31.05.2011
<-назад в раздел
СВ. МЧ. ФЕОДОТ И МЦЦ. СЕМЬ ДЕВ: ТЕКУСА, АЛЕКСАНДРА, КЛАВДИЯ, ФАИНА, ЕФРАСИЯ, МАТРОНА И ИУЛИЯ
СВ. МЧ. ФЕОДОТ И МЦЦ. СЕМЬ ДЕВ: ТЕКУСА, АЛЕКСАНДРА, КЛАВДИЯ, ФАИНА, ЕФРАСИЯ, МАТРОНА И ИУЛИЯ
Св. Феодот был женат и был хозяином харчевни в Анкире во время царя-мучителя Диоклетиана. И, несмотря на то, что был женат, жил по слову Апостола: Имеющие жен должны быть как неимеющие (1 Кор. 7, 29). До совершения своего мученического подвига блаженный Феодот стяжал многие добродетели и дары Божии. Он имел и дар исцеления недугов: возложением рук своих и молитвою исцелил много болезней телесных, словом же врачевал язвы душевные. Харчевню же (гостиницу) святой держал для того, чтобы без смущения помогать беглым христианам. Его харчевня была убежищем для гонимых верных. Блаженный Феодот тайно посылал помощь гонимым христианам в горы, и тайно собирал тела погибших, чтобы похоронить.
Однажды остановившись в одном месте во время поиска святых мощей мучеников Христовых блаженный Феодот по великому и неизреченному промыслу Божию познакомился с пресвитером Фронтоном. Они беседовали, и святой Феодот хвалил то место, как весьма красивое и удобное для упокоения здесь святых мощей; на том самом месте мученик Христов советовал Фронтону выстроить церковь и обещал прислать в нее мощи мученические. И это сказал Феодот, пророчески предсказывая положение там своих мощей, ибо всею душою стремился к подвигу мученическому.
Поводом же к страданию святого Феодота за имя Христово было следующее. Некий игемон Феотекн воздвиг жестокие гонения в области Анкиры галатийской, где подвизался святой. Трудно и пересказать все те беды, которые пришлось вынести в то время христианам. Многие священники из страха мучений бежали от храмов своих; двери храмов оставались открытыми; впрочем сами беглецы не находили себе места, где бы могли укрыться от преследования язычников.
Когда имущество христиан было разграблено, наступил голод столь же тяжелый, как и самые мучения язычников. Тогда многие из христиан, скрывавшихся в горах и пустынях, не будучи в силах перенести мучений голодной смерти, приходили к язычникам и отдавались в их руки, надеясь на милость с их стороны. Тяжело было тогда всем беглецам, пытавшимся найти себе приют в пустынях и горах: в особенности тяжело было здесь тем из христиан, которые ранее жили в довольстве и изобилии и не видели нужды; теперь таким христианам приходилось грызть корни, которые они находили в пустынных местах, и питаться разными сорными травами.
В это время нечестивый игемон Феотекн приказал всюду окропить идоложертвенною кровью всякую пищу и всякое питие, продававшееся на торжищах. Так сделал он ради христиан, намереваясь принудить их, хотя бы против их воли, вкушать пищу, оскверненную идоложертвенною кровью; вследствие этого в христианских храмах нельзя было приносить жертвы Богу истинному, так как во всем городе не было хлеба и вина, не оскверненного язычниками. Узнав об этом, святой Феодот стал раздавать верным жито, пшеницу и вино, заранее купленные им и имевшиеся у него в изобилии.
Таким образом гостиница Феодотова превратилась в странноприимницу, и в храм молитвенный, и в алтарь для иереев Божиих, которые приходили и совершали здесь безкровную Божественную Жертву.
В то время были выведены на суд за Христа семь благочестивых девственниц, достигших старости. Они были мучимы, поруганы и утоплены в озере за то, что не хотели омыть идолов. Имена блаженных девиц: Текуса, Александра, Клавдия, Фаина, Ефрасия, Матрона, Иулия; старшей же из них была Текуса, приходившаяся теткой святому Феодоту. Она явилась во сне Феодоту и просила вытащить их тела из озера и похоронить. Темной ночью пошел святой с одним другом исполнить волю мученицы, и, водимый Ангелом Божиим, смог найти все семь тел и предать погребению.
Когда в городе стало известно, что тела святых мучениц были взяты из-под стражи христианами, игемон, жрецы идольские и все прочие язычники-идолопоклонники преисполнились великой ярости, так что влекли к допросу каждого христианина, которого случайно встречали на улице. В это время было взято на допрос и предано лютой, мучительной смерти множество православных; они были растерзаны мучителями, как бы звериными зубами.
Полихроний же, называвшийся товарищем святого Феодота, переменив одежды, пришел в город, чтобы узнать о всем происходящем, но тотчас был схвачен. Этот «друг» выдал Феодота игемону, не выдержав мучений. Блаженного Феодота стали искать городские власти, но безстрашный воин Христов, укрепляемый благодатью Господа Подвигоположника, сам пришел на судилище. Многочисленные муки вытерпел Феодот, как будто находился в чужом теле, имея весь свой ум в Господе. Все его тело мучитель превратил в раны, зубы его раздробил камнями, после чего велел посечь мечом.
Когда был выведен на место казни, то многие христиане плакали о нем, а св. Феодот им говорил: Не плачте, братья, обо мне, но прославьте Господа нашего Иисуса Христа, Который мне помогает совершить подвиг и победить душманов, – сказав так, положил свою голову на пень под меч и был посечен в 303 году.
Св. Феодот был женат и был хозяином харчевни в Анкире во время царя-мучителя Диоклетиана. И, несмотря на то, что был женат, жил по слову Апостола: Имеющие жен должны быть как неимеющие (1 Кор. 7, 29). До совершения своего мученического подвига блаженный Феодот стяжал многие добродетели и дары Божии. Он имел и дар исцеления недугов: возложением рук своих и молитвою исцелил много болезней телесных, словом же врачевал язвы душевные. Харчевню же (гостиницу) святой держал для того, чтобы без смущения помогать беглым христианам. Его харчевня была убежищем для гонимых верных. Блаженный Феодот тайно посылал помощь гонимым христианам в горы, и тайно собирал тела погибших, чтобы похоронить.
Однажды остановившись в одном месте во время поиска святых мощей мучеников Христовых блаженный Феодот по великому и неизреченному промыслу Божию познакомился с пресвитером Фронтоном. Они беседовали, и святой Феодот хвалил то место, как весьма красивое и удобное для упокоения здесь святых мощей; на том самом месте мученик Христов советовал Фронтону выстроить церковь и обещал прислать в нее мощи мученические. И это сказал Феодот, пророчески предсказывая положение там своих мощей, ибо всею душою стремился к подвигу мученическому.
Поводом же к страданию святого Феодота за имя Христово было следующее. Некий игемон Феотекн воздвиг жестокие гонения в области Анкиры галатийской, где подвизался святой. Трудно и пересказать все те беды, которые пришлось вынести в то время христианам. Многие священники из страха мучений бежали от храмов своих; двери храмов оставались открытыми; впрочем сами беглецы не находили себе места, где бы могли укрыться от преследования язычников.
Когда имущество христиан было разграблено, наступил голод столь же тяжелый, как и самые мучения язычников. Тогда многие из христиан, скрывавшихся в горах и пустынях, не будучи в силах перенести мучений голодной смерти, приходили к язычникам и отдавались в их руки, надеясь на милость с их стороны. Тяжело было тогда всем беглецам, пытавшимся найти себе приют в пустынях и горах: в особенности тяжело было здесь тем из христиан, которые ранее жили в довольстве и изобилии и не видели нужды; теперь таким христианам приходилось грызть корни, которые они находили в пустынных местах, и питаться разными сорными травами.
В это время нечестивый игемон Феотекн приказал всюду окропить идоложертвенною кровью всякую пищу и всякое питие, продававшееся на торжищах. Так сделал он ради христиан, намереваясь принудить их, хотя бы против их воли, вкушать пищу, оскверненную идоложертвенною кровью; вследствие этого в христианских храмах нельзя было приносить жертвы Богу истинному, так как во всем городе не было хлеба и вина, не оскверненного язычниками. Узнав об этом, святой Феодот стал раздавать верным жито, пшеницу и вино, заранее купленные им и имевшиеся у него в изобилии.
Таким образом гостиница Феодотова превратилась в странноприимницу, и в храм молитвенный, и в алтарь для иереев Божиих, которые приходили и совершали здесь безкровную Божественную Жертву.
В то время были выведены на суд за Христа семь благочестивых девственниц, достигших старости. Они были мучимы, поруганы и утоплены в озере за то, что не хотели омыть идолов. Имена блаженных девиц: Текуса, Александра, Клавдия, Фаина, Ефрасия, Матрона, Иулия; старшей же из них была Текуса, приходившаяся теткой святому Феодоту. Она явилась во сне Феодоту и просила вытащить их тела из озера и похоронить. Темной ночью пошел святой с одним другом исполнить волю мученицы, и, водимый Ангелом Божиим, смог найти все семь тел и предать погребению.
Когда в городе стало известно, что тела святых мучениц были взяты из-под стражи христианами, игемон, жрецы идольские и все прочие язычники-идолопоклонники преисполнились великой ярости, так что влекли к допросу каждого христианина, которого случайно встречали на улице. В это время было взято на допрос и предано лютой, мучительной смерти множество православных; они были растерзаны мучителями, как бы звериными зубами.
Полихроний же, называвшийся товарищем святого Феодота, переменив одежды, пришел в город, чтобы узнать о всем происходящем, но тотчас был схвачен. Этот «друг» выдал Феодота игемону, не выдержав мучений. Блаженного Феодота стали искать городские власти, но безстрашный воин Христов, укрепляемый благодатью Господа Подвигоположника, сам пришел на судилище. Многочисленные муки вытерпел Феодот, как будто находился в чужом теле, имея весь свой ум в Господе. Все его тело мучитель превратил в раны, зубы его раздробил камнями, после чего велел посечь мечом.
Когда был выведен на место казни, то многие христиане плакали о нем, а св. Феодот им говорил: Не плачте, братья, обо мне, но прославьте Господа нашего Иисуса Христа, Который мне помогает совершить подвиг и победить душманов, – сказав так, положил свою голову на пень под меч и был посечен в 303 году.
Жития святых Димитрия Ростовского
Пролог
Пролог