29.06.2011
Из наставлений старца Моисея:
<-назад в раздел
ОПТИНСКИЙ СТАРЕЦ МОИСЕЙ
Преподобный схиархимандрит Моисей (в миру Тимофей Путилов), настоятель и старец Оптиной пустыни начинание свое положил в Саровской пустыни, застав там великого старца Серафима. Через три года послушник Тимофей оказывается среди иноков-пустынножителей Рославльских лесов, откуда он, получив в постриге имя Моисей, через десять лет с братом Александром (будущим старцем Оптинским о. Антонием) будет призван к новому подвигу – созданию Иоанно-Предтеченского скита в Оптиной пустыни.
С приходом в Оптину о. Моисея начинается духовное возрастание и прославление обители – зарождается старчество: он приглашает старца Льва; позже приходит послушником будущий великий светильник – прп. старец Амвросий.
Большое значение прп. Моисей придавал делу книгоиздания: при нем под руководством старца Макария издается шестнадцать томов святоотеческой литературы. «Когда-нибудь, – говорил он, – кто-нибудь прочтет ту или иную книгу, и душевная польза одного человека вознаградит все наши труды». Собрал настоятель и богатейшую по своему содержанию монастырскую библиотеку.
Изобиловавший благодатными дарами прп. Моисей в силу несения им тяжкого бремени настоятельства, не имел возможности принимать откровение помыслов от братии в качестве старца. И лишь в последние дни его земной жизни открылось тщательно скрываемое им дарование прозорливости: раз, превозмогая боль, старец попросил келейника: «Спроси, что это за женщина? Что ей надо? Зачем она меня безпокоит?» Келейник, не видя никакой женщины, подумал, что старец в бреду. Но оказалось, что на крыльце, за дверями, действительно, долго стояла женщина, которая просила образок для сына. Старец, благословляя поднесенный ему келейником образок для сына крестьянки, промолвил: «Вот теперь я спокоен».
В другой раз он сказал духовному чаду, что в воскресенье надеется быть в церкви, и когда тот возразил, что ему по слабости сил никак нельзя служить, о. Моисей прибавил: «Служить нельзя, но быть можно». Слова его сбылись в точности – в воскресенье 16 июня 1862 г. гроб почившего о Господе на 81-м году земной жизни старца был перенесен в церковь. Мощи его позже были обретены нетленными.
С приходом в Оптину о. Моисея начинается духовное возрастание и прославление обители – зарождается старчество: он приглашает старца Льва; позже приходит послушником будущий великий светильник – прп. старец Амвросий.
Большое значение прп. Моисей придавал делу книгоиздания: при нем под руководством старца Макария издается шестнадцать томов святоотеческой литературы. «Когда-нибудь, – говорил он, – кто-нибудь прочтет ту или иную книгу, и душевная польза одного человека вознаградит все наши труды». Собрал настоятель и богатейшую по своему содержанию монастырскую библиотеку.
Изобиловавший благодатными дарами прп. Моисей в силу несения им тяжкого бремени настоятельства, не имел возможности принимать откровение помыслов от братии в качестве старца. И лишь в последние дни его земной жизни открылось тщательно скрываемое им дарование прозорливости: раз, превозмогая боль, старец попросил келейника: «Спроси, что это за женщина? Что ей надо? Зачем она меня безпокоит?» Келейник, не видя никакой женщины, подумал, что старец в бреду. Но оказалось, что на крыльце, за дверями, действительно, долго стояла женщина, которая просила образок для сына. Старец, благословляя поднесенный ему келейником образок для сына крестьянки, промолвил: «Вот теперь я спокоен».
В другой раз он сказал духовному чаду, что в воскресенье надеется быть в церкви, и когда тот возразил, что ему по слабости сил никак нельзя служить, о. Моисей прибавил: «Служить нельзя, но быть можно». Слова его сбылись в точности – в воскресенье 16 июня 1862 г. гроб почившего о Господе на 81-м году земной жизни старца был перенесен в церковь. Мощи его позже были обретены нетленными.
Из наставлений старца Моисея:
«Ежели нет руководителя человека, может руководствовать своя совесть и разум. В случае же скудости разума, может наставиться от Писания. Писания же здраво не может разуметь, может, по совету святого апостола Иакова, обращаться к Богу и молиться об оном: Агце кто от вас лишен есть премудрости, да просит от дающего Бога всем вкупе и не поношающего, и дастся ему" (Иак. 1, 5).
«От уныния спасай себя, как от недуга блудного. Он из числа семи смертоносных страстей».
«От уныния спасай себя, как от недуга блудного. Он из числа семи смертоносных страстей».