Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
24.01.2011

«ДЕЛА ВЕРЫ НЕ ДОПУСКАЮТ ИКОНОМИИ»

 В делах веры нет компромиссов. <...> Нет никакой гносеологической – ибо нет никакой онтологической – связи между Истиной и ложью. Мы знаем это от воплотившегося Бога: Истина – Бог. А ложь? Ложь – это диавол.
   Последуя всем сердцем, всей душой, всем умом, всей силой Святым Апостолам, Святым Отцам и cвятым Вселенским Соборам, богоносный отец наш святой Марк Ефесский, исповедник, не допускает никаких компромиссов в делах веры, никаких послаблений и уступок. Когда на Флорентийском соборе православные приверженцы унии с латинянами кричали ему, по-апостольски богомудрому и решительному ее противнику: «Найди нам выход, икономию», – Марк отвечал: «Дела веры не допускают икономии. Это все равно, что сказать: отруби себе голову и иди куда хочешь. <...> Между Истиной и ложью не может быть найдено ничего среднего. <...> То, что относится к Церкви, не разрешается через компромиссы. <...> Пусть никто не властвует в нашей вере – ни царь, ни архиерей, ни лжесобор, ни иной кто, но – только единый Бог, передавший нам ее, и Сам, и через Своих Учеников».
   Святой Марк благовествует: «Все учители Церкви, все Соборы и все Божественные Писания увещевают нас бежать от неправославно мыслящих и отступить от общения с ними». Правило Второго Антиохийского Собора повелевает: «Бывающий в общении с отлученными от общения сам да будет отлучен». Святой Василий Великий говорит: «Если некоторые претендуют, что исповедуют здравую веру, имеют же, тем не менее, общение с неправославными, если и после увещания не перестанут так поступать, то надлежит иметь и их самих не только отлученными, но даже и братией не называть».
   Святой ефесский исповедник говорит: «Мы во всем последуем священным учителям и древним Апостольским преданиям». А Патриарху Цареградскому пишет, что надобно бороться, «не устрашаясь ничего, ничего не постыжаясь: ни внешних врагов, ни между нами <находящихся> псевдохристиан, ни врагов Духа». «И будем исповедовать до последнего издыхания, – продолжает он, – с великим дерзновением благой залог Святых Отцов – исповедание <веры>, известное нам с детства, которое мы впервые произносили и с которым в конце отойдем отсюда, унося если не иное что, так – Православие», Православную веру, которая ни в чем не имеет ни малейшего недостатка.
   Святой исповедник Марк благовествует: «Молю же вы, именем Господа нашего Иисуса Христа, да тожде глаголете ecи, и да не будут в вас распри – для того чтобы истинную и преданную Отцами веру нашу сохранить как добрый залог, ничего не прибавляя и ничего не убавляя; ибо доселе мы имели веру, ни в чем не имущую недостатка, и не нуждаемся в соборе или Акте унии, для того чтобы научиться чему-нибудь более новому, мы – которые являемся сынами и учениками Вселенских Соборов и на них и после них просиявших Отцов. Это – хвала наша, вера наша, доброе наследие Отцов наших. С нею мы надеемся Богу предстать и восприять отпущение согрешений, а без нее не знаю, какая праведность освободит нас от вечного мучения. Покушающийся же, чтобы мы отбросили ее и ввели иную, более новую веру, хотя бы он был и Ангел с Небес, да будет анафема и да исчезнет всякая память о нем перед Богом и пред людьми. Пусть никто не властвует в вере нашей – ни царь, ни архиерей, ни лжесобор, ни иной кто, но только – единый Бог, Который и Сам, и чрез Своих Учеников передал нам ее».
   Что святой Афанасий Великий – «тринадцатый Апостол», «отец Православия» – для Православной Церкви в четвертом веке, то святой Марк Ефесский, исповедник, для нее в веке пятнадцатом. И как именно в святом Афанасии обитала вся истина Православия, а не в многочисленных арианствующих и полуарианствующих епископах, так и в святом Марке Ефесском была вся Истина Православия, а не в прочих латинствующих участниках Флорентийского псевдособора.
   Богомудрый и неустрашимый ефесский Исповедник и в час своей смерти оставляет перед свидетелями исповедническое завещание: чтобы ни Цареградский Патриарх, ни кто-либо иной из его приспешников, подписавших и принявших унию с латинянами во Флоренции, не приходил на погребение и не участвовал в заупокойных по нему богослужениях. И изрекает такие напутствия: «Я говорю и свидетельствую пред многими находящимися здесь и достойными мужами, что я совершенно и никоим образом не хочу и не принимаю общения с ним или находящимися с ним, ни в этой моей жизни, ни после смерти, как <не принимаю> ни бывшей унии, ни латинских догматов, которые он принял сам и его единомышленники и ради провождения которых занял это председательское место, с целью низвержения правых догматов Церкви. Я совершенно уверен, что насколько дальше я стою от него и подобных, настолько бываю ближе к Богу и всем Святым; и насколько отделяю себя от тех, настолько бываю в единении с Истиной и Святыми Отцами, богословами Церкви; а также я убежден, что счисляющие себя с теми далеко отстоят от Истины и блаженных учителей Церкви. И посему говорю: как в течение всей моей жизни я был в разделении с теми, так и во время отшествия моего, да и после моей смерти, я отвращаюсь от обращения и единения с ними и клятвенно заповедую, чтобы никто <из них> не приближался ни к моему погребению, ни к могиле моей».

Преп. Иустин (Попович)
Собрание творений преп.
Иустина (Поповича). М., 2007. Т. 4. С. 221–223.


<-назад в раздел

Русский календарь