Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
05.09.2011

СТРАДАНИЕ СЩМ. ИРИНЕЯ, ЕП. ЛИОНСКОГО (память 23 августа / 5 сентября)

 Святой Ириней, епископ Лионский – один из замечательнейших Отцов и учителей Церкви.
    В истинах веры христианской святой Ириней первоначально был наставлен святым Поликарпом, епископом Смирнским, учеником святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, который передавал святому Иринею все то, что слышал сам от святых апостолов, бывших самовидцами и слугами Христовыми.
    Святой Ириней был пастырем овец Христовых в самые тяжелые времена, ибо тогда Церковь обуревали многие беды: нечестивые идолопоклонники подняли жестокое гонение на христиан, а безбожные еретики начали сеять смуты и несогласия в Церкви Божией.
    Святой Ириней терпеливо переносил ради имени Христова все притеснения от идолопоклонников, на еретиков же он грозно вооружился св. Писанием и поучениями Св. Отцов.
    Великую ревность проявил святой Ириней в обличении современных ему еретических лжеучений. Он написал множество сочинений, в которых дерзновенно обличал и опровергал заблуждения еретиков и раскрывал истины единственно спасительной веры – христианской. Самое выдающееся из всех его сочинений носит название «Против ересей».
    Главным основанием, на котором зиждется все христианское вероучение, «столпом и утверждением Церкви», по выражению Святого, служат четыре новозаветных Евангелия, написанные учениками и самовидцами Господа.
    Подлинно апостольских Евангелий, достоверных и непогрешимых, существует в Церкви только четыре, и «невозможно, – рассуждает святой Ириней, – чтобы Евангелий было больше или меньше, чем сколько их существует в Церкви».
    Священное Писание есть первый и самый главный источник веры и религиозного знания – истинный и непогрешимый и для всех обязательный. Правильное и безошибочное разумение Писания возможно только при руководстве святой вселенской Церкви, и в ней одной только можно найти истину. Такое же Божественное происхождение, как и Писание, имеет и Священное Предание, которое составляет другой источник веры – столь же истинный и непогрешимый и для всех обязательный, как и Священное Писание. Единственною хранительницею подлинно апостольского Предания может быть только вселенская Церковь в лице ее Предстоятелей. «Всякий, кто желает знать истину, – пишет святой Ириней, – должен обратиться к Церкви, потому что апостолы только ей одной сообщили божественную истину и положили в нее все, что относится к истине. Только Церковь есть дверь жизни». По учению святого Иринея, только пастыри Церкви, законно рукоположенные, суть истинные учители и хранители истины, заключенной в Церкви.
    Такое значение Церкви – как единственной непогрешимой хранительницы и носительницы подлинно апостольского предания – Святой основывает на постоянном присутствии в ней Духа Святаго и на постоянном действии в ней божественных Даров и сил. Дух Божий, – поучал святой Ириней, – существует в Церкви с самого ее основания. Он есть как бы жизнь и душа Церкви; Он движет и управляет ею точно так же, как душа движет и управляет членами нашего тела. В Церкви положены Богом все необходимые служения – апостольство, пророчество, учительство, при помощи которых содевается спасение наше.
    В силу постоянного и непосредственного присутствия в Церкви Духа Божия Церковь не может погрешать или заблуждаться. Божественная Истина, заключенная в ней апостолами устно или письменно, всегда останется в ней одною и тою же, такою же чистою и божественною истиною, какою была она и при апостолах, потому что один и тот же Дух Святый действовал и в апостолах, действует и теперь в Церкви, в лице их преемников. Преемство апостольского звания сохраняется в Церкви повсюду и непрерывно, а вместе с ним и апостольское предание сохраняется в его чистом и неповрежденном виде.
    Так поучая и наставляя всех, святой Ириней спас многих от язычества и от еретических заблуждений; многих христиан наставил он на путь спасения, а иных укрепил к мученическому подвигу. Наконец, и сам святой Ириней был усечен за исповедание Евангелия и восприял славный венец мученичества.

Свт. Димитрий Ростовский
«Жития святых»

<-назад в раздел

Русский календарь