23.03.2011
<-назад в раздел
БАРОМЕТР ЦЕРКОВНОЙ СВОБОДЫ
Когда руководство той или иной структуры допускает действия, которые по логике вещей несовместимы с ее учением, уставом, законами, это явный признак того, что данная структура частично или полностью лишилась самостоятельности.
Данное положение не исключает и Церкви. Когда руководством Церкви допускается искажение церковных законом, уставов и чиноположений – это явный признак лишения Церкви свободы и независимости.
Поясним нашу речь примером. В этом году Неделя Торжества Православия совпала с празднованием памяти святителя Арсения Ростовского. Этот святитель мужественно боролся за свободу Церкви, против утеснений, чинимых ей государственной властью. В частности он протестовал против секуляризации или отобрания государством церковных земель. В Неделю Торжества Православия он дополнил общепринятый чин анафематизмами против отбирающих церковные имения. За это преосвященный Арсений был лишен сана, заключен в Петропавловскую крепость, в которой и скончался. Вот показатель духовной свободы Святителя. Чин Торжества Православия оказался духовным барометром, при помощи которого определяется высота духовной жизни и степень церковной свободы.
Теперь при помощи этого барометра попробуем изменить ситуацию в современной церковной жизни. В некоторых российских монастырях этот чин вообще не служат. Священнослужители лукаво ссылаются на то, что его можно служить лишь в кафедральных храмах епархии. В тех же монастырях, где этот чин служили ранее всегда, в этом году безбожно оскопили.
Например, в одном всемирно известном русском монастыре, в котором еще в прошлом году были провозглашены анафемы некоторым еретикам и ересям, далеко не всем, правда, в этом году анафемы были сокращены совсем. Были прочитаны только молитвы об укреплении православных в вере и о вразумлении заблудших.
Получается одно из двух. Либо мы живем в золотой век, когда все ереси и еретики перевились и испарились в небытие. Либо же еретики настолько возобладали нашей Церковью, что парализовали глас церковной анафемы.
К великому сожалению приходится констатировать, что данная немота в отношении еретиков вызвана небывалым усилением деятельности еретиков. Сбылось пророчество преподобного старца Анатолия Оптинского, который в начале прошлого века писал: «Еретики возьмут власть над Церковью, всюду будут ставить своих слуг, и благочестие будет в пренебрежении… Действительно, первым их делом станет гонение на истинных пастырей, заточение их, ссылки, ибо без этого нельзя будет им расхищать овец (стадо)… Гонение будет не только на пастырей, но и на всех рабов Божиих, ибо бес руководящий ересью не потерпит благочестия».
В свете данного пророчества преподобного Анатолия Младшего снимаются все недоумения по поводу немоты священнослужителей российских монастырей. Однако это не значит, что ересь восторжествовала над Православием. Анафематизмы еретикам с дополнением их списка экуменистами, отменившими церковное провозглашение анафематизмов всем прочим еретикам, были провозглашены многими православными христианами келейно. В этом залог грядущей победы Православия и освобождения Церкви от еретиков, ее захвативших.
Данное положение не исключает и Церкви. Когда руководством Церкви допускается искажение церковных законом, уставов и чиноположений – это явный признак лишения Церкви свободы и независимости.
Поясним нашу речь примером. В этом году Неделя Торжества Православия совпала с празднованием памяти святителя Арсения Ростовского. Этот святитель мужественно боролся за свободу Церкви, против утеснений, чинимых ей государственной властью. В частности он протестовал против секуляризации или отобрания государством церковных земель. В Неделю Торжества Православия он дополнил общепринятый чин анафематизмами против отбирающих церковные имения. За это преосвященный Арсений был лишен сана, заключен в Петропавловскую крепость, в которой и скончался. Вот показатель духовной свободы Святителя. Чин Торжества Православия оказался духовным барометром, при помощи которого определяется высота духовной жизни и степень церковной свободы.
Теперь при помощи этого барометра попробуем изменить ситуацию в современной церковной жизни. В некоторых российских монастырях этот чин вообще не служат. Священнослужители лукаво ссылаются на то, что его можно служить лишь в кафедральных храмах епархии. В тех же монастырях, где этот чин служили ранее всегда, в этом году безбожно оскопили.
Например, в одном всемирно известном русском монастыре, в котором еще в прошлом году были провозглашены анафемы некоторым еретикам и ересям, далеко не всем, правда, в этом году анафемы были сокращены совсем. Были прочитаны только молитвы об укреплении православных в вере и о вразумлении заблудших.
Получается одно из двух. Либо мы живем в золотой век, когда все ереси и еретики перевились и испарились в небытие. Либо же еретики настолько возобладали нашей Церковью, что парализовали глас церковной анафемы.
К великому сожалению приходится констатировать, что данная немота в отношении еретиков вызвана небывалым усилением деятельности еретиков. Сбылось пророчество преподобного старца Анатолия Оптинского, который в начале прошлого века писал: «Еретики возьмут власть над Церковью, всюду будут ставить своих слуг, и благочестие будет в пренебрежении… Действительно, первым их делом станет гонение на истинных пастырей, заточение их, ссылки, ибо без этого нельзя будет им расхищать овец (стадо)… Гонение будет не только на пастырей, но и на всех рабов Божиих, ибо бес руководящий ересью не потерпит благочестия».
В свете данного пророчества преподобного Анатолия Младшего снимаются все недоумения по поводу немоты священнослужителей российских монастырей. Однако это не значит, что ересь восторжествовала над Православием. Анафематизмы еретикам с дополнением их списка экуменистами, отменившими церковное провозглашение анафематизмов всем прочим еретикам, были провозглашены многими православными христианами келейно. В этом залог грядущей победы Православия и освобождения Церкви от еретиков, ее захвативших.
Николай Светлов