СВЯТЫЙ ПРОРОК ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ
Оттого, что главная роль Иоанна в жизни сыграна на день Богоявления, Церковь с первых дней посвятила день Богоявления его памяти. С этим днем связано еще событие с рукой Предтечи. Евангелист Лука пожелал перенести тело Иоанна из Севастии, где великий пророк посечен был от Ирода, в Антиохию, свое родное место. Но успел перенести только одну руку, которая хранилась в Антиохии до десятого века, а после была перенесена в Царьград, где исчезла во времена Турков.
Св. Иоанн прославляется несколько раз в году, но наибольшее прославление приходится на 7 января. Между личностями евангельскими, которые окружают Спасителя, личность Иоанна Крестителя занимает особое место, как по образу своего прихода в мир, так и по образу жизни своей в миру, и по роли крещения людей через покаяние и крещения Мессии, и в конце по своему трагичному уходу из жизни.
Он был такой моральной чистоты, что воистину мог бы называться ангелом, как его Св. Писание и называет, а не смертным человеком. От всех остальных пророков св. Иоанн отличается особенно тем, что он имел счастье указать рукой миру на Того, о Ком от пророчествовал.
О руке св. Иоанна говорится, что каждый год в день святителя архиерей ее выносил перед народом. Когда-то рука бывала расширенной, а когда-то сжатой. В первом случае означала урожайный обильный год, а в другом неурожайный год или голод.
О покорности Божией.
Да будет воля Твоя и на земле,
Как на небе (Мат. 6, 10).
Хорошо Иоанну Крестителю, потому что исполнение Евангелие до Евангелия! Уйдя в пустыню, он предался полностью воле Божией и телом и душой. И воля Божья совершалась и на земле его тела и на небе его души. Ни голод; ни зверь не повредил его телу в пустыне за многие годы, ни отчаянье его души из-за одиночества, ни гордость из-за небесных видений. Все ему Бог давал, что ему было потребно, так как полностью предался он воле Божией.
Он и не направлял свои стопы ни в пустыню, ни из пустыни. Невидимый корабль свыше управлял его жизнью. Но когда ему потребовалось выйти из пустыни навстречу Господу «был глагол Божий к Иоанну (Лк. 3, 2) Иоанн говорит о своем общении с силами небесными как невинный ребенок.
«Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа, сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий (См. Лк. 1, 33-34)».
Как нежно и просто он говорит о небесных предметах! А как он страшен, как лев, когда говорит против неправды людей, против Ирода и Иродиады! Агнец и лев живут в нем вместе. Для него небо близко как для ребенка мать. И воля Божия ему так доступна и ясна как ангелом на небе.
Господи премудрый, управь по Твоей воле жизнь и нас грешных в пустыне этой жизни, как Ты управил жизнь св. Иоанна Крестителя. Тебе слава и хвала во век. Аминь.