10.04.2011
<-назад в раздел
"НОСИТЕЛЬ ДУХОВНОГО МЕЧА..."
В этот день в 1883 г. родился философ Иван Александрович Ильин
Февральскую революцию и Октябрьский переворот Иван Александрович Ильин воспринял как катастрофу не только России, но и как "мировой кризис религиозности". Он сразу же включился в борьбу с антихристианскими силами, за что был три раза арестован ЧК в 1918 г. и еще трижды – с 1919 по 1922 гг. Суд ревтрибунала приговорил его к высшей мере, но затем приговор заменили пожизненной высылкой за границу вместе с группой известных ученых.
Ильин жил сначала в Берлине, а в 1938 г. был вынужден уехать в Швейцарию, т.к. отказался преподавать по указаниям нацистов (он работал в Русском научном институте).
В эмиграции за Ильиным прочно закрепилось звание идеолога Белого движения, он пыл тесно связан с Русским Обще-Воинским Союзом (РОВС). Все творчество Ильина было посвящено России, ее грядущему духовному возрождению. Ильин не только не сомневался в падении режима большевиков, но и написал ряд работ ("Наши задачи") с предостережениями, как после развала коммунистического правления не впасть в соблазн идти по западному пути.
Монархист по убеждению, Ильин считал, что без русской национальной диктатуры как переходного этапа Россия не сможет обрести былое духовное величие. Изучив Запад изнутри, Ильин предвидел еще в 1950-е годы: «Если что-нибудь может нанести России, после коммунизма, новые, тягчайшие удары, то это именно упорные попытки водворить в ней после тоталитарной тирании – демократический строй». Это «значит вернуться к пустому фразерству Временного правительства и повторить гибельный эксперимент того времени в новом, несравненно худшем виде».
Он слишком хорошо знал Запад и любил Россию, опасаясь за ее дальнейшую судьбу, – почему и неустанно предостерегал от закабаления нашей страны силами, которые он метко назвал "мировой закулисой". С провозглашения демократии начнется «внедрение в Россию мировой закулисы... Враги России... не успокоятся до тех пор, пока им не удастся овладеть русским народом через малозаметную инфильтрацию его души и воли, чтобы привить ему под видом "терпимости" – безбожие, под иидом "республики" – покорность закулисным мановениям, и под видом "федерации" – национальное обезличение... Им нужна Россия с убывающим народонаселением, Россия безвольная, погруженная в несущественные и нескончаемые партийные распри... Им нужна Россия расчлененная, по наивному "свободолюбию" согласная на расчленение и воображающая, что ее благо в распадении... Но единая Россия им не нужна».
К сожалению, эти прогнозы в точности сбываются... Но Россия еще не сломлена до конца, и государственные идеи Ильина могут принести ей пользу.
Творческое наследие Ильина огромно и, увы, пока мало востребовано, несмотря на то, что сейчас впервые вышло полное собрание его сочинений, включающее интереснейшие письма. Читайте Ильина, «ибо он был носителем не только верных идей, но духовного меча и животворящего креста. Именно такие вдохновенные и вдохновляющие, и предметно-компетентные и ответственные учители нужны в наше смутное и трудное время», – писал исследователь творчества русского мыслителя Н.П. Полторацкий.
Умер Иван Александрович 21 декабря 1954 г., похоронен в Цолликоне (Швейцария).
Февральскую революцию и Октябрьский переворот Иван Александрович Ильин воспринял как катастрофу не только России, но и как "мировой кризис религиозности". Он сразу же включился в борьбу с антихристианскими силами, за что был три раза арестован ЧК в 1918 г. и еще трижды – с 1919 по 1922 гг. Суд ревтрибунала приговорил его к высшей мере, но затем приговор заменили пожизненной высылкой за границу вместе с группой известных ученых.
Ильин жил сначала в Берлине, а в 1938 г. был вынужден уехать в Швейцарию, т.к. отказался преподавать по указаниям нацистов (он работал в Русском научном институте).
В эмиграции за Ильиным прочно закрепилось звание идеолога Белого движения, он пыл тесно связан с Русским Обще-Воинским Союзом (РОВС). Все творчество Ильина было посвящено России, ее грядущему духовному возрождению. Ильин не только не сомневался в падении режима большевиков, но и написал ряд работ ("Наши задачи") с предостережениями, как после развала коммунистического правления не впасть в соблазн идти по западному пути.
Монархист по убеждению, Ильин считал, что без русской национальной диктатуры как переходного этапа Россия не сможет обрести былое духовное величие. Изучив Запад изнутри, Ильин предвидел еще в 1950-е годы: «Если что-нибудь может нанести России, после коммунизма, новые, тягчайшие удары, то это именно упорные попытки водворить в ней после тоталитарной тирании – демократический строй». Это «значит вернуться к пустому фразерству Временного правительства и повторить гибельный эксперимент того времени в новом, несравненно худшем виде».
Он слишком хорошо знал Запад и любил Россию, опасаясь за ее дальнейшую судьбу, – почему и неустанно предостерегал от закабаления нашей страны силами, которые он метко назвал "мировой закулисой". С провозглашения демократии начнется «внедрение в Россию мировой закулисы... Враги России... не успокоятся до тех пор, пока им не удастся овладеть русским народом через малозаметную инфильтрацию его души и воли, чтобы привить ему под видом "терпимости" – безбожие, под иидом "республики" – покорность закулисным мановениям, и под видом "федерации" – национальное обезличение... Им нужна Россия с убывающим народонаселением, Россия безвольная, погруженная в несущественные и нескончаемые партийные распри... Им нужна Россия расчлененная, по наивному "свободолюбию" согласная на расчленение и воображающая, что ее благо в распадении... Но единая Россия им не нужна».
К сожалению, эти прогнозы в точности сбываются... Но Россия еще не сломлена до конца, и государственные идеи Ильина могут принести ей пользу.
Творческое наследие Ильина огромно и, увы, пока мало востребовано, несмотря на то, что сейчас впервые вышло полное собрание его сочинений, включающее интереснейшие письма. Читайте Ильина, «ибо он был носителем не только верных идей, но духовного меча и животворящего креста. Именно такие вдохновенные и вдохновляющие, и предметно-компетентные и ответственные учители нужны в наше смутное и трудное время», – писал исследователь творчества русского мыслителя Н.П. Полторацкий.
Умер Иван Александрович 21 декабря 1954 г., похоронен в Цолликоне (Швейцария).