СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ ЦЕРКВИ
О Божественном Откровении в Священном Писании и Священном Предании
Из соблюдаемых в Церкви догматов и проповеданий некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые приняли от Апостольского Предания, по преемству в тайне. Те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия…
Свт. Василий Великий
Источником Православной веры является Божественное Откровение, т.е. то, что Бог Сам через пророков и апостолов открыл людям, чтобы они могли право и спасительно веровать в Него и достойно чтить Его. Божественное Откровение распространяется между людьми и хранится в истинной Церкви посредством Свщ. Писания и Свщ. Предания.
В древние времена Свщ. Писание (Библия) было Словом Божиим письменным, а Свщ. Апостольское Предание (часть Божественного Откровения, не зафиксированная в письменном виде) – Словом Божиим устным. Но уже к эпохе свободы и торжества Церкви в 4 в. эта часть Божественного Откровения также получила письменную запись.
Как Слово одного Бога Свщ. Писание и Свщ. Предание имеют равное достоинство. В то же время они равно необходимы и взаимно друг друга дополняют. По словам свт. Иринея Лионского, основания для Предания черпаются из Свщ. Писания, т.к. оно «основание и столп нашей веры», а Предание «есть … дверь к правильному пониманию Свщ. Писания». Св. отцы называют Свщ. Писание и Свщ. Предание двумя легкими в теле Церкви.
В совокупности истины веры, заключающиеся в Свщ. Писании и Свщ. Апостольском Предании, дают полноту учения Православной веры.
Свщ. Апостольское Предание составляет Свщ. Предание в собственном, или узком, смысле. Божественное Откровение дано людям однажды и на все времена и должно сохраняться неизменным.
Церковь – хранительница Божественного Откровения
Господь наш Иисус Христос вверил хранение Божественного Откровения не отдельным лицам, а основанной Им Церкви. «В нее, как бы в богатую сокровищницу, апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от нея питие жизни», – говорит свт. Ириней Лионский.
Церковь, по Божественному обетованию, непрерывно сохраняется неразлучно пребывающим с ней Христом «во вся дни до скончания века» (Мф. 28, 20) и Духом Святым, наставляющим ее «на всякую истину» (Ин. 16, 13), так что не может ни отпасть от веры, ни погрешить в истине веры. Являясь «столпом и утверждением истины» (1 Тим. 3, 15), она хранит в себе и передает из века в век Божественное Откровение в целости и неповрежденности, в том виде, в каком оно дано ей Богом. Она также хранит и передает из века в век и свое понимание Божественного Откровения, т.е. является непогрешимой истолковательницей его.
Эта передача в Православной Церкви Божественного Откровения по букве, или хранение его, и передача по духу и смыслу, или толкование его, есть Предание в широком смысле слова.
Другими словами, – Предание в этом смысле есть свидетельство, или голос, Вселенской Церкви, тот дух истины и веры, то сознание Церкви, которое живет в ней от времен Христа и апостолов. Оно содержит правило надлежащего понимания истин Божественного Откровения и тот духовный опыт Церкви приведения людей ко спасению, который позволяет ей в каждое конкретное историческое время, не меняя содержания Откровения, преподавать его людям понятным для них языком, учить их правильному его восприятию и вообще приобщать их к духовной христианской жизни в Церкви.
Традиционно значение Свщ. Предания усваивается: постановлениям Вселенских Соборов; догматическому и нравственному учению Церкви, выраженному в согласном учении св. отцов; основам богослужебной жизни Церкви.
Свщ. Предание может содержать лишь то, что согласно со Свщ. Писанием и во что, по словам прп. Викентия Лиринского, верили «повсюду, всегда и все». К нему не относятся местные церковные обычаи, а также то, что вообще не имеет отношения к Преданию, а исходит из области суеверий.
Хранителями Свщ. Предания являются все члены Церкви, стоящие в истине.
«Что такое Предание? – пишет прп. Викентий Лиринский. – То, что тебе вверено, а не то, что тобою изобретено, то, что ты принял, а не то, что ты выдумал … дело, до тебя дошедшее, а не тобою открытое, в отношении к которому ты должен быть не изобретателем, но стражем… Предание сохрани. То есть талант веры … сбереги неповрежденным. Что тебе вверено, то ты и передавай…
Пусть их (догматы) истолковывают, поясняют, определяют: это позволительно; но их полнота, цельность, качество должны оставаться неизменными: это необходимо».
Святоотеческое Предание
Св. отцы суть не что иное, как только хранители Апостольского Предания. Все они, как и святые апостолы, являются только свидетелями Истины …– Богочеловека Христа. Ее они неустанно исповедуют и проповедуют, они – всезлатые уста Бога Слова.
Прп. Иустин Попович
С течением времени после Апостольского Предания появилось Предание, которое называется «собственно отеческим». Под ним разумеются положения отцов, которые, не относясь по времени появления к апостольской древности, признаются однако за истину Церкви. Сюда же относится агиография (жизнеописания святых) как примеры религиозно-нравственной жизни людей.
Свт. Афанасий Великий сформулировал три главных условия истинности собственно отеческого Предания: соответствие Свщ. Писанию; согласие с другими отцами; хорошая жизнь и кончина во Христе автора. При выполнении этих условий Церковь принимает это Предание и признает за ним такое же достоинство, какое принадлежит апостольскому учению.
Авторитет св. отцов в Православной Церкви очень высок. Свт. Серафим Соболев говорит: «Слушать св. отцов как преемников св. апостолов – это значит слушать Самого Бога».
Святые отцы – духоприимцы и духоносцы
Дух – воистину место святых и святой есть собственно место Духа.
Свт. Василий Великий
В день Св. Пятидесятницы Дух Святой сошел в Богочеловеческое тело Церкви и навсегда остался в нем как его всеживотворящая душа (Деян. 2, 1-47). На апостолов Дух Святой сошел в виде огненных языков. Ныне Он изливается на верующих невидимым образом через молитву, священнодействия Церкви и особенно – через ее Таинства. Каждый получает Духа в той мере, в какой способен принять и удержать его. Эта мера определяется верой и святостью жизни, исполнением заповедей. Поэтому лишь святые Божии являются подлинными духоприимцами и духоносцами. Им Святой Дух – Дух премудрости и разума – открывает тайны Божии. По словам прп. Иустина Поповича, «в Церкви лучше всех мыслят св. отцы, ибо они мыслят Духом Святым». Именно они являются единственными истинными и достоверными истолкователями Свщ. Писания и вообще Божественного Откровения.
Святые отцы – истолкователи Божественного Откровения
Аще будет исследуемо Слово Писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях…
Из Правил Шестого Вселенского Собора
О том, как важно последование этому правилу для сохранения единства веры и Церкви, свидетельствует прп. Амвросий Оптинский. На вопрос: «Отчего вероучение Православной Церкви, насажденное разными апостолами в различных местах и народах, пребывает одинаковым и неизменным в продолжении осьмнадцати столетий с половиною; лютеранское же учение, преподанное одним человеком, разделилось в продолжении трех столетий более нежели на семьдесят разномыслящих партий, – он ответил: оттого, что Соборная Православная и Апостольская Церковь заповедует чадам своим понимать Свщ. Писание так, как … объясняют оное избранные Божии мужи, очищенные от страстей, Богоносные и Духоносные … Лютер же позволил каждому… толковать Писание по своему усмотрению».
Святоотеческие твореня и жития святых
Стяжем истинное познание о Боге, чуждое заблуждений и умствований, оно сияет из Свщ. Писания и писаний св. отцов, как свет из солнца.
Свт. Игнатий Брянчанинов
С достаточной степенью условности святоотеческие творения можно разделить на богословско-догматические и нравственно-аскетические.
В области догматического богословия Отеческое Предание может выражаться не в изменении содержания догматических истин, которые однажды и навсегда сообщены апостольским учением, а лишь в их объяснении, более гибком изложении, составлении новых терминов. Прп. Викентий Лиринский пишет: «… учи тому, чему сам научился, дабы, когда говоришь ново, не сказать тебе нового».
Св. отцы придали точность выражению истин христианского учения и создали единство догматического языка.
Классическим примером святоотеческой догматики является известный труд прп. Иоанна Дамаскина «Точное изложение Православной веры», обобщивший богословский опыт св. отцов первых семи веков христианства. И в наше время он остается авторитетнейшим изложением христианского вероучения.
Сербский богослов прп. Иустин Попович, который сам является автором замечательного трехтомного труда «Догматика Православной Церкви», называет св. отцов Церкви лучшими богословами, т. к. они богословствуют Духом Святым, и считает изучение их трудов первым делом каждого православного богослова.
Нравственно-аскетические сочинения св. отцов являются для нас сокровищницей реального, живого опыта жизни во Христе и указателями пути ко спасению. Они учат правильной внутренней нравственной жизни, борьбе с грехом, страстями, падшими духами, стяжанию добродетелей.
Жития святых всех веков христианства могут служить для нас образцом того, как должно поступать в тех или иных обстоятельствах, как осуществлять свой нравственный выбор.
Приведем лишь один пример из жизни особенно близких к нам святых – новомучеников и исповедников Российских: свт. Афанасий Сахаров, еп. Ковровский, автор Службы Всем святым, в земле Российской просиявшим, впервые исполненной в тюремной камере, из 33-х лет архиерейства менее 3 лет был на епархиальном служении и около 30-ти провел в тюрьмах, лагерях и ссылках. При этом он не переставал благодарить Бога за то, что сподобился «немного», по его словам, пострадать за Христа.
Св. отцы, по словам прп. Иустина Поповича, «мерило и критерий всего православного … только то, что можно проверить их духом, согласовать с их учением … православно и соответствует духу Евангелия».
Свщ. Предание Церкви, будучи традиционным в плане непременного соответствия Свщ. Писанию, святоотеческому и литургическому опыту Церкви, не остается чем-то застывшим. Имея обязанность откликаться на нужды христиан каждой эпохи, оно живет и развивается. Оно – живое Предание.
Из библиотеки Свято-Троицкого собора