17.08.2011
<-назад в раздел
ГЛАВНЫЙ ХРАМ РОССИИ
Первый каменный Успенский собор был заложен 4 / 17 августа 1326 г., при Князе Иоанне Данииловиче по желанию св. митр. Петра. При этом митрополит пророчески произнес: «Аще мене послушавши, сыне, сим прославишися паче иных князей, и сынове и внуцы твои в род и род; и град сей славен будет во всех градех российских, и святители поживут в нем, и взыдут руки его по плещу враги его и прославится Бог в нем». В следующем году Успенский собор был достроен и 14 августа, накануне храмового праздника, освящен.
Через 145 лет храм из-за ветхости был разобран и на его месте в апреле 1472 г. заложен новый, более просторный. Однако через два года почти достроенное здание обрушилось, никого не повредив. Тогда Вел. Князь Иоанн III вызвал из Италии славного зодчего Аристотеля Фиораванти, который построил Успенский храм в строгом соответствии с русскими традициями храмового строительства. Великая и первенствующая в России Успенская церковь была освящена 12 августа 1479 г.
Успенский собор стал усыпальницей московских митрополитов, затем Патриархов. Здесь проходили самые торжественные государственные и церковные акты – венчание на царство русских Государей, возведение в патриарший сан.
В Успенском соборе три придела: во имя вмч. Димитрия Солунского, апп. Петра и Павла и в соборной главе (маковице) – во имя Похвалы Пресвятой Богородицы. В последнем приделе в 1589 г. состоялось избрание первого в России Патриарха.
Древнейший Кремлевский собор хранил многие святыни, разными путями попадавшими в Москву. Наиболее известная в наше время – чудотворная Владимирская икона Божией Матери (с 1395 г.). На Горнем месте за престолом находился большой крест четвероконечный и по разные стороны его два образа – Всемилостивого Спаса и Божией Матери. Эти три духовные сокровища были взяты из Корсуни св. Князем Владимиром при восприятии им Крещения, затем были перенесены в Новгород и при Иоанне IV Васильевиче – в Москву. За жертвенником – иконы Божией Матери: "Петровская", написанная св. митр. Петром; Влахернская, присланная Царю Алексею Михайловичу в 1654 г. из Иерусалима; Успения Богородицы греческого письма.
На самом престоле находилась золотая дарохранительница, изображающая Синайскую гору и пророка Моисея, приемлющего от Господа скрижали Завета. В пещере той горы полагались Святые Дары. Под горой, в ковчеге, Император Павел I положил Акт о престолонаследии, утвержденный в день его коронации.
В золотых и серебряных ковчегах, украшенных драгоценными каменьями, хранились части мощей: пророка Предтечи и Крестителя Иоанна; св. апостола Андрея Первозванного с перстами, сложенными "како подобает знаменатися святым крестом"; Григория Богослова, Иоанна Златоуста и других святых. Риза Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, полученная Царем Феодором Михайловичем от Персидского шаха Аббаса I.
Верующие могли прикладываться к величайшим святыням: Гвоздю Господню (он хранился в золотом ковчеге), вывезенному в Россию грузинским царем Арчилом в 1686 г., и Ризе Пресвятой Богородицы. И еще много великих православных святынь собрано было в Успенском соборе Московского Кремля.
Ныне в Успенском соборе сохраняются иконы "Спас Ярое Око", Троица и Успение Пресвятой Богородицы; а также Гвоздь Господень и посох свт. Петра, митр. Московского.
Через 145 лет храм из-за ветхости был разобран и на его месте в апреле 1472 г. заложен новый, более просторный. Однако через два года почти достроенное здание обрушилось, никого не повредив. Тогда Вел. Князь Иоанн III вызвал из Италии славного зодчего Аристотеля Фиораванти, который построил Успенский храм в строгом соответствии с русскими традициями храмового строительства. Великая и первенствующая в России Успенская церковь была освящена 12 августа 1479 г.
Успенский собор стал усыпальницей московских митрополитов, затем Патриархов. Здесь проходили самые торжественные государственные и церковные акты – венчание на царство русских Государей, возведение в патриарший сан.
В Успенском соборе три придела: во имя вмч. Димитрия Солунского, апп. Петра и Павла и в соборной главе (маковице) – во имя Похвалы Пресвятой Богородицы. В последнем приделе в 1589 г. состоялось избрание первого в России Патриарха.
Древнейший Кремлевский собор хранил многие святыни, разными путями попадавшими в Москву. Наиболее известная в наше время – чудотворная Владимирская икона Божией Матери (с 1395 г.). На Горнем месте за престолом находился большой крест четвероконечный и по разные стороны его два образа – Всемилостивого Спаса и Божией Матери. Эти три духовные сокровища были взяты из Корсуни св. Князем Владимиром при восприятии им Крещения, затем были перенесены в Новгород и при Иоанне IV Васильевиче – в Москву. За жертвенником – иконы Божией Матери: "Петровская", написанная св. митр. Петром; Влахернская, присланная Царю Алексею Михайловичу в 1654 г. из Иерусалима; Успения Богородицы греческого письма.
На самом престоле находилась золотая дарохранительница, изображающая Синайскую гору и пророка Моисея, приемлющего от Господа скрижали Завета. В пещере той горы полагались Святые Дары. Под горой, в ковчеге, Император Павел I положил Акт о престолонаследии, утвержденный в день его коронации.
В золотых и серебряных ковчегах, украшенных драгоценными каменьями, хранились части мощей: пророка Предтечи и Крестителя Иоанна; св. апостола Андрея Первозванного с перстами, сложенными "како подобает знаменатися святым крестом"; Григория Богослова, Иоанна Златоуста и других святых. Риза Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, полученная Царем Феодором Михайловичем от Персидского шаха Аббаса I.
Верующие могли прикладываться к величайшим святыням: Гвоздю Господню (он хранился в золотом ковчеге), вывезенному в Россию грузинским царем Арчилом в 1686 г., и Ризе Пресвятой Богородицы. И еще много великих православных святынь собрано было в Успенском соборе Московского Кремля.
Ныне в Успенском соборе сохраняются иконы "Спас Ярое Око", Троица и Успение Пресвятой Богородицы; а также Гвоздь Господень и посох свт. Петра, митр. Московского.