Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
19.06.2011

СЛОВО В НЕДЕЛЮ ВСЕХ СВЯТЫХ. Свт. Лука (Войно-Ясенецкий)

Празднуем ныне память всех святых. Почему так дорожим мы памятью святых? Дорожим потому, что жизнь человеческая порой темна, мрачна, полна страданий, полна насилия и жестокости, полна всякой неправды и нечистоты. Если бы все были такими, мы захлебнулись бы в этой нечистоте и несправедливости жизни нашей, и нельзя было бы жить на свете.
И знаем мы, что нередко бывает с людьми неверующими, не имеющими опоры в Боге, знаем, что они, видя, что творится в мире, видя, как нечестивые и грешные благоденствуют, а праведные страдают и бывают гонимы, видя, что зло жизни безбрежно и не зная, как освободиться от него, кончают жизнь свою самоубийством. А у нас есть опора, мы не кончаем жизнь самоубийством.
В чем же опора наша? В нашей вере в Бога, опора в Евангелии Христовом, опора наша во святых. Ибо если было такое множество святых, которые жили совсем не такой жизнью, какой живем мы, которые в своей жизни осуществили все идеальное, все доброе PI справедливое, то, значит, есть правда, есть справедливость, только мы не умеем стать причастниками её.
Душа наша имеет совершенно непреодолимую потребность в том, чтобы верить в правду вечную, чтобы видеть ее когда-нибудь и в чем-нибудь. Правды страстно желает душа наша, без правды жить не можем, без правды жизни нет, без правды мы задохнемся.
И вот во святых видим мы пример того, что есть правда и на земле, что есть люди, которые осуществляют вечную правду Божию, люди, которые вознеслись над всеми нами, подобно тому, как кедры ливанские и финиковые пальмы возвышаются над стелющейся по земле травой и мелким кустарником.
Были такие... Были такие, к которым не приложимы слова Святого Писания, называющие нас, рядовых, плохих христиан, народом земли. Вникните в эти слова: мы народ земли, народ живет только интересами земными, мы народ, жизнь которого не на небесах: все наши стремления, все заботы, все порывы, все желания сосредоточены только на земном, только на благах этой временной и столь короткой жизни. Только об одном заботимся: чтобы прожить земную жизнь в довольстве и богатстве, со властью и славой, чтобы не быть в числе слабых, гонимых.
Мы – народ земли. А святые, память которых мы ныне празднуем, были не народом земли, они были народом иным: при жизни своей имели Царство Божие внутри себя. Их жизнь была не здесь, не в грязи и крови земной, их жизнь была на небе, у претила Всевышнего, у престола вечной Правды. Вот почему так трепетно любим мы святых, вот почему простой народ наш, в особенности простой народ, шел за тысячи верст в те святые места, где жили и подвизались праведники. Бесконечной вереницей шли в Киево-Печерскую Лавру, в Троице-Сергиеву и Почаевскую Лавру, на острова Соловецкие.
Что же тянуло их туда, за тысячи верст? Желание приобщиться хотя бы внешне той жизни, которой жили великие святые, хотелось им побывать там, стопами своими ступить по тем местам, где жили, где подвизались великие праведники, хотелось им подышать тем воздухом, которым дышали эти святые, хотелось поклониться мощам их.
Если за тысячи верст шли люди пешком, значит, велико, безудержно было их желание правды, желание справедливости, желание святости. Что же, разве мало находим поучительного для себя в жизни святых? Разве не научают нас святые мученики и тот великий святой Феодор Стратилат, под сенью молитв которого вы все живете? Разве не поразительна его безмерная вера и любовь к Богу? Он жизнь свою отдал за Христа, он претерпел жесточайшие, неописуемые пытки и не отрекся от веры своей. Это ли не опора для веры нашей, это ли не столп и утверждение любви и преданности к Богу?!
А огромный сонм преподобных, которые жизнь свою десятками лет проводили в знойных пустынях Африки, в диких, холодных и болотистых лесах севера нашей страны, которые отрекались от всех благ и удобств мира, которые переносили и зной, и холод, и голод, и жажду, которые переносили нападение бесов и злых людей, которые терпели все это ради того, чтобы побороть плоть свою, плоть, которая тянет вниз, к грязи земной, чтобы побороть ее и освободить дух, дать свободу и безграничную силу духу, освобожденному от уз плоти. Разве не служат они примером того, как и мы должны бороться с плотью своей, с похотями плоти и страстями, которым так преданы все мы, которыми так порабощены мы?!
А сонм великих святителей, которые перенесли тяжкие страдания за Христа: были посылаемы в ссылку, заключаемы в темницы, были истязаемы и избиваемы, – разве их примером беззаветного служения Церкви Христовой, их примером безграничной преданности вере не должны воодушевляться мы, разве не стремились они к тому, чтобы всех нас, весь народ земли поднять выше, поднять так высоко, чтобы мы обратились от грязи и навоза земли к небесам, в которых обитает Божия Правда. Разве пример их подвижнической жизни, постоянного учительства, пример страдания за правду святую, разве этот пример не побуждает к тому, чтобы мы возвели очи свои горе, чтобы мысли свои от забот и дрязг земных обратили к жизни вечной, к жизни, где царит великая Божия Правда?!
Разве не так, разве не великие святые мученики, подвижники и исповедники, и святые жены, и святители, и юродивые – не вожди наши в жизни земной, не вожди в жизни вечной? Они ли для нас не путеводные звезды, сияющие на темном небе жизни земной? Будем же жить при их свете, при свете их святых душ! Им воздаем мы ныне славу и честь, им посвящаем служение наше ныне.
Все ли святые известны нам, все ли прославлены Церковью? Нет, не все, ибо если посмотрим в святцы, в которых имеются имена всех святых, прославленных Церковью, то увидим, что имен немного: всего полторы-две тысячи.
А может ли быть, чтобы святых было так мало? Конечно, нет, не может. И это я говорю не от себя, говорю так потому, что святой евангелист Иоанн Богослов в дивном созерцании своем последних судеб мира на острове Патмос, куда был сослан за Христа, видел великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали они громким голосом, говоря: Спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! (Откр. 7, 9-10).
Безчисленны, безчисленны были такие святые, одетые в белые одежды праведности. Конечно, еще более безчисленны они доныне, ибо есть неисчислимое множество святых, которых только Бог знает, имена которых записаны лишь в Божией книге жизни – их безчисленно много. А мы их не знаем и знать не хотим, хотя они среди нас и среди вас. Мир не умеет видеть и ценить святости, он часто жестоко гонит святых.
В истории Церкви, в житиях святых находим множество примеров того, как преследовали, гнали, ненавидели великих святых.
Знаете, сколько врагов было у великого святителя Иоанна Златоуста, знаете, сколько претерпел он гонений и мучений от своих врагов.
Когда великий святитель Тихон, епископ Воронежский, жил в затворе в Задонском монастыре, там были монахи, его смертельно ненавидевшие; когда шел он в храм для молитвы, вслед ему бросали поленья.
Знаете, как унижали, оскорбляли, как избивали, как издевались над всеми юродивыми, которые молились день и ночь, которые получали от Бога дар прозорливости и даже пророчества, которые велики были в очах Божиих.
Мир гонит святых, не видит, не замечает величия их, их святости, их святость видит только Бог. Но если они чада Божий, братья Христовы, если имена их написаны у Бога в книге жизни, не должны ли мы заботиться о том, чтобы различать среди окружающих нас людей тех, которые святы перед Господом? Конечно, конечно. Непременно нужно научиться различать святых и их отличать от тех, кто сами себя называют святыми, ибо и таких много.
Были и есть среди нас, и во все времена было много людей, никем не замечаемых, никому не известных, самых простых, самых невидимых, которые изо дня в день творили добро ближним. Эти люди из числа тех, которые на Страшном Суде услышат от Господа Иисуса: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство уготованное вам от создания мира».
Много среди нас таких миру неведомых слуг Божиих и слуг людей, много подобных святой Иулиании Муромской, жене знатного дворянина, которая свою жизнь всю посвятила служению ближним. Служила нищим, служила бедным, овдовев, все что имела, отдала голодным, несчастным и больным. Даже себя раздела. Встречаются такие среди нас, сердце которых полно сострадания и милосердия, которые только о том и думают, чтобы как-нибудь, чем-нибудь помочь ближним своим, всем несчастным, больным, служат им чем могут. Вот это святые, такие есть и среди нас. Откройте глаза свои и увидите вы их.
Чем должны вы руководствоваться, определяя достоинство душ человеческих, ища в них святости? Должны руководствоваться первой заповедью блаженства: «Блаженны нищие духом, яко тех есть Царство Небесное». Кто такие нищие духом? Это смиренные, это те, которые ни пред кем не превозносятся, никого не унижают и не угнетают, которые сами себя считают грешными и недостойными – это они. И если увидите таких – смиренных и кротких, полных милосердия и любви, то знайте, что это святые, воздайте им честь и любовь.
А если увидите таких, кто превозносится над другими, кто себя считает святыми и праведными, а всех других – и пастырей, и архипастырей, и даже Патриарха Святейшего унижают, не признают, называют Бог весть за что еретиками, которые не хотят быть в общении с нами и устраивают отдельные сборища для молитвы (такие есть и среди нас в Симферополе, они и меня ненавидят и грозят убить), знайте, что это люди совершенно далекие от святости, вполне лишенные смирения. Полные гордости бесовской, эти люди превозносятся над всеми, себя святыми считают, а нас погибающими, с нами молиться не желают. Вот я вам указываю, чем руководствоваться, чтобы отличить тех, кто свят перед Богом, от тех, которые считают себя святыми, а низки и преступны в очах Божиих.
Помните же праздник нынешний, посвященный не только тем святым, которых имена вы найдете в святцах, но и тем, миру неизвестных, имена которых ведомы только Богу. Знайте, что безчисленны эти святые, знайте, что они и среди вас, они подобно облаку светозарному окружают вас.
Запомните слова Павловы: Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей (свидетелей правды, любви, истины божественной), свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех (бремя грехов, бремя забот о житейском благополучии) и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную Престола Божия. Помните о Претерпевшем такое над Собой поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими (Евр. 12, 1-3).
Не изнемогайте, не ослабевайте душами вашими. Взирайте на Господа нашего Иисуса Христа, взирайте на сонм святых, взирайте на тех малых святых, которых так много среди вас. Взирайте и обращайте к ним сердца ваши.
Аминь.

<-назад в раздел

Русский календарь