09.04.2011
<-назад в раздел
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВАСИЛИЙ ТЕМНЫЙ И ФЛОРЕНТИЙСКАЯ УНИЯ
Вступление на великокняжеский престол Василия Васильевича после смерти его отца Вел. Князя Василия Димитриевича, последовавшей в 1425 г., осложнилось вспыхнувшей в среде московских князей величайшей, так называемой "шемякинской", смуты. Она была первой и последней в потомстве Иоанна Калиты, но ознаменовалась жестокой борьбой и кровопролитием. В результате этой борьбы Василий был ослеплен претендентами на великокняжеский престол. Его оспаривали по обычаям старины дядя Василия – Юрий Звенигородский и его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка, не желавшие признавать волю Димитрия Донского об утверждении нового порядка престолонаследия от отца к сыну. Но народ, помогая в этой борьбе Василию, ясно показывал этим, насколько им дорог законный Государь.
Несмотря на эти внутренние беспорядки «смирный, добрый и всегда уступчивый» Вел. Князь Василий Темный (как его стали звать после ослепления) свершил величайшее историческое решение: решительно отверг Флорентийскую унию (1439), к которой предательски присоединился участвовавший в ней митрополит Киевский и всея Руси Исиодор (грек, поставленный Константинополем вопреки воле Великого Князя). С тех пор Москва стала сама выбирать себе митрополитов собранием русских епископов. Царьград же в 1453 г. был взят турками.
Так после падения Византии Москва с ее Государем, митрополитом и народом сделалась средоточием истинной Христовой веры, к ней стали стремиться сердца всех православных людей. В их сознании она стала Третьим и последним Римом, так как в первом древнем Риме Православие проявилось впервые, во втором, Византии, оно укрепилось и распространилось на многие народы, а в третьем Риме, Москве, оно должно сохраниться до скончания века. «Четвертому же Риму не быть», – как пророчествовал вскоре старец Филофей.
Этому значению Москвы в деле сохранения Православия русские люди обязаны всецело Божьей благодати, осенившей "слабовольного" Василия Темного восстать как скала против Флорентийской унии – несмотря на молчаливую готовность духовенства смириться с ней. «Это одно из тех великих решении – писал историк С. Соловьев, – которые на многие века вперед определяют судьбы народов».
Укрепившаяся в правление Вел. Князя Василия II Васильевича верность древнему благочестию поддержала самостоятельность Руси в Смутное время 1612 г., повела к борьбе за веру в польских владениях, произвела соединение Малой России с Великой, обусловила падение Польши, могущество России и связь последней с единоверными народами Балкан.
Несмотря на эти внутренние беспорядки «смирный, добрый и всегда уступчивый» Вел. Князь Василий Темный (как его стали звать после ослепления) свершил величайшее историческое решение: решительно отверг Флорентийскую унию (1439), к которой предательски присоединился участвовавший в ней митрополит Киевский и всея Руси Исиодор (грек, поставленный Константинополем вопреки воле Великого Князя). С тех пор Москва стала сама выбирать себе митрополитов собранием русских епископов. Царьград же в 1453 г. был взят турками.
Так после падения Византии Москва с ее Государем, митрополитом и народом сделалась средоточием истинной Христовой веры, к ней стали стремиться сердца всех православных людей. В их сознании она стала Третьим и последним Римом, так как в первом древнем Риме Православие проявилось впервые, во втором, Византии, оно укрепилось и распространилось на многие народы, а в третьем Риме, Москве, оно должно сохраниться до скончания века. «Четвертому же Риму не быть», – как пророчествовал вскоре старец Филофей.
Этому значению Москвы в деле сохранения Православия русские люди обязаны всецело Божьей благодати, осенившей "слабовольного" Василия Темного восстать как скала против Флорентийской унии – несмотря на молчаливую готовность духовенства смириться с ней. «Это одно из тех великих решении – писал историк С. Соловьев, – которые на многие века вперед определяют судьбы народов».
Укрепившаяся в правление Вел. Князя Василия II Васильевича верность древнему благочестию поддержала самостоятельность Руси в Смутное время 1612 г., повела к борьбе за веру в польских владениях, произвела соединение Малой России с Великой, обусловила падение Польши, могущество России и связь последней с единоверными народами Балкан.
По кн. Л. Нечволодова «Сказания о Русской земле» и др. источникам