НА ПОЛОВИНУ ПРАВОСЛАВЕН ТОТ, КТО… НЕ РУКОВОДСТВУЕТСЯ БОЖЕСТВЕННЫМИ ПРАВИЛАМИ
Каноническое учение Православной Церкви точно так же, как и догматическое не подлежит изменению. Об этом ясно и недвусмысленно засвидетельствовали Святые Отцы. Великий исповедник Православия преподобный Феодор Студит пишет: «Есть Божественные законы и правила, которые руководят каждым благочестивым, в которых нельзя ни прибавить, ни убавить что-нибудь».
Такого учения придерживались как древние святые, так и святые нашего времени. Сербский Златоуст ХХ века преподобный Иустин (Попович), когда ему еретики предложили совместную молитву, написал им в ответ: «По 45 Апостольскому правилу, „епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся только, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям Церкви, да будет извержен“. Это священное правило святых Апостолов не указывает, какая именно молитва или служение запрещается, но, напротив, запрещает всякую совместную молитву с еретиками, даже частную. Эти указанные каноны святых Апостолов и Отцов действительны и теперь, а не только в древности: они остаются безусловно обязательными для всех нас, современных православных христиан. Они безусловно действительны для нашей позиции в отношении римо-католиков и протестантов».
К великому сожалению в настоящее время даже среди преподавателей духовных учебных заведений бытует иное мнение. Они считают, что каноны соблюдать необязательно. В качестве примера можно привести старшего преподавателя кафедры истории Церкви и канонического права ПСТГУ иерея Димитрия Пашкова. В своем интервью экуменическому порталу Православие и мир, он заявил, что церковное законодательство можно игнорировать. Только надо это делать умело. «Для того, – говорит он, – чтобы поступать подобным образом…, надо хорошо представлять, чем объясняется строгость канона, каков правопорядок в его самом точном виде. Тогда от этого правопорядка можно грамотно, с духовной пользой отступить».
Вот это слово «отступление» лучше всего характеризует такого рода священнослужителей, которые и сами отступают от канонов, и других учат тому же. По-гречески это слово звучит как «апостасия». В отступлении от церковного законодательства и заключается суть современных апостасийных процессов. Однако Святые Отцы не считали таких людей даже православными. «Мы православны и питомцы Кафолической Церкви, отвергающие всякую ересь и принимающие все признанные Вселенские и Поместные Соборы, равно как и изреченные ими канонические постановления, – говорит преподобный Феодор Студит. – Ибо не вполне, а наполовину православный тот, кто полагает, что содержит правую веру, но не руководствуется Божественными правилами».
Николай Светлов