Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
15.07.2011

ПРАЗДНИК ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Предание говорит, что Пресвятая Богородица завещала свою Честную ризу благочестивой вдовице-еврейке. Вдовица сохранила это сокровище, которое из поколения в поколение передавалось девицам данного рода.
Во второй половине V в. пришли в Назарет на поклонение святым местам два брата из Византии. Они обнаружили в доме престарелой девицы-еврейки ризу Пресвятой Богородицы и перевезли ковчег со святыней в Царьград. Здесь риза Божьей Матери была торжественно встречена Императором Львом и святителем Геннадием, Патриархом Цареградским, и положена во Влахернской церкви.
Празднование в честь положения Честной ризы Пресвятой Богородицы было усугублено в 860 (по другим данным 866) г. в связи с походом дружины руссов Аскольда и Дира на Царьград:
«Пошли Аскольд и Дир войной на греков [...] Множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с Патриархом Фотием в церкви Святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями Божественную ризу Святой Богородицы, и омочили в море ее полу. Была в то время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных руссов и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой».
Это событие послужило русским первым толчком для осознания истинного Бога, для крещения Аскольда и Дира с частью народа, вследствие чего из Царьграда на Русь был отправлен первый епископ. Сомневавшиеся руссы-язычники потребовали от него положить Евангелие в огонь и обещали креститься, если книга останется невредимой, что и произошло чудесным образом, произведя огромное впечатление на наших предков.
В связи с празднованием положения Честной ризы Пресвятой Богородицы архиеп. Антоний (Храповицкий) писал в 1916г.: «Напрасно заговорили у нас о какой-то национальной русской Церкви: таковой не существует, а существует церковная национальность, существует церковный народ наш (и отчасти даже церковное общество), который родным и своим признает лишь то, что согласно с Церковью и ее учением, который не признает русскими русских штундистов, но не полагает никакой разницы между собою и православными иностранцами – греками, арабами и сербами. Скажите нашему крестьянину: не брани евреев, ведь Пресвятая Богородица и все апостолы были евреями. – Что он ответит? "Неправда, – скажет он. – Они жили тогда, когда евреи были русскими". Он отлично знает, что апостолы по-русски не говорили, что русских тогда не было, но он хочет выразить такую верную мысль, что в то время верующие Христу евреи были в той истинной вере и Церкви, с которой теперь слился народ русский и от которой отпали современные евреи и их непокорные Господу предки.
В Киево-Печерской Лавре ежесубботно читается на заутрени Акафист Божией Матери и после него длинная-предлинная молитва, в которой воздается хвала Пречистой за то, что Она избавила Свой царствующий град от нашествия нечестивых язычников и потопила их в волнах Черного моря с их кораблями и их мерзким каганом, другом бесов и сыном погибели. На кого составлена была греками и читается русскими эта молитва? На наших предков, когда они были язычниками и обложили Константинополь в IX веке! Не с ними, значит, душа и молитва русского духовенства и народа, а с православными чужестранцами, нашими отцами по вере, как и ненавидимые евреями древние христиане продолжали именно себя считать истинными детьми Авраама и наследниками Его обетовании, согласно изъяснениям св. апостола Павла».

<-назад в раздел

Русский календарь