Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
20.02.2011

HE ЛЮБИТЕ МИРА

Притча о блудном сыне – одна из самых драгоценных, самых важных для нас притч Христовых, потому что в ней Господь и Бог наш Иисус Христос научает нас самому важному, точнее, тому, что мы должны считать самым важным, самым драгоценным, самым необходимым в жизни.
Почему блудный сын ушел из отчего дома, где царило благочестие, где все было чисто и свято, где и отец, и старший сын были счастливы? А младшему сыну это не нравилось, он не хотел благочестия, не хотел жизнь свою посвящать Богу; но стремился к наслаждениям, ему была несносна мысль о том, что в непрестанной молитве и посте надо служить Богу.
И вот он ушел, и жил так, как хотела плоть его, распутно, промотал все свое имение. И когда начался жестокий голод, он стал тяжко нуждаться и голодать, и совершенно опустился, стал пасти свиней и жил в обществе их. Он рад был напитаться пищей свиней, но и той не давали ему. Вот к чему привело его служение плоти, стремление к радостям и утехам ее.
Это для нас урок и предостережение, чтобы жили мы не ради плоти своей, не ради утех и наслаждений земных, не служили похотям и страстям своим, иначе неизбежно глубокое падение и жизнь среди людей, которые подобны свиньям: среди развратников, воров, блудниц, взяточников, клеветников, клятвопреступников, убийц.
Эта притча также напоминает нам слова Христовы о том, что не можем мы служить Богу и мамоне (Мф. 6, 24). Надо выбрать одно из двух: или служить Богу, или служить мамоне, то есть: богатству, плоти, страстям и похотям ее, – середины не должно быть. Об этом читаем мы и у великого апостола Христова Иоанна Богослова: Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей (1 Ин. 2, 15).
Не любите мира, не любите утех мирских, не любите услаждений плоти, ибо все, что в мире, похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего (1 Ин. 2, 16). Глаза наши соблазняют нас тем, что мы видим, например, если видим что-нибудь постыдное или, наоборот, заманчивое, испытываем влечение ко греху, или видим, как блистательно живут люди богатые,
далекие от Бога, и начинаем завидовать. В этом – похоть очей. Мы заражаемся сребролюбием, которое есть корень всех зол (1 Тим. 6, 10), ибо оно подвигает нас ко многому дурному и преступному и, в конце концов, когда достигнем успехов на жизненном пути, приводит к тягчайшей страсти – гордости, которая есть гибель духовная. Так говорит святой апостол Иоанн.
Теперь послушайте слова преподобного Антония Великого: «Возненавидь все мирское и покой телесный, ибо они сделали тебя врагом Богу. Но как человек, имея врага, ведет с ним брань, так и нам надобно вести брань с телом, чтобы не покоить его». В другом месте прп. Антоний говорит: «Не ходите вслед похоти очей своих и не расслабляйтесь сердцем своим. Ибо злая похоть развращает сердце и омрачает ум. Дальше отходите от нее, да не прогневается на вас живущий в вас Дух Божий. Станем подвизаться за чистоту даже до смерти и всячески блюсти себя от скверных похотей».
Так говорил великий святой, всю жизнь свою посвятивший только Богу, так говорят и все безчисленные подвижники благочестия, отшельники, монахи. Они возненавидели плоть свою, возненавидели все прелести, все соблазны мира. Они тело свое хлестали, как вьючное животное, как ленивого и непослушного раба. Они изнуряли плоть свою постом и бдением и достигали власти духа над телом, достигали того, о чем говорит апостол Павел в Послании к галатам: Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти. Они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Дела плоти известны: они суть прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идоло-служение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийство, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так царствия Божия не наследуют (Гал. 5, 16-18).
Есть люди, которые – в противоположность святым – ради наслаждения плоти часто не останавливаются ни перед чем, даже перед убийством ближних своих. Но между этими двумя полюсами находится огромная масса людей, которые, хотя и не совершают никаких злодеяний и преступлений, но служат похотям плоти, а не высшим влечениям духа. Среди них множество неверующих, предпочитающих жить по велениям своего разума, идти своим путем, широкой и торной дорогой, а не узким и скорбным путем Христовым.
А теперь посмотрим на тех, кто наполняет храмы. Что скажем о них? Скажем, что и многие из них тоже гораздо больше служат телу своему, чем духу, творят более дела плоти, чем дела духа. О таких говорит апостол: Не понимаю, что делаю, потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать его, того не нахожу. Добра, которого хочу, не делаю, а зло, которого не хочу, делаю (Рим. 7, 15, 18, 19).
Они и хотели бы служить добру, но плоть тянет вниз, хотели бы жить духом, но, как чугунная тяжесть, перевешивают похоти и страсти. И живут они в глубоком раздвоении совести: и к исполнению заповедей стремятся, и о царствии Божием помышляют, и хотели бы служить духу, а не плоти, но слаб дух их, сильна и властна плоть, не дает вознестись горе, к небу, не дает жить по заповедям Христовым.
Вот на это разделение всего рода человеческого указывает Господь Иисус Христос в Своей притче.
Все мы подобны блудному сыну, все стремимся к наслаждениям, всем нам тяжело служение духу. Не хотим поститься, не хотим подолгу молиться, не хотим помыслы свои сосредоточить на заповедях Христовых. Не стоит пред глазами нашими неотступно Крест Христов. Не видим постоянно пред собой Божественного Страдальца, ради нашего спасения пролившего Кровь Свою в ужасных мучениях на Кресте. Помолимся Богу, вспомним о Нем, а потом опять забываем.
Жил младший сын со свиньями, жил среди людей, низко опустившихся, совершенно чуждых служению духу. А нам не надо ли жить с теми, кто более близок к Богу, не надо ли опомниться, подобно блудному сыну, оставить служение плоти и всем сердцем обратиться к Отцу Небесному, сказав: «Отче! Согрешил я пред Тобою, а теперь пришел с покаянием. Прими меня не как наследника, а как раба Своего!»
И если сделаем это, произойдет то, что произошло в притче: Отец Небесный Сам по
спешит навстречу нам, кающимся, обнимет нас, блудных и окаянных, все нам простит и сотворит пир радости.
Будем же мы такими грешниками кающимися, и откроет пред нами Свои объятия Бог, Который есть Любовь и Всепрощение. К Нему да будут устремлены все помыслы наши. Ему да посвятим мы жизнь свою! Аминь.

Свт. Лука Крымский (Войно-Ясенецкий)
Беседы на Евангелие


<-назад в раздел

Русский календарь