позже был воздвигнут Божий храм, освященный в честь святого Космы.
Воздвигнут же храм был с помощью визиря Али-паши Тепеленского, которому прп. Косма предсказал победу над Курт-пашой и великое возвышение. Али-паша считал преподобного Косму поистине человеком Божиим, и после исполнения пророчества он призвал владыку Иоасафа Велеградского, и приказал построить монастырь и совершить перенесение мощей святого.
Некоторым из своих учеников святой Косма явил знамения, указывая, что частицы мощей должны быть разнесены по разным местам. И благодаря этому многие болящие получили исцеления. Многие бесплодные женщины с благоговением и верой в течение сорока дней брали землю с могилы святого и получали просимое, а именно рождали детей благодатию Божией и молитвами святого преподобномученика Космы, предстательством которого да сподобимся и мы узреть Царствие Небесное. Аминь.
Сей апостол-наставник учил христиан вести себя по-христиански и хранить истину, а также доверие к властям, которых им послал Бог. Это слышали из его уст и албанцы, спускавшиеся на равнины, где он проповедовал.
И некоторые доброжелательные турки так же с сочувствием прислушивались к его святому учению.
Все называли его человеком Божиим. К нему благоволил и сам Курт-паша, высший правитель Албании, имеющий резиденцию в Берате. Он слушал дивную речь Космы, сидя прямо перед ним. По его приказанию даже была сделана и обшита бархатом кафедра, о которой мы упомянули выше.
Но иудеи, жившие в Янине, не терпя проповедания веры и Евангелия Иисуса Христа, пришли и сказали паше, что святой Косма якобы был подослан из Москвы с целью убедить подданных турецкой империи перейти на сторону России.
Однако Божий Промысел тогда сохранил его от смерти, хотя единству христиан был причинен значительный урон.
С тех пор святой Косма стал разоблачать коварство и ненависть, которую питали к христианам иудеи. Доведенные обличениями святого до крайнего ожесточения, они пришли к Курт-паше, дали ему много денег, чтобы он лишил святого жизни.
И как когда-то Ирод слушал богодухновенные слова Иоанна Предтечи, так и Курт-паша до времени слушал сладкозвучные слова святого Космы. И как Ирод, уступив требованиям бесстыдной Иродиады, приказал убить святого Иоанна, так и Курт-паша, уступив требованиям иудеев, дышащих злобой на святого за его обличительную проповедь, и получив от них достаточно серебра, посоветовавшись со своим Ходжой приказал убить святого Косму.
Святой имел обычай, куда бы ни пришел для поучения, прежде всего испрашивать разрешение у местного архиерея или его наместников, а также посылать кого-нибудь из христиан к иноземным властям, чтобы они испросили такое же разрешение и у них, и таким образом проповедовал открыто.
Итак, прибыв в одно албанское селение, он получил такое разрешение от архиерея. При поисках же иноземных властей он узнал, что тем краем управляет Курт-паша, который живет на расстоянии 12 часов ходьбы. Узнав же, что Ходжа этого Паши живет поблизости, он решил сам лично пойти к Ходже для большей надежности.
Ходжа задержал святого, сказав, что у него имеется приказ Курт-паши препроводить его для беседы. Тут понял благословенный учитель, что его хотят умертвить. Тогда прославил и возблагодарил он Владыку Христа, что Тот удостаивает его завершить путь апостольской проповеди мученической кончиной. И, обернувшись к сопровождавшим его монахам, сказал им псаломски: «Мы прошли огонь и воду, и Ты извел нас в покой» (Пс. 65, 12). И всю ночь он славил в псалмах Господа, не показывая ни малейшего признака печали, но лицо его было особенно радостным, как будто он шел на торжественный пир.
Утром привели коней, делая вид, что хотят отвезти Косму к Курт-паше. Святого взяли, посадили на коня и поехали. Когда отъехали уже далеко, напали с саблями на переводчика и на всех остальных, кто сопровождал учителя. Коней их отогнали и полтора часа ехали одни по дороге к реке. Затем его подвели к широкой реке, и, заставив спешиться, объявили приказ Курт-паши о его убиении.
Святой с радостью принял этот приговор и, преклонив колена, стал молиться Господу, благодаря и славя Его, ибо ради любви Христовой приносил он в жертву свою жизнь, как того всегда желала его душа. После этого, поднявшись с колен, он осенил крестом четыре стороны света и помолился о том, чтобы все христиане хранили заповеди Божии.
Палачи посадили его возле дерева и хотели связать ему руки. Но святой не позволил им сделать этого, говоря, что не будет сопротивляться, и сложил руки крестообразно. Затем варвары накинули ему на шею веревку, и лишь только она затянулась, тотчас отлетел божественный его дух на небеса. Было же ему шестьдесят пять лет.
Так сподобился преблаженный Косма получить от Господа двойной венец: и как равноапостольный, и как преподобномученик.
Палачи, обнажив честное его тело, потащили его к реке и бросили в воду, привязав к шее большой камень. Христиане же, узнав об этом, тотчас поспешили туда, чтобы извлечь тело, но не смогли его найти ни с помощью неводов, ни другими способами.
Через три дня один благоговейный иерей, отец Марк, войдя в лодку-однодеревку и сотворив крестное знамение, начал его искать и тотчас же увидел тело святого, плывущее поверх воды и стоящее прямо, как живое. Он тотчас устремился к святому и, обхватив его руками, извлек из воды; и как только он его поднял, из медоточивых уст святого в реку вытекло много крови. Облачив его в рясу, он принес честное тело в верхний храм Богородицы и похоронил его с честью в церкви Введения в селении Коликонтаси, при архиерейском правлении Иоасафа Велеградского, который сам лично присутствовал при погребении святого.
После же кончины святого произошло следующее. Курт-паша раскаялся в том, что обманул и ради пустой выгоды убил такого святого человека, и приказал своему Ходже отпустить бывших с ним монахов, заключенных в темнице, чтобы они отправились в вышеупомянутый храм Богородицы и пребывали там. Они же, придя, обрели тело святого погребенным и, желая убедиться, что это действительно преп. Косма, вместе с другими священниками и мирянами открыли честные останки. И, несмотря на то, что те три дня пребывали в водах реки, подобно тому, как Иона три дня пребывал во чреве китовом, в них не было ни малейшего изменения или зловония, но от них исходило благоухание, и, казалось, будто святой спит. И облобызав благоговейно его тело, снова погребли на том же месте, где позже был воздвигнут Божий храм, освященный в честь святого Космы.
Воздвигнут же храм был с помощью визиря Али-паши Тепеленского, которому прп. Косма предсказал победу над Курт-пашой и великое возвышение. Али-паша считал преподобного Косму поистине человеком Божиим, и после исполнения пророчества он призвал владыку Иоасафа Велеградского, и приказал построить монастырь и совершить перенесение мощей святого.
Некоторым из своих учеников святой Косма явил знамения, указывая, что частицы мощей должны быть разнесены по разным местам. И благодаря этому многие болящие получили исцеления. Многие бесплодные женщины с благоговением и верой в течение сорока дней брали землю с могилы святого и получали просимое, а именно рождали детей благодатию Божией и молитвами святого преподобномученика Космы, предстательством которого да сподобимся и мы узреть Царствие Небесное. Аминь.