Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
23.01.2011

ЗАТВОРНИК ВЫШЕНСКИЙ

Святитель Феофан Затворник родился в 1815 г. в семье сельского священника,   окончил   Киевскую Духовную Академию, стал епископом. В 1866 г. удалился в Вышенкую обитель, где и пребывал до своей кончины, из них – около 22 лет в строгом затворе. Замечательна жизнь этого светильника Русской Церкви перед наступлением столь грозных времен для нее и для всей России. Замечательно и огромное богатство в виде письменных творений, дающих нам единственно верный подход к духовной жизни в наше лукавое время, когда столь многие увлекаются всякими ветрами всевозможных лжеучений...
В глубине затвора еп. Феофан еще в 1860-1870 гг. прозревал духом то страшное бедствие, которое надвигалось на не устоявший в верности Православию русский народ, и грозно предостерегал о неизбежно ожидающей его каре Божией и притом именно в форме кровавой революции:
«Сколько знамений показал Господь над Россией, избавляя ее от врагов сильнейших и покоряя ей народы! Сколько даровал ей постоянных сокровищниц, источающих непрестанные знамения, – в святых мощах и чудотворных иконах, рассеянных по всей России! И, однакож, во дни наши начинают уклоняться от веры: одна часть совсем и всесторонне падает в неверие, другая отпадает в протестанство, третья тайком сплетает свои верования, в которых думает совместить и спиритизм и геологические бредни с Божественным Откровением. Зло растет: зловерие и неверие поднимают голову; вера и Православие слабеют. Ужели же мы не образумимся? И будет, наконец, тоже и у нас, что, например, у французов и других...» «Что там сделалось в малом объеме, того надобно ожидать со временем в больших размерах...»
Святитель ясно указывает причину грозящей нам катастрофы в нашем неразумном увлечении чуждой нам по духу полуязыческой, отрекшейся от Христа культурой Запада: «Западом и наказывал и накажет нас Господь... Завязли в грязи западной по уши, и все хорошо...». «Нас увлекает просвещенная Европа», – говорит он: «Да! Там впервые восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие; оттуда уже перешли они и переходят к нам. Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня. Но припомним двенадцатый год: зачем это приходили к нам французы? Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. А теперь, кажется, начал уже забываться тот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто весть, может быть, опять пошлет на нас Господь таких же учителей наших, чтобы привели нас в чувство и поставили на путь исправления. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему».
А в своей проповеди на день Рождения Наследника Цесаревича, произнесенной 8 сентября 1864 г., свт. Феофан изрек подлинное пророчество: «Издавна охарактеризовались у нас коренные стихии жизни русской, и так сильно и полно выражаются привычными словами: Православие, Самодержавие и Народность. Вот что надобно сохранять! – когда ослабеют или изменятся сии начала, русский народ перестанет быть русским...».

Из поучений свт. Феофана о грехах

Во всяком человеке, нераскаянно живущем во грехе, живет бес, как в доме, и всем у него распоряжается. Когда по благодати Божией такой грешник приходит в сокрушение о грехах своих, кается и перестает грешить, – бес из него изгоняется. Сначала он не беспокоит покаявшегося, потому что в нем на первых порах много ревности, которая как огонь жжет бесов и как стрела отражает их. Но потом, когда ревность начинает охладевать, подступает и бес издали со своими предложениями, вбрасывает воспоминание о прежних удовольствиях и вызывает к ним. Но поостерегись только покаянник – от сочувствия скоро перейдет к желанию; если и здесь не опомнится и не возвратит себя в состояние прежней трезвенности, то падение недалеко. Из желания рождается склонение на грех и решимость: внутренний грех готов, для внешнего ожидается только удобство. Представься оно – и грех будет сделан. С этим вместе бес опять входит и начинает гнать человека от греха к греху еще быстрее, чем прежде. Это изобразил Господь притчею о вторичном возвращении беса в дом очищенный, подметенный (см. Мф. 12, 38-45).


<-назад в раздел

Русский календарь