Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
04.01.2011

О МОЛИТВЕ ЗА ИНОВЕРЦЕВ

Из писем преподобного Амвросия, старца Оптинского
Так как во все времена при служении в Православной Церкви всегда поминались о упокоении души усопших только православных христиан, – потому в постановлениях церковных и не пишется о непоминовении иноверцев, ибо нигде их не поминали.
Выписываем из церковных постановлений, как поминались и ныне поминаются отшедшие о Господе.
   На проскомидии: «Потом иерей, взяв пятую просфору, говорит: „О памяти и оставлении грехов святейших патриархов православных и благочестивых царей, и благочестивых цариц, блаженных создателей святыя обители сея (и других усопших поминает по имени и в конце говорит) и всех в надежде воскресения, жизни вечныя и Твоего общения усопших православных отец и братий наших, Человеколюбче Господи“».
   На сугубой ектении, во время вечерни, утрени и Литургии: «Еще молимся о блаженных и приснопамятных патриарсех православных, и благочестивых царех, и благоверных царицах, и создателях святыя обители сея, или храма сего, и о всех прежде почивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных».
   На литии во время бдения: «Еще молимся о успении, ослабе блаженныя памяти и оставлении грехов всех прежде отшедших отец и братий, зде лежащих и повсюду, православных».
   На полунощнице: «Помолимся о всякой души христиан православных, ублажим благочестивыя цари, православныя архиереи и вся преждеотшедшия отцы и братию нашу, зде лежащия и повсюду, православныя».
   На Литургии. Прежде освящения Даров иерей говорит: «Мир всем». Хор поет: «Милость мира, жертву хваления». Иереи в алтаре в знамение взаимного мира и единомыслия, дают друг другу целование о Господе (в древние времена то же делали все христиане). По освящении же Даров, иерей, в знамение единства Церкви, поминает в вере почивших праотцев, патриархов, пророков и апостолов, мучеников и преподобных и всех святых. А диакон читает диптихи, т.е. помянники усопших верных, отшедших с надеждою спасения и воскресения.
   Если же через некоторое время открывалось, как видно это из церковной истории, что кто-нибудь из записанных в этих помянниках оказывался замешанным в ереси, то имена таких всегда исключали. Причину сего выставляет святой Дионисий Ареопагит, говоря так: «Невозможно, чтобы к Единому вместе приводимы были и миротворного единения с Единым были причастниками люди, разделенные между собою»*.
   Тут же далее говорит святой Дионисий: «Если бы мы, будучи озарены созерцанием Единого, были собраны воедино в единовидном и божественном собрании, то не допустили бы себя впасть в особливые похотения, из которых образуются земные и страстные вражды»**.
   Если бы римские первосвященники не впали в особливое похотение преобладания, то не враждовали бы на Православную Церковь по земным и страстным причинам. Также и лютеране, и вообще протестанты, если бы не недуговали особливыми похотениями чревоугодия и высокоумия, то не нападали бы на православных за соблюдение постов и покорность постановлениям Православной Церкви Христовой. Они забыли заповедь Самого Господа в Евангелии: А если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18, 17). Сими словами с тем вместе определяется ясно забота и попечение православных в отношении иноверцев, кто бы они ни были. Но по закону любви Церковь наша молится о соединении церквей, т.е. об обращении иноверных еще при их жизни с тою мыслию, чтобы Господь, имиже весть судьбами, обратил их к свету Истины и привел на путь спасения. Если обратятся, то добро и благо; когда же при жизни своей не обратятся, по недоведомым нам судьбам Божиим, то по смерти их Церковь уже не может их поминать, так как они не имели общения с нею при своей жизни.
   Достойно замечания, что когда кого-либо из православной царской фамилии выдают в замужество за иноверца, то супруг сей только при жизни его поминается на ектениях, и при том безымянно; по смерти же не поминается. А для царских родственников могла бы Церковь сделать снисхождение, если бы это возможно было.

   * Новая скрижаль. Служебник.
   ** Св. Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии. 1854. Гл. 3. Отд. 8.


<-назад в раздел

Русский календарь